Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ВИТОЛЬД ГОМБРОВИЧ (WITOLD GOMBROWICZ. 19041969)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— один из самыхсвоеобразных прозаиков и драматургов XX в., породивший«миф Гомбровича». Сын помещика и предпринимателя, происходившего из старинногошляхетского рода. В 1927 г. окончил юридический факультет Варшавскогоуниверситета, затем учился в Париже. Вернувшись на родину, Гомбрович вскореполностью посвятил себя литературе. С августа 1939 г. жил в Аргентине, в 1963г., получив стипендию фонда Форда, приехал в Европу и в конце концовобосновался в Вансе близ Ниццы. В 1967 г. был награжден международной премиейкнигоиздателей (Рrix Formentor). Литературную деятельность начал с полуфантастическихпсихологических рассказов («Дневник периода полового созревания», 1933;расширенное и дополненное издание — «Бакакай», 1957). Внимание критикиГомбрович привлек гротескным романом «Фердидурка» (1937), в котором безжалостновысмеяны принципы польского патриотического воспитания (позже он выразил своескептическое отношение к отечественной культурной традиции в повести«Транс-Атлантик», 1953) и сформулирована главная тема его творчества:устоявшиеся, закосневшие нормы жизни (обычаи, правила, стереотипы поведения имышления) — и незрелая, формирующаяся личность, не успевшая еще статьтакой, какой ее желают видетьокружающие. Свобода личности, выражающаясяв стремлении разрушить окаменевшие формы, оказывается движущей силоймирового развития — но и помогает понять, что создатель всех мертвящих схем истереотипов — сам человек (драма «Обет», 1953). Впрочем, человек никогда неявляется самим собой, а оказывается тем существом, форму которого вынужденпринять: последняя пьеса Гомбровича «Оперетка» (1966) — пародия на«божественный идиотизм» классической венской оперетты, политическая сатира,взгляд на культуру XX в: и концепция человеческойличности, раскрытая в противопоставлении «одежда — нагота». Однако существует ивнутренняя логика развития форм, о которой люди могут лишь догадываться,пытаясь постичь взаимосвязь между ходом событий и их глубинным смыслом (роман«Космос», 1965). Искусство же, по Гомбровичу, вдохновляется всем неоформленным,живым, динамичным (возвращающим юношескую свежесть восприятия — в романе«Порнография», 1960), но само стремитсяк законченным формам. Примирить эти противоречия должна личность художника — нескованная никакими предрассудками, изменчивая и свободная (доведенный до 1953г. трехтомный «Дневник», 1957—1966,— самый откровенный писательскийавтопортрет в польской литературе). Парадоксальный взгляд Гомбровича на жизньи человека, глубина близкого к экзистенциализму психологического анализа,фантастичность конструируемых ситуаций и гротескность персонажей, злая сатира,юмор и сарказм — все это привлекает к творчеству писателя, произведениякоторого переведены на множество языков, огромный интерес во всем мире.

Ивонна, принцесса Бургундии(Iwona,księżniczka Burgunda. 1938)

— четырехактнаяфилософская драма с элементами театра абсурда. Действие происходит при некоем королевском дворе. Юныйпринц Филипп предлагает руку и сердце туповатой дурнушке Ивонне, чтобы доказать свою полную внутреннюю свободуи независимость как от мненияокружающих, так и отсобственных чувств. Эта ситуация грозит разрушить прежние нормы жизнии извлечь на поверхность то, что стыдливопряталось в тайниках человеческих душ. Двор пытается приспособиться кновому положению вещей, но в конце концов все, включая принца, насамом деле влюбленного вкрасавицу Изу ипотрясенного тем, что теперь еговнутреннюю свободу ограничивают отношения сИвонной, решают устранитьневольную виновницу нарушенияпривычного порядка. Это удается сделать после того, как двор возвращается кпрежним стереотипам.

Произведения

Девственность и другие рассказы; Порнография: Роман; Издневника / Пер., коммент. и послесл.

Ю. Чайникова. — М.:Лабиринт, 1992,— 320 с.; Ивонна,принцесса Бургундии: Пьеса /Пер.

Л.Бухова; Вступ. ст.Н.Якубовой. — Соврем, драматургия, 1966, № 1, с. 200—227; Порнография /

Пер. и предисл. С. Макарцева. — М.: Радуга, 1994. — 173 с.;Фердидурка / Пер. А. Ермонского.—

Иностр. лит., 1991, № 1, с. 73-211. Dzieła 9 t. / Red. nauk. tekstu J. Błoński: T. 1-9.- Kraków; Wrocław: Wyd-wo lit., 1986.

ЛитератураBłoński J. Forma,śmiech i rzeczy ostateczne: Studia o Gombrowiczu. — Kraków: Znak, 1994. — 281 s.; Gombrowicz / Pod red. Н. Dziechcińskiej. — Wrocław: Ossolineum, 1983. — 157 s.