Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

ВАЛЬТЕР СКОТТ (WALTER SCOTT. 17711832)

ЛИТЕРАТУРА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

—создатель и мастер жанра исторического романа, в котором он сумел слить воединобольшие исторические события и частную жизнь героев. По происхождениюшотландец, посвятивший многие из своих произведений истории родной страны,Вальтер Скотт писал по-английски и занял выдающееся место в английскойлитературе. Вальтер Скотт, отдавший дань романтизму, явился основоположникоманглийского реалистического романа. Он не только верно осветил ряд социально-историческихпроцессов, происходивших в Шотландии и других странах, но одним из первых понялактивную роль народных масс в тех или иных исторических событиях. С необычайнойживостью и красочностью Скотт изобразил историческое прошлое от средних вековдо конца XVIII в., воскресив обстановку,быт и нравы прошедших времен. Его творчество восхищало Белинского, Пушкина. ВальтерСкотт получил, как и его отец. юридическое образование и в течение многих летсовмещал занятия юриспруденцией с литературным творчеством. Будучи шерифомокруга и сталкиваясь со множеством простых людей, Скотт стал собирать народныебаллады и легенды, издал имевший большой успех сборник «Поэзия пограничнойШотландии». Особенную популярность принесли Скотту романтические поэмы («Песньпоследнего менестреля», «Мармион», «Дева озера»). Но подлинным новатором онстал, обратившись к созданию исторических романов, которые писал с 1815 г. до конца жизни, поражая читателей икритиков своей необычайной плодовитостью и завоевав при жизни мировую славу.

Пуритане(Old Mortality. 1816)

—роман, герой которого, молодой дворянин Генри Мортон, потрясенный произволом ижестокостью королевской армии, присоединяется к восстанию шотландских пуританпротив роялистов, вспыхнувшему в Шотландии в1679 г. Приключения Мортона. осложненные его романом с Эдит Балленден,воспитанной в роялистских традициях, приводят его в конце концов к размереннойи благополучной жизни. Покой и политическую удовлетворенность Мортон находит вбуржуазно-дворянском компромиссе, политику которого проводил ВильгельмОранский, провозглашенный в 1689 г.английским королем. Скотт рисует живые, исторически конкретные образы умеренныхпуритан и фанатиков, во многом ограниченных и жестоких, но героических и самоотверженныхв своей борьбе. Образ вождя восстания Берли, мрачный фанатизм которого чужд игерою романа, и автору, нарисован с чувством уважения к смелости, убежденностии независимости свободолюбивого шотландца. Создав выразительный и характерныйпортрет действительно существовавшего генерала королевской армии Клеверхауза,Скотт не скрывает своего отношения к высокомерию и бесчеловечности военныхаристократов королевской армии. Симпатии автора на стороне героя,стремящегося «к примирению враждующих партий», —в данном случае на стороне Генри Мортона.

Роб Рой(Rob Roy. 1817)

—один из лучших романов Вальтера Скотта, рассказывающий о восстании сторонниковдинастии Стюартов в 1715 г. Герой, именемкоторого назван роман, принадлежит к числу самых сильных образов, созданныхписателем: Роб Рой, бывший погонщик скота, разоренный богатым и могущественнымфеодалом, собрав вокруг себя ватагу отважных молодцов-горцев, становится «благороднымразбойником» и наводит страх на богачей, представителей власти, английскихофицеров и т. Д. Протестуя против существующих порядков и не разбираясь вполитических делах, он включается в борьбу шотландских аристократов завосстановление династии Стюартов, но терпит поражение вместе со всемиучастниками якобитского заговора. Эта история рассказана от лица фрэнкаОсбальдистона, сына крупного лондонского дельца. Живя в семье своих шотландскихродных, Фрэнк, верный подданный правящей династии, попадает в водоворотполитических интриг и якобитских заговоров, влюбляется в сторонницу якобитовкрасавицу Диану Вернон, женится на ней после разгрома восстания и становитсякоммерсантом по примеру своего отца.

Эдинбургскаятемница(The heart of Midlothian. 1818)

—роман, в котором «меньше истории», чем в других произведениях Вальтера Скотта,хотя он формально и начинается с описания имевшего место в действительности, вначале XVIII в., мятежа жителейЭдинбурга, учинивших самосуд над жестоким капитаном стражи. Фактически в центреромана — воспитанная в пуританской семьемолодая шотландская крестьянка Дженни Динc, наделенная не столько внешним,сколько внутренним душевным обаянием. В самые тяжелые моменты жизни онадержится с необычайной отвагой и достоинством. Сестра Дженни, Эффи, которуюсоблазнил аристократ Стаунтон, ставший преступником, приговорена к смертнойказни по подозрению в детоубийстве. Упорство и прямота Дженни, непоколебимоечувство долга приводят ее к достижению трудной цели: она попадает в Лондон идобивается у королевы Каролины помилования сестры. Наряду с романтической и вомногом искусственной интригой, связанной с романом Стаунтона и Эффи, с ихпропавшим ребенком и т. д., в романе имеется ряд выразительных, конкретно-историческихобразов, в частности, отца Дженни —старого пуританина Динса. Немаловажно, что самым удачным женским образом Скоттастала простая крестьянская девушка Дженни, которая по своим нравственнымкачествам значительно выше аристократа Стаунтона.

Айвенго(Ivanhoe. 1819)

—роман из эпохи средневековья. Вальтер Скотт обращается в нем к периодузавоевания англосаксов норманнами (XIIв.). Он рисует картины кровавой борьбы саксонских феодалов и крестьян снорманнскими завоевателями, создает выразительные портреты саксонских танов,более низких по культуре, чем норманны, грубых и крайне надменных норманнскихаристократов, презирающих народ и оскорбляющих национальное достоинство саксов.Полон живописной романтики и глубоко народен образ героя английских балладРобина Гуда, выступающего вместе с ватагой беглых крестьян, ищущих свободы исправедливости, против насилия завоевателей. В романе выведен в качестве«народного короля» норманн Ричард Львиное Сердце, который вместе со своиммолодым другом и верным слугой саксом Айвенго, вернувшись из крестового похода,стремится к примирению интересов норманнов и англосаксов. Захватывающий сюжетромана, повествующего о приключениях Айвенго, его невесты Ровены, прекраснойРевекки, дочери ростовщика, короля Ричарда, раба Гурта, шута Вамбы; картиныосады замка, этнографически точное описание рыцарского турнира и т. д. — все это превращает роман в одно изклассических произведений английской литературы.

КвентинДорвард(Quentin Diirward. 1823)

—роман, который повествует о борьбе в конце XVв. французского короля Людовика XI сгерцогом Карлом Бургундским. Скотт создал блестящий образ короля-дипломата,коварного и циничного, стремящегося к централизованной власти. Людовика XI поддерживает буржуазия городов. Егопротивник, смелый и честный Карл, стремился к сохранению устаревших феодальныхтрадиций. С этой борьбой связана судьба молодого шотландца Дорварда.королевского телохранителя, на Долю которого выпадает множество романтическихприключений. Если несколько бесцветны положительные образы отважного Дорварда играфини де Круа, ставшей жертвой и орудием интриг короля Людовика, то самЛюдовик, двор Карла, портреты льежских бюргеров, восставших против своегосеньора, — ярки и правдивы. Пестраякартина жизни двух дворов — Людовика иКарла, феодального города Льежа дана с глубоким пониманием тенденцийисторического развития, обрекающих на гибель власть феодалов и укрепляющихполитику французского короля.

Произведения

Собрание сочинений: В 20 т. /Вступ. ст. Б. Г. Реизова; Пер. под ред. Б.А.Ильина; Под общ. ред. Б.Г.Реизова идр.— М.; Л.: Гослитиздат, 1960—1965;Собрание сочинений: В 8 т. / Сост., общ. ред., вступ. ст. и послесл.Д.М.Урнова.— М.: Правда, 1990; Пуритане;Легенда о Монтрозе. — М.:

Худож. лит., 1971.— 624 с.— (Б-ка всемирн. лит.);[Стихотворения].— В кн.: Поэзия английского романтизма, М., 1975, с.129-147. Works: In 22vol.— Philadelphia: Morris, n. d.; Works: In 11vol.— London: Nelson, 1901—1906; Theheart of Midlothian.- London: Nelson, 1939.- 636p.; Ivanhoe. -London: Murry, 1957.- 256 p.; Oldmortality.— London: Dent, 1949.— LII, 628 p.; Quentin Durward.— London: Dent, 1957.— 496 p.; Rob Roy.- London: Macmillan, 1950.- CXIII, 594 p.

ЛитератураДайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир /Предисл., пер. и коммент. В. Скороденко. —М.: Радуга, 1987.— 173 с.;

ДолининА. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели.— М.: Книга, 1988.— 317 с.;

Орлов С. А. Исторический романВальтера Скотта.— Горький: Изд-во Горьк. ун-та, I960.—478 с.;

Пирсон X. Вальтер Скотт / Пер.,предисл. и коммент. В. Скороденко. — М.:Мол. гвардия, 1978.— 301 с.— (Жизньзамечат. людей);

Реизов Б. Г. Творчество ВальтераСкотта.— М.; Л.: Худож. лит., 1965.- 497 с. Crawford Т. Scott.- London; Edinburgh: Oliver, 1965.- 119 p.; Johnson Е. Sir Walter Scott: The Great Unknown: In 2 vol.- London: Hamilton, 1970; Pope-Hennessy U. Sir Walter Scott.- London:Home a. Van Thal, 1948.- 101 p.