Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

АНАТОЛЬ ФРАНС (ANATOLE FRANCE. 18441924)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— настоящее имя писателя Анатоль Франсуа Тибо, вырос всемье букиниста, в лавке которого сдетских лет встречалвыдающихся людей литературного Парижаи рано познакомилсяс сокровищами мировойлитературы. Он начиналкак поэт и журналист, но довольнобыстро завоевал мировую известность как писатель острого и блестящего ума,выдающийся сатирик, тонкий стилист, большой эрудит. Несмотря на свойственныйему скептицизм, он всегда вставал на защиту гуманизма, демократии, прогресса,выражая передовое общественное мнение Франции, примером может служить егоактивное участие в деле Дрейфуса. Франс приветствовал русскую революцию 1905г., разоблачал империалистическую сущность Первой мировой войны, в 1919 г.выступал против интервенции в Советской России. К каким бы историческим эпохам онни обращался в своих новеллах и романах, будь то античность, эпоха Возрождения,XVIII и XIX вв., он, в совершенстве владеяоружием тончайшей и разящей иронии, наносил удары по Франции Третьейреспублики, показывая истинное лицо высшего чиновничества, военщины,духовенства. Глубоко разочарованный в буржуазной демократии, Франс не верил ввозможность изменения повторяющегося«круговорота истории». Первыйсборник стихов, «Золотые поэмы»(1873), и поэма «Коринфскаясвадьба» (1873) свидетельствуют о близости раннего Франса к парнасцам. С 1879г. писатель целиком посвящает себя прозе. В этом году выходят его повести«Иокаста» и «Тощий кот». В 1881 г. появляется первый роман, «ПреступлениеСильвестра Боннара», принесший писателю известность. В романе «Таис» (1890)Франс показал себя блестящим мастером исторической детали, воспроизведя споразительной пластичностью Александрию начала нашей эры, столкновениеязыческого и христианского миров в противостоящих образах догматика и аскетаПафнутия и прекрасной язычницы актрисы Таис. В конце 1880-х гг. выходит вчетырех сериях сборник литературно-критических статей, публиковавшихся в газете«Тан», — «Литературная жизнь» (1888—1892). Философские воззрения Франса80—90-х гг., его релятивизм и скептицизмнашли выражение всборнике афоризмов «СадЭпикура» (1894). Вкнигах «Харчевня королевы Гусиныелапы» и «Суждения господина Жерома Куаньяра» рамки социальной сатирызначительно расширяются: автор иронизирует не только над историческим прошлым,но и над социальной действительностью Третьей республики. Сборники новелл«Перламутровый ларец» (1892) и «Колодезь святой Клары» (1895) свидетельствуют отяготении Франса к средневековой легенде с ее наивностью и чистотой и кисторическим хроникам, под которые он стилизует повествование, богатоеэлементами иронии и сатиры. В конце 1890-х гг. в связи с усилением реакции иделом Дрейфуса Франс становится в ряды борцов за демократию. Его иронияпереходит в резкую сатиру, обращенную на современную общественно-политическую жизнь.Тетралогия «Современная история» (1897—1901) — вершина сатирического мастерстваписателя. Социальная тема характерна для сборника рассказов «Кренкебиль, Пютуа,Рике и много других полезных рассказов» (1904). В эти годы Франс сближается ссоциалистами, Ж.Жоресом. В газете «Юманите» печатается егосоциально-утопический роман «Набелом камне» (1904).Русская революция 1905—1907 гг. оказала большое влияние на писателя,поражение ее было для него сильным ударом. В эти годы он приходит к идее круговоротаистории. В сатирическом романе «Остров пингвинов» (1908) вгротескно-карикатурной форме пародируется история Франции и историячеловеческой цивилизации в целом. Книга«Боги жаждут» (1912) — исторический роман из времен Великой французской революции.Главный герой его, якобинец Гамлен, наделен высокими душевными качествами, онготов на любую жертву ради торжества революционной идеи. Но постепенно онпревращается в жестокого фанатика. Совершать революцию во имя человечества иутратить человечность — этот парадокс, раскрывающийся в романе, определяеттрагический замысел книги. В 1914 г. появляется сатирический роман «Восстаниеангелов». В последние годы жизни Франс заканчивает цикл воспоминаний о детстве,начатый в 1885 г. «Книгой моего друга», за которой последовали «Пьер Нозьер»(1899), «Маленький Пьер» (1919), «Жизнь в цвету» (1922).

Преступление Сильвестра Боннара(Lecrime de Sylvestre Bonnard. 1881)

— первое крупноепроизведение писателя, принесшее ему славу. Рассказ ведется от лица старогопрофессора, во многом наивного чудака. На страницах романа возникает образбескорыстного ученого — энтузиаста, гуманиста, который уходит от пошлостиокружающего мира в науку, в старинные книги и рукописи. Нерастраченные чувстваодинокого старика находят выход в его трогательной привязанности к молодойдевушке, бедной сироте Жанне, внучке женщины, которую он любил в юности.Защищая Жанну от корыстных недоброжелателей, он едва не попадает на скамьюподсудимых, но счастье Жанны устраивается, а Боннар уезжает в деревню, гдевдали от житейской суеты занимается изучением цветов и насекомых. Книга«Преступление Сильвестра Боннара» примечательна тонким, мягким юмором и большойпоэтичностью.

Харчевня королевы Гусиные лапы(Larôtisserie de la reine Pédauque. 1892);Суждениягосподина Жерома Куаньяра(Les opinions de JérômeCoignard. 1893)

— обе эти книгиобъединены образом любимого героя Франса аббата Куаньяра. В первой книге о немрассказывает его наивный и скромный ученик, сын трактирщика Жак Турнеброш, которыйпосле множества бурных приключений, кончающихся гибелью аббата, находит «тихуюпристань» в книжной лавке, где и пишет мемуары. Аббат и его ученик, живущие в XVIII в., сталкиваются с разными людьми, некоторые из нихнарисованы автором реалистически (Катерина, монах Анж, превратившийся вбродягу). Но образы зловещего фанатика и чернокнижника Мозаида или сумасшедшегомаркиза д'Астарака, пытающегося при помощи алхимии создать искусственное золотои драгоценные камни, решены в романтико-ироническом ключе. Вторая книга — этособранные и систематизированные мнения Куаньяра по различным вопросам. Главноев обеих книгах — философия аббата, скептика и любителя наслаждений. Социальнойлжи и несправедливости аббат Куаньяр противопоставляет жизнерадостную мудростьЭпикура. Куаньяр наносит своими высказываниями немало чувствительных ударов побеспринципности политических партий, по милитаризму и клерикальной реакции. Вконце концов Куаньяр приходит к мысли о необходимости активно исправлять порокидействительности, которые неизбежно ассоциируются у читателя с современнойписателю Францией.

Современная история(Histoirecontemporaine. 1897—1901)

— цикл романов, вкоторый входят книги «Под придорожным вязом» (1897), «Ивовый манекен» (1898),«Аметистовый перстень» (1899), «Господин Бержере в Париже» (1901). Романы,обращенные к современности и написанные в годы усиливающейся реакции,объединяет образ профессора-филолога Бержере. Это честнейший гуманист, ученый,пытающийся уйти от мира мещанской пошлости, беспринципности и реакции в книги ирукописи. В первых трех романах господин Бержере живет в провинции, гдестановится свидетелем грязных махинаций и политических интриг, связанных сперевыборами префекта и назначением епископа. Аббат Гитрель и префектВормс-Клавелен — с великолепной иронией нарисованные типы клерикальных иполитических деятелей Третьей республики.Гитрель добивается епископскойкафедры, очень ловко усвоивкомпромиссные приемы продвижения поступеням карьеры. И в «Аметистовом перстне», и в «Господине Бержере в Париже»(здесь повествуется о том, как профессор приезжает в столицу для работы вуниверситете) нарисована с подлинным сатирическим блеском галерея реакционныхдеятелей церкви и армии монархических заговорщиков из среды золотой молодежи, светскихдам, плетущих интриги в своих будуарах.

Остров пингвинов(L'île despingouins. 1908)

— роман, в котором вгротескном и окарикатуренном виде воспроизводится официальная история Франции,а заодно и история всего человечества. Рассказывая об истории глупых птицпингвинов, по ошибке окрещенных и в связи с этим превращенных в людей, Франспародирует церковные легенды, которые занимают значительное место в официальнойистории Франции. Но наибольшей разоблачительной силы художник достигает вописаниях военщины, суда, духовенства, «демократии» Пингвинской республики.«Дело о 80 тысячах охапок сена» — острое сатирическое разоблачение делаДрейфуса. В галерее политических деятелей Пингвиний легко узнать «большихлюдей» Третьей республики. В конце концов Пингвиния превращается в государство,судьбы которого решает финансовая олигархия. Смертоносные изобретения, полнаядеморализация сводят на нет культурное развитие Пингвиний. Она взрывается. Ноистория цивилизации начинается снова, повторяя по кругу неоднократно пройденныеею этапы.

Восстаниеангелов(Larévolte des anges. 1914)

— фантастическийроман, отличающийся своеобразным смешением бытового правдоподобия (картиныфранцузского общества перед Первой мировой войной) сапокалиптически-гиперболизированной фантастикой (изображение ангельского воинства) и сидиллической условностью (описания прошлого). Ангелы, возмущенные тираниейИеговы, спускаются на землю, чтобы научиться у людей делать революцию. Ониобретают облик людей, смешиваются с ними и уже близки к восстанию. Но их вождьЛюцифер в вещем сне видит себя победителем Иеговы, занявшим престол ипревратившимся в такого же грубого деспота. Наутро он отказывается бытьпредводителем мятежных ангелов. Идея автора о круговороте истории продиктоваларазвязку романа. Франс достиг в нем блестящего сатирического мастерства,необычайной остроты и неожиданности парадоксальных ситуаций. С необычайнойсмелостью автор награждает ангелов и архангелов самыми легкомысленнымичеловеческими чертами. Это парадоксальное смешение небесного и земного, «богохульное»сопоставление Бога и земных правителей привело к включению романа Франса всписок книг, запрещенных Католической Церковью.

Произведения

Собрание сочинений: В 8 т. / Пер. под общ. ред. Е. А.Гунста, В. А. Дынник, Б. Г. Реизова; Вступ. ст. В.А.Дынник. — М.: Гослитиздат,1957—1960; Преступление Сильвестра Боннара; Остров пингвинов; Боги жаждут /Вступ. ст. В.Дынник. — М.: Худож. лит., 1970. — 622 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Oeuvres complètesillustrées: En 25 t. —Paris: Calmann-Lévy, 1932—1953; Histoire contemporaine: En 2 vol. / Предисл. и коммент. Н. Ф. Ржевской. — М.: Progrès, 1965; L' île de pingouins / Послесл. и коммент. К.А.Долинина. — 2 éd. — M.: École supérieure, 1967. — 376 p.

Литература

Анатоль Франс: Библиогр. указ. рус. пер. и критич. лит. нарус. яз. / Сост. Г.И.Лещинская, М. В. Линдстрем; Вступ. ст., отв. ред. Н. Ф.Ржевская. — М.: Книга, 1985. — 214 с.; Анисимов И. И. Анатоль Франс. — В кн.:Анисимов И. И. Живая жизнь классики, М., 1974, с. 100—190; Ковалева И. С.Творчество Анатоля Франса в годы перелома, 1889—1895. — Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1957. — 266 с.; Лиходзиевский С. Анатоль Франс: Очерк творчества. —Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1962.- 420 с.; ФридЯ.В. Анатоль Франс и его время. — М.: Худож. лит., 1975. — 389 с. LevaillantJ. Essai sur l'évolution intellectuelle d'Anatole France. — Paris:Colin, 1965.— 911 p.; Livred'or du centenaire d'Anatole France. — Paris: Calmann-Lévy, 1949. — 304 p.; Suffel J. Anatole Francepar lui-même. — Paris:Éd. du Seuil, 1957. — 190 p.; Vandegans A. Anatole France: Les années de formation. - Paris: Nizet, 1954. - 378 p.