Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ГЕРХАРТ ГАУПТМАН (GERHART HAUPTMANN. 18621946)

ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ

— родился в Силезии, детство провел в родной деревне, былзнатоком своего края, его людей, быта и языка. Рано проявил склонность клитературе и изобразительным искусствам и вначале хотел быть скульптором.Творческий путь Гауптмана был чрезвычайно сложен. В 1880—1890 гг. он возглавилнатуралистическую школу в Германии, а в годы Первой мировой войны поддалсявлиянию шовинистской и милитаристской пропаганды. Печать натурализма лежит набольшинстве его произведений, тем не менее в лучших из них имеются чрезвычайнояркие картины того времени. Дарование Гауптмана многообразно. Он былталантливым прозаиком, автором повестей и романов, поэтом, который уже насклоне лет писал яркие стихи. Но мировую известность писатель завоевал преждевсего как драматург. На рубеже двух столетий его пьесы шли на сценах всегомира. Многие из них были очень популярны и в России. Выступив создателемсоциальной драмы в Германии, Гауптман-драматург встретил горячее признаниеЧехова, Станиславского. Художественный театр с большим успехом осуществил рядпостановок его пьес. В конце 1930-х гг. Гауптман написал пьесы, направленныепротив фашизма («Перед заходом солнца», «Тьма»). Гауптман был новатором вобласти формы, стиля и языка, демократизировал немецкую драматургию и поэзию,изображал в своих произведениях жизнь социальных низов, смело пользуясьнародным языком.

Перед восходом солнца(VorSonnenaufgang. 1889)

— пьеса, действие которой разыгрывается в силезскойдеревне. Акционерная компания, обнаружив здесь богатые залежи угля, скупила укрестьян землю. В деревне начинается разложение, повальное пьянство. ЕленаКраузе, дочь местного богача, вернувшись из закрытого пансиона, где онавоспитывалась, не может примириться со всеобщим растлением. Все надежды наспасение она возлагает на человека, в которого верит, — журналиста Лотта. Онобещает увезти ее и начать новую разумную жизнь. Однако, узнав, что родителиЕлены алкоголики, Лотт покидает ее; девушка кончает с собой. В этой пьесесказалась натуралистическая теория Гауптмана, согласно которой именнонаследственность является решающей в развитии личности и в поведении человека.Автор с большой изобразительной силой показал расслоение немецкой деревни,бесчеловечную эксплуатацию рабочих в угольной промышленности. На этом фоне сособой отчетливостью воспринимается трагедия человека, ставшего жертвойтемного мира.

Ткачи(Die Weber. 1892)

— драма, написанная в период,когда вопросы рабочего движения особенно интересовали Гауптмана. Действиепьесы развивается в самом начале пролетарского движения в Германии. В пьесеизображено восстание силезских ткачей, которое произошло в 1844 г. и привлеклопристальное внимание Маркса и Энгельса. Ткачи-надомники, доведенные почти доголодной смерти, поднимаются на борьбу. Словно лавина, обрушивается их гнев нахозяев. Восстание стихийно растет, вовлекая все новые массы участников, ипостепенно охватывает всю округу. Необыкновенно выразителен созданныйвоображением драматурга образ фабриканта-хищника Дрейсигера и потрясающиесвоей правдивостью образы рабочих.

Потонувшийколокол (Die versunkene Glocke. 1896)

— пьеса-сказка в стихах. Ееглавный герой — литейщик Генрих отлил колокол, равного которому нет в мире. Вовремя катастрофы колокол падает на дно лесного озера, а мастер Генрихоказывается во власти феи Раутенделейн, которая уводит его из «низины» вгоры, к вольной жизни и вдохновенному творчеству. Однако мастер Генрих не можетуйти от привычной обстановки и Привязанностей и мечется между «низиной» и«вершиной» до тех пор, пока не погибает. В этой пьесе Гауптман использовалмотивы национального фольклора — сказки, предания, поверья. Но сквозь еефантастическую оболочку проступают и реальные, конкретные приметы времени:разброд, шатания и настроения декаданса, которые царили среди немецкойинтеллигенции конца прошлого века.

Передзаходом солнца (Vor Sonnenuntergang.1932)

- драма, написанная наканунеприхода к власти в стране фашистов, в которой «семейная» трагедия ее героевтесно соприкасается с — и определяется — трагедией исторической, неотвратимонадвигавшейся на Германию. Тайный советник Маттиас Клаузен — владелец крупнейшегоиздательского предприятия. Это человек большой культуры, тонкий ценительискусства, поклонник красоты. Клаузен вкладывает в свою деятельностьопределенные просветительские и гуманистические задачи. Но эта деятельностьначинает приобретать все более чуждый и неприемлемый для Клаузена характер,когда он берет в компаньоны своего зятя Кламрота, дельца «новой», фашистскойформации, который подчиняет своему влиянию детей Клаузена. Чувствуя себя всеболее одиноким в семье, Клаузен находит новое содержание жизни, полюбивмолоденькую Инкен. Боясь, что отец женится и от этого пострадают ихимущественные интересы, дети Клаузена, подстрекаемые Кламротом, объявляют отцасумасшедшим, отстраняют от дел и устанавливают над ним опеку. Маттиас принимаетяд и умирает. Смерть Клаузена как бы символизирует гибель культуры и гуманизмапод натиском бесчеловечных сил фашизма. По глубине философского содержания иразработке характеров, по драматизму положений и реалистичности изображениядействительности эта пьеса — одна из вершин гауптмановской драматургии.

Произведения

Полное собрание сочинений: В 14 т — М.: Саблин, 1911 —1912; Атлантида: Роман; Вихрь призвания: Роман; Новеллы / Сост., вступ. ст.А.Русаковой.— Л.: Худож. лит., 1982.— 602 с.; Пьесы: В 2 т.— М.: Искусство,1959.— (Б-ка драматурга); Перед заходом солнца / Пер. М.Левиной; Послесл. А.Дымшица. — М.: Искусство, 1955.— 108 с. Ausgewählte Werke: In 8 Bd. / Hrsg. v. H. Mauer. —Berlin: Aufbau-Verl., 1962; Die versunkene Glocke. — In: Hauptmann G.Werke,Salzburg, 1956, Bd. l, S. 491-565; Vor Sonnenaufgang.- М.: Verl.f. fremdspr. Lit., I960.- 157 S.; Vor Sonnenuntergang.- М.: Verl.f. fremdspr. Lit., I960.- 157 S.; DieWeber.-Berlin;Weimar: Aufbau-Verl., 1970.- 127 S.

Литература

Герхарт Гауптман: Библиогр. указ. рус. пер. и критич. лит.на рус. яз. (1891 — 1983) / Сост. А.А.Волгина.— М.: Книга, 1985.— 166 с.;Сильман Т. Гергарт Гауптман, 1862—1946.— Л.; М.: Искусство, 1958.— 122 с. Heuser F. W. J. Gerhart Hauptmann. Zuseinem Leben und Schaffen.— Tübingen: Niemeyer, 1961.— 288 S.; Hilscher E. Gerhart Hauptmann.—Berlin: Verl. der Nation, 1969.— 661 S.; Leppmann W. Gerhart Hauptmann: Leben, Werk und Zeit.—Frankfurt a. М.: Fischer, 1989.— 415 S.; Mann Th. Gerhart Hauptmann undsein Werk.— Gütersloh: Berteismann, 1953.— 46 S.