Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН (GILBERT KEITH CHESTERTON. 18741936)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—журналист, беллетрист, критик и историк литературы, богослов и поэт, авторнескольких сот эссе, шести романов, десятка монографий в жанре очерка-силуэта,примерно стольких же сборников рассказов, сотни с лишним стихотворений, в томчисле двух десятков баллад, большой эпической поэмы и пьесы-феерии. Родом изсостоятельной семьи предпринимателя, Честертон окончил привилегированную школуи в 1892 г. поступил в художественноеучилище Слейда при Лондонском университетском колледже; там же прослушал курслекций по английской литературе. Оформлял и иллюстрировал книги; затем,обнаружив наклонности и незаурядные способности к журналистской работе, хваткурецензента и дарование остроумца-парадоксалиста, стал обозревателем ежемесячника«Букмен» и газеты «Дейли ньюс» (1901—1913);с 1905 по1930 г. поставлял еженедельные заметки на вольную тему дляпопулярнейшего «Иллюстрейтед Лондон ньюс», т. е. в полной мере овладел стилистикойнепринужденной беседы с самым широким читателем. На такого, несколькоидеализированного (что, впрочем, было для Честертона принципиально) читателя они ориентировался, сделав демократизм, в противовес как элитарности, так иплебейству, своей мировоззренческой —писательской, социальной, философской и религиозной — программой, провозглашенной первом же его тематическом сборникеэссе «Защитник» (1901). Не потакать, асоответствовать демократическим вкусам, способствовать их самоосознанию иобщественному самоопределению стремится Честертон, выступая вразговорно-эссеистическом жанре и сочиняя рассказы-анекдоты («Клуб странныхпрофессий», 1905), измышляяприключенческие эксцентриады (роман «Человек, который был Четвергом», 1908; имеет подзаголовок «Страшный сон»),создавая растянувшуюся на четверть века знаменитую детективную эпопею сосвященником-душеведом в роли сыщика. Католический патер отец Браун появляетсяв сборнике «Неведение отца Брауна» (1911),успевает в полную силу проявить свои профессиональные качества в предвоеннойкниге «Мудрость отца Брауна» (1914) иоказывается ценным советником или, во всяком случае, душеполезным собеседникомв послевоенных сборниках наконец (в 1922г.) формально ставшего римским католиком Честертона — «Недоверчивость отца Брауна»(1926), «Тайна отца Брауна» (1927)и «Скандальное происшествие с отцом Брауном»(1935). Все эти сборники отличает обостренное чувство времени. хотя, посути дела, эти циклы притч, истории о поучительных случаях, воображаемыхпроисшествиях не требуют житейского правдоподобия и легко вписываются в ту илииную игровую, условную действительность, а именно таковую и изображает, расписываетЧестертон. Он настаивает на истинности волшебной сказки и подлинностикукольного представления, и читатель, принимающий его условия игры.привлекается как бы исподволь к соучастию в действе с дидактической подосновой.Таким действом являются, не говоря уж о пьесе «Волшебство. Фантастическаякомедия» (1913), все его романы; внаиболее ярких, игровых, как «Наполеон Ноттингхилльский» (1904). эксцентриаде «Человек, который был Четвергом» и«Перелетном кабаке» (1914), эта подосновазамаскирована под сюжет; в других, и отнюдь не худших, имеющих особоеочарование и своеобразную притягательность.— «Шар и крест» (1910). «Жив-человек» (1913) и «Возвращение Дон-Кихота»(1927) — подоснова обнажена, это скорее прямые проповеди, нежелипритчи-иносказания («Проповеди и притчи Гилберта Кийта Честертона» называетсявступительная статья Н.Трауберг к трехтомнику его художественных произведений).Почти вся беллетристика Честертона перепечатывается и читается на всехмыслимых языках; в 1950—1980-х гг. онзаново оценен по заслугам как один из лучших эссеистов английской литературы и XX в. (притом, разумеется, что его огромноеэссеистическое наследие неравнозначно); основные сборники его эссе переизданы вАнглии и особенно в США; собираются в книги его бесчисленные разрозненныегазетно-журнальные публикации. Не утратили значения ни его книги по историилитературы, такие как «Чарльз Диккенс» (1906),«Уильям Блейк» (1910), «Викторианский векв литературе» (1913), «Чосер» (1932), ни историко-философские портреты-житияФранциска Ассизского (1923) и ФомыАквинского (1933). Отошли в тень егосоциальные трактаты и скороспелые подборки религиозной полемики, но и они могутбыть с интересом прочитаны и оценены заново благодаря неизменному живому остроумиюи неистощимой изобретательности автора. Все сочинения Честертона, не вопреки, аблагодаря их дидактической направленности, продолжают играть свою немаловажнуюроль в формировании зрелого, насыщенного историко-философским содержаниемрелигиозного мышления.

Произведения

Избранные произведения: В 3 т. /Редкол.: С.Аверинцев, В. Скороденко, Н.Трауберг; Сост. и вступ. ст. Н.Трауберг. — М.: Худож. лит., 1990; [Собрание рассказов): В 4т.— М.: СП «Бук Чембер Интернэшнл», 1994;Вечный человек / Сост. и пер.Н.Л.Трауберг и Л. Б. Сумм; Вступ. ст. Н.Л.Трауберг.— М.: Изд-во полит, лит., 1991.— 544 с.; Писатель в газете:Художественная публицистика / Сост.А.Я.Ливергант; Авт. послесл. С. С.Аверинцев. —М.: Прогресс, 1984.— 384 с.; Рассказы / Сост. Н.Трауберг; Послесл. А. Елистратовой. — М.: Правда,1992.— 461 с.; Чарльз Диккенс /Предисл. и коммент. К.Атаровой.— М.: Радуга,1982.— 203 с.; Шар и крест / Пер.Н.Трауберг.— В кн.: Прикдючения'90, М., 1990,с. 283—382. Autobiography.- London: Hutchinson, 1950.- 347 p.; The Bodley Head Chesterton / Ed. by P. J. Kavanagh.- London: Bodley Head, 1985.- 488 p.; Essays / Sel. with a pref. by J. Guest.- London: Collins,1939.- 384 p.; The Father Brown stories.- 8thed.- London: Cassell, 1956.- 718 p.; Theflying inn,- Harmondsworth: Penguin books,1958.- 288 p.; The Napoleon of Netting Hill.- London: WDL books, I960.- 191 p.

ЛитератураКашкинИ. А. Г.К.Честертон.— В кн.; Кашкин И. А. Для читателя-современника, М., 1968, Belloc H. On the place of Gilbert Chesterton inEnglish letters.— New York: Sheed a. Ward,1940.-84 p.; Boyd I. The novels of G. K. Chesterton: A study in art andpropaganda.— London: Elek, 1975.— 241 p.;G. К. Chesterton: Ahalf century of views / Ed. by D. J.Conlon. — London: Oxford univ. press, 1987.- XXVIII, 371 p.; Hollis C. The mind ofChesterton. - London: HoUis a. Carter, 1970.- 303 p.; Kenner H. Paradox in Chesterton.— New York:Sheed a. Ward, 1947.— 156 p.