Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

БРУНО ШУЛЬЦ (BRUNO SCHULZ. 18921942)

ЛИТЕРАТУРА ПОЛЬШИ

— автор всего двух небольших прозаических циклов,нескольких статей, рецензий и незаконченных набросков, останется тем не менее впольской литературе XX в. как одно из самых значительныхявлений. Резкое своеобразие творчества Шульца в контексте польской литературыобъясняется тем, что родившийся в Дрогобыче писатель в большой степенипринадлежал австро-венгерской культурной ауре, и запечатленная в его прозеатмосфера распада империи Габсбургов сближает ее с творчеством И. Рота, Р.Музиля, Ф. Кафки. Но феномен Шульца состоит также и в том, что скромный учительрисования из провинциального Дрогобыча и малоизвестный при жизни писатель севропейским масштабом таланта шел тем же путем художественного развития, что икрупнейшие современные ему художники — Д. Джойс, Т. Манн, А. Платонов, вольноили невольно искавшие в мифе возможность уравновесить стихию субъективного,определявшую облик литературы начала века. Мифологический художественный мир,созданный Шульцем, давал возможность универсальных обобщений и целостноговидения жизни. Первая книга «Коричные лавки» писалась в начале 30-х гг. и былаопубликована с помощью варшавских друзей писателя в 1934 г. Композиционно онапредставляет собой 15 глав-рассказов, которые возникли вначале самостоятельно,но, собранные вместе, составили более тесное, чем цикл, романное единство.Роман открывается главой «Август» и завершается тринадцатым месяцем,«фальшивым» месяцем вырождения времени и материи, случившимся в тот год«большого сезона». Год из жизни семьи лавочника-фантазера Иакова можно прочестькак параллель к последним главам ветхозаветной истории человечества,исчерпавшего себя и остановившегося в ожидании прихода Спасителя.(Последний роман Шульца, пропавший во время войны, так и назывался «Мессия»).Городок «Коричных лавок» переживает трагедию вырождения. Вторжение впатриархальную жизнь Городка примет цивилизации приводит к нарушению гармонииприродной и духовной. Мир «Коричных лавок» застывает в предчувствии катастрофы.Семья как модель отношений, построенных на любви, мыслится в качествеединственной опоры против грядущего трагического существования разобщенных иобезличенных людей. Ей придается глубокий мифологический смысл. Повествованиеведется от лица сына Иакова, и одна из главных тем романа — инициация илирождение духовного человека — показывается через отношения отца и сына. Образотца воплощает идею создателя, творца; сына — идею любви как условия бытия вмире и познания мира. Отец — стержень созданного Шульцем мира, гарантия егоцелостности и надежности. Его болезнь и физическая деградация — сигналразрушения основ жизни. «Санатория под клепсидрой» (1937) тематическипродолжает «Коричные лавки», роман представляет собой еще 13 глав-рассказов изавершается смертью отца. Обе книги в сущности представляют собой один цикл собщей системой персонажей и единой поэтикой. В основе лежат те же мифы — творенияи эсхатологический миф. В программном эссе «Мифологизация действительности»(1936) Шульц трактует мифологический метод как цельность взгляда на мир ивозрождение значения слова, стремящегося быть не средством изобразительности, аносителем универсального знания, не знаком, а идеей. Шульц погиб во время войны— был застрелен на улице во время облавы на евреев; творчество его долгое времябыло мало известно и только в последние годы начинает занимать заслуженноеместо в польской и мировой литературе.

Произведения

Коричные лавки; Санатория под клепсидрой / Пер. А. Эппеля.— Иерусалим; М.: Еврейский ун-т, 1993. - 248 с.

Opowiadania; Wybór esejów i listów / Oprać. J. Jarzebski,— Wrocław: Ossolineum, 1989. — 462 s.; Sklepy cynamonowe; Sanatorium podklepsydra. — Warszawa: PIW, 1994. — 317 s.

Литература

Бруно Шульц: Портрет в зеркалах /Сост. и вступ. ст. Б.Дубина. — Иностр. лит., 1996, № 8, с. 159—180. Czytanie Schulza / Pod red. J.Jarzebskiego. — Kraków: Inst. FilologiiPolskiej UJ, 1994. — 329 s.;Ficowski J. Okolice sklepówcynamonowych: Szkice, przyczynki, impresje. — Kraków: Wyd-wo lit., 1986. — 103 s.