Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ВИЛЛЕМ ЭЛСХОТ (WILLEM ELSSCHOT. 18821960)

ЛИТЕРАТУРА БЕЛЬГИИ

—настоящее имя Альфонс де Риддер. Родился в Бельгии, но долгое время жил иучился в Париже, где получил навыки бухгалтерского дела. Проницательный иироничный наблюдатель, он не случайно был признан мэтром и стал одним изклассиков бельгийского романа середины XXв. Создавая свои произведения на фламандском языке, он требовал поворота кобщебельгийским проблемам и правдивого раскрытия человеческой психологии. Непринимая участия в сокрушительных, развернувшихся при его жизни литературныхдискуссиях, он стал теоретиком и полемистом в своем творчестве. Фламандскийязык в его книгах — чистый и прозрачныйнормативный литературный язык без диалектных отклонений, которые были в ходу вте времена. Книги Элсхота — это «автобиографияего чувства», гротескные социальные комедии, обличающие современную емуполитическую и деловую жизнь. Основные его произведения — «Вилла роз», «Разочарование» (1921),«Силки», «Сыр» (1923), «Блуждающийогонек». На протяжении всей жизни он писал также стихи, но наиболее известныего «Ранние стихотворения» (1934).Повседневный быт — реальная сфераизображения его романов, на страницах которых перед читателем проходяткоммерсанты. чиновники, предприниматели, коммивояжеры. Обычные места действия — контора, улица, кафе. магазин. И тем неменее дом, семья главенствуют в жизни героев как отвлеченное, но всемогущееначало. Повествователем в романах и повестях Элсхота чаще всего выступает однои то же лицо — некто Лаарманс, хотянаряду с ним слово также берет и рассказчик-автор. Но повествователь-персонажобладает своими собственными качествами, присущими ему всегда. Он прежде всегоотец семейства, вокруг него семья: старики родители, дети и внуки, братья исестры, свояки и свояченицы. Они-то и образуют основу того мира, о которомпишет Элсхот. Как художнику, Элсхоту очень важна точка зрения на жизнь отцасемейства. Рамки семьи хороши для повествований, написанных в едином жанре«семейного романа». Хроникер, в основном антверпенского среднего класса, Элсхотдемонстрирует, насколько непрочно положение семьи, насколько оно зависит отглавы дома, от его предприимчивости, трудолюбия, сноровки и от властинепостижимых случайностей. В семейной иерархии каждый занимает свое место ивыполняет строго обозначенные функции. «Добрая матушка» умирает в кругуопечаленных родственников, старший брат имеет право заменять отца и мать. Женаворчит, дает надоедливые, но иногда полезные советы; невезучий младший своякпостоянно нуждается в помощи.

Виллароз(Villa desroses. 1913)

—одно из самых первых и известных произведений В. Элсхота. Тема романа — жизнь бедного пансиона в гротескномизображении. Постояльцы «Виллы роз», и побогаче, и победнее, приехали из разныхконцов страны и мира с разными целями, но все они вовлечены в один замкнутыйкруг «мещанской активности». Автор выделяет то одного, то другого героя, ноостанавливается в основном на судьбе бедной,романтически настроенной служанки, страдающей не столько от любви, сколько отизлишней доверчивости. Ее судьба, как ощущается, характерна для времени: у неенет будущего, только тусклое настоящее. Речь персонажей в этом романе позволяетпоказать широкий спектр индивидуальных лексических и синтаксических оттенков,дает точную характеристику психологии городского мещанства.

Силки(Lijmen. 1924)

—первый роман о Лаармансе. Здесь, в частности, рассказывается о «фламандскомдвижении». Писатель изображает его как ловушку для бездельников и легковерных,от нечего делать принимающих участие в демонстрациях и потасовках на городскихулицах. Сам Лаарманс представлен стандартно-лубочным молодым участникомдвижения, все члены которого молоды, бедны и не имеют никаких убеждений.История Лаарманса — это историяобогащения и банкротства, неожиданного взлета и возвращения к прежнемусостоянию.

Блуждающий огонек(Het dwaallicht. 1947)

— небольшая повесть, завершающая жизненнуюисторию Лаарманса. Встретив на улице матросов-афганцев, он берется помочь имнайти фламандскую девушку, пригласившую их в гости. Адрес на коробке от сигаретнеточен, и они все вместе напрасно тратят вечер на ее поиски. Оставшись один,Лаарманс наконец выясняет, где живет девушка. Основное в этом романе — попытка понять неожиданных собеседников.Случайные знакомые, люди из далекой страны, принадлежащие к чужой вере,заставляют героя думать несколько иначе, чем он привык. Глава семьи, буржуа,стремящийся к терпеливо созидаемому благополучию, Лаарманс вдруг осознаетнеполноценность своего существования, полную его бесплодность. В немпробуждается тоска по человечности, независимости и свободе.

Произведения

Вилла роз;Силки; Сыр; Танкер; Блуждающий огонек /Сост. и авт. предисл. И. Шкунаева.— М :

Прогресс, 1972. — 459 с.— (Мастера соврем, прозы). Verzameld werk.— Amsterdam: Ouendo,1980.— 800 biz.

ЛитератураCarmiggelt S. Notifies over WillemElsschot. — Amsterdam: Loeb, 1976.— 55 blz.; Smits F. Willem Elsschot.-Utrecht: HES publishers, 1976.- 150 biz.