Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ВИКТОР ГЮГО (VICTOR HUGO. 18021885)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— национальный поэтФранции, посвятивший свою жизнь художника и общественного деятеля борьбе заторжество принципов гуманизма и демократии. Будучи сыном генераланаполеоновской армии, Гюго в юности прошел через увлечение монархическимиидеями, что отразилось в его ранних стихотворениях. Однако очень скоро онотошел от роялизма и стал во главе прогрессивно-романтического течения вофранцузской литературе, представители которого боролись с эпигонамиклассицизма, сторонниками Реставрации. Его «Предисловие» к драме «Кромвель»(1827) — манифест романтической драматургии. Премьера драмы «Эрнани» (1830)стала ареной битвы с классицистами, завершившейся победой новой школы.Реформатор французского стиха, создатель романтической драмы, замечательныйпрозаик, Гюго писал о глубочайшемсочувствии к униженным и оскорбленным,о ненависти к тирании и социальнойнесправедливости. Романы Гюго,отмеченные богатством творческого воображения, построены обычно на острыхконтрастах, их сюжеты запутаны и сложны, развязки эффектны, чувства героевсильны и трагичны. В период буржуазной революции 1848 г.Гюго встал в ряды защитников республики.После ее поражения он былвынужден уехать визгнание, где провел девятнадцать лет. На события франко-прусской войны и Парижскойкоммуны Гюго отозвался сборником стихов «Грозный год» (1872). В дни кровавойрасправы с коммунарами он протестовал против действий версальских палачей.

Собор Парижской богоматери(Notre-Damede Paris. 1831)

— роман, в которомГюго обращается к истории Франции XV в. На пестром фонегородских пейзажей, картин быта, уличной жизни средневекового Парижа Гюгорисует романтические образы своихгероев — уличной танцовщицы цыганки Эсмеральды,звонаря Квазимодо и др. Гюго показывает, что отщепенцы общества — цыганкаЭсмеральда, страшный урод Квазимодо— наделены подлинной духовной красотой, а в священнике Фролло идворянине Фебе кроются жестокие бесчеловечные страсти и душевная пустота.Влюбленный в Эсмеральду священник из ревности наносит Фебу смертельный ударкинжалом. Эсмеральда, ложно обвиненная в убийстве, приговорена к казни.Квазимодо пытается спасти ее, пряча в соборе. Эсмеральда погибает на эшафоте;Квазимодо сбрасывает своего покровителя Клода Фролло с крыши собора и самумирает, не пережив гибели любимой девушки.

Король забавляется(Leroi s'amuse. 1832)

— историческая драмав стихах, в которой Гюго выводит короля Франции Франциска I (XVI в.). Молодой король — ловкийобольститель, не лишенный привлекательности, человек с эгоистичной и черствойдушой. Он использует неограниченную власть монарха, чтобы расправиться с теми,кто пытается его обуздать, обвиняя их в государственной измене. Горбатый шутТрибуле, униженный и озлобленный, ненавидит короля и его двор; принужденныйпресмыкаться перед теми, кого презирает, он на правах шута все же высказываетим немало горьких истин. Король похищает дочь Трибуле Бланш. Убитый горем,Трибуле гневными словами обличает придворных и решает погубить короля рукоюнаемного убийцы. Узнав, что вместо короля убитой оказалась его дочь,Трибуле от отчаяния сходит с ума.Пьеса Гюго положена в основу либретто оперы Верди «Риголетто».

Рюи Блас(Ruy Blas. 1836)

— насыщенная романтическимпафосом пьеса, вкоторой Гюго показываетсебя блестящим мастеромдраматической интриги. Он повествует о трагической судьбе человека из народа —лакея Рюи Бласа, занявшегона время, покапризу своего господина, постиспанского министра. Бескорыстноуправляя страной, защищая интересы народа, Рюи Блас оказывается на голову вышесвоих предшественников. Королева и Рюи Блас любят друг друга, но эта неравная,обреченная с самого начала любовь губит героя.

Возмездие(Les châtiments. 1853)

— поэтический цикл —вершина политической лирики Гюго. Стихотворения, входящие в него, насыщенытемпераментным протестом против клики Наполеона III,против реакционной Церкви, продажной прессы — против всех, кто поддержалгосударственный переворот 1851 г. и предал республику. В этих стихотворныхсатирах и памфлетах, написанных в изгнании, поэт обрушивается не только на тех,кто поддержал трон «Маленького Наполеона» («Ночь», «Буржуа у себя дома» и др.),но и на общественную систему, создавшую пропасть между богатством верхов инищетой народа («Веселая жизнь» и др.).

Отверженные(Lesmisérables. 1862)

— эпопея,охватывающая многообразный и широкий материал. Гюго со свойственным ему пафосоми лиризмом показывает язвы современного общества, социальную несправедливость,бедствия народа. Сюжет романа чрезвычайно увлекателен, а судьбы егомногочисленных героев связаны между собой неожиданными и таинственными узами,роковыми совпадениями. Путь от зла к добру, моральное совершенствование каксредство преобразования жизни — вот идея романа; однако благодаря остротепоказанных в нем социальных противоречий роман приобретает более глубокоезвучание. Главный герой — Жан Вальжан — провел много лет на каторге за кражу,которую он некогда совершил, чтобы спасти от голода семью сестры. Озлобленный иожесточенный, Вальжан под влиянием благородного епископа Бьенвеню моральновозрождается. Он ведет праведную жизнь, полную самоотречения, считая, чтотолько добро, милосердие и нравственное самоусовершенствование преобразуютмир. Преследуемый жестоким законом,воплощенным в образе полицейского Жавера, беглый каторжник Вальжан принужден доконца жизни скрываться. Он посвящает себя маленькой Козетге, дочери проституткиФантины, спасает ее от издевательств жестокого и преступного кабатчикаТенардье, в семье которого она жила. В романе властно звучит тема революции.Многие его страницы посвящены эпизодам республиканского восстания 1832 г.,сценам баррикадных боев. Герои восстания Анжольрас и его друзья изображены Гюгос горячей симпатией и уважением. В романе выведен живой образ парижского гаменаГавроша, героически погибшего на республиканских баррикадах.

Труженикиморя(Lestravailleurs de la mer. 1866)

— книга, отражающая пребывание Гюгона Нормандских островах вгоды изгнания. В нейрассказывается о жизни тружеников Гернсея и прежде всего о моряке Жильяте,наделенном лучшими чертами национального характера — скромностью, любовью ктруду, героизмом. И Жильят, и старыйморяк Летьери, владелец парохода«Дюранда», противопоставлены людям,зараженным жаждой обогащения и ненавидящим труд. Жильят проявляет необычайнуюстойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Роман несколько перегружендидактическими отступлениями, сведениями этнографического и географическогохарактера, однако волнует читателя гуманистическим содержанием, напряженнымиэпизодами борьбы человека с природой, трагической судьбой благородного героя.

Человек,который смеется(L'homme qui rit. 1869)

— роман, в которомГюго обращается к истории Англии эпохи царствования королевы Анны (XVII — XVIII вв.). В основе сюжета —невероятная романтическая история лорда Гуинплена, ставшего жертвой придворныхинтриг. Он попал в раннем детстве к торговцам детьми (компрачикосам), которыенавсегда превратили его лицо в маску смеха. Герой проходит через множествоиспытаний, колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившимего стариком Урсом и слепой красавицей Деей, выступает перед простонародьем наярмарках. Когда Гуинплен возвращает себе титул и становится членом палатылордов, он выступает с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательскийхохот аристократов. Герой покидает этот чуждый ему мир, чтобы вернуться кпрежней жизни. Смерть Деи, возлюбленной Гуинплена, приводит его в отчаяние.Измученный чувством полного и безнадежного одиночества, он бросается в море.

Девяностотретий год(Quatre-vingt treize. 1874)

— роман, написанныйпосле падения Парижскойкоммуны, посвящен Великой французской революции XVIII в., борьбе Конвента во время якобинской диктатуры свандейской контрреволюцией. Старый маркиз де Лантенак, убежденный и жестокиймонархист, противостоит в этой борьбе своему племяннику, республиканцу Говену,и его бывшему учителю, комиссару Конвента Симурдену. Сурово осуждаяконтрреволюцию, рисуя революционных солдат как сознательных и героическихреспубликанцев, стараясь передать высокий пафос революции, Гюго осуждаеткрайние формы насилия, в том числе якобинский террор. Он противопоставляетреспублику милосердия, о которой мечтает Говен, республике террора Симурдена.Простив маркизу Лантенаку политические преступления, Говен освобождает его, зачто сам попадает на гильотину. Поступив согласно закону и своим убеждениям,Симурден, однако, кончает жизнь самоубийством, не выдержав гибели любимогоученика и друга.

Произведения

Собрание сочинений: В 15 т. / Вступ. ст. В.Николаева. — М.,Гослитиздат, 1953—1956; Собрание сочинений: В 10 т. / Под ред. Н. М.Любимова. -М.: Правда, 1972; Девяносто третий год; Эрнани;

Стихотворения / Вступ. ст. Е.Евниной.- М.: Худож. лит.,1973.- 719 с.- (Б-ка всемирн. лит.); Драмы / Вступ. ст. М.Трескунова. — М.: Искусство, 1958. — 783 с. Oeuvres complètes: En 35 vol. - Paris: Martel, 1948-1955; Oeuvres poétiques: En 3 vol. - Paris: Gallimard, 1964—1974; Les misérables / Éd. établie etannotée par M. Allen. — Paris: Gallimard, 1956. — 1805 p.

Литература

Бонт Ф. Рыцарь мира:Очерк о Викторе Гюго / Пер. Н.Жарковой и Н.Немчиновой; Предисл. В Николаева.-М.: Изд-во иностр. лит., 1953. - 135 с.; Брахман С. «Отверженные» Виктора Гюго.-М.: Худож. лит., 1968.- 104 с.; Евнина Е.М. Виктор Гюго. — М.: Наука, 1976. —213 с.; Минина Т. Н. Роман «Девяносто третий год»: Проблемы революции втворчестве Виктора Гюго. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 136 с.; Моруа А. Олимпио,или Жизнь Виктора Гюго / Пер. Н. Немчиновой, М.Трескунова. - М.: Худож. лит.,1971. - 447 с.; Трескунов М. Виктор Гюго: Очерк творчества. - М.: Гослитиздат,1961. — 474 с. Audiat P. Ainsi vécut VictorHugo. -Paris: Hachette, 1947. - 353 p.; Decaux A. Victor Hugo. -Paris: Perrin, 1985. —1036 p.; Juin Н. VictorHugo: En 3 t. —Paris: Flammarion, 1980-1986; Piroué G. Victor Hugoromancier. — Paris: Denoël, 1964. —252 p.