Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

АЛЬФОНС ДОДЕ (ALPHONSE DAUDET. 18401897)

ЛИТЕРАТУРА ФРАНЦИИ

— автор множествароманов и рассказов, в детстве и юности жил в Провансе. Нравы и фольклор, бытпровансальских рыбаков и пастухов, жизнь провинциальной Франции были ему хорошознакомы и послужили материалом для многих произведений («Малыш», 1868; «Письмас моей мельницы», 1869; «Арлезианка», 1872). После разорения отца-фабриканташестнадцатилетний Доде становится помощником учителя у себя на родине, а затемпереезжает в Париж, где работает газетным хроникером, совмещая государственнуюслужбу с писательским трудом. Его многочисленные ранние литературные опытыостались незамеченными. На протяжении нескольких лет Доде был секретаремминистра. Жизненный опыт дает ему богатый материал для изображения нравовжурналистов, государственных деятелей, сделавших политику средством обогащения.Доде посвятил большую часть творчества описаниюфранцузского общества периода Второйимперии и Третьей республики («Набоб», 1877; «Бессмертный», 1888; «Опорасемьи», 1897). Тонкий художник, хорошо владевший искусством иронии и мягкогоюмора, Доде создал также произведения, ярко показывающие социальнуюнесправедливость («Фромон младший и Рислер старший», 1874).

Малыш(Le petit chose. 1868)

— одна из лучшихкниг Доде, содержит автобиографический материал, относящийся к детству и юностиавтора. Молодость героя книги Даниэля Эйсета полна лишений; бедность становитсяпрепятствием на пути к осуществлению его творческих надежд. Сначала он работаетучителем в коллеже маленького провинциального городка. Его тяготят и глубоковозмущают царящие там грубость и подхалимство, разное отношение к детямбедняков и богачей. Он оставляет коллеж, чтобы жить литературным трудом.Несмотря на большие способности, Даниэль далек от преуспевания и влачитбеспорядочное, полунищее существование. Потеряв любимого брата Жака, умершегоот нужды, преодолев тяжелую болезнь, Даниэль решает бросить поэзию и вестиобыденную жизнь ради слепой матери и ради возлюбленной Камилы Пьеро. Он женитсяна Камиле и становится компаньоном торгового дома «Фарфор и хрусталь».

Письма с моей мельницы(Lettresde mon moulin. 1869)

— сборник, частьрассказов которого представляет собой реалистические бытовые картины из жизнипростых людей, часть же — творчески обработанные легенды и сказания Прованса.Патриархальный Прованс опоэтизирован Доде и противопоставлен Парижу каквоплощение чистой, мирной и изобильной жизни. Прелестна провансальская притча окозочке, любившей свободу больше жизни, ради этого убежавшей в горы и погибшейв зубах волка («Козочка господина Сегена»). Увлекательна «Легенда о человеке сзолотыми мозгами», герой которой становится жертвой не только собственной жаждынаслаждений и расточительности, но и алчности жены, друзей и близких, которыедоводят его до гибели, понемногу расхищая золото, хранящееся у него в голове.Рассказы, написанные в духе средневековых «фаблио», в традициях французскогонародного творчества («Папский мул», «Эликсир преподобного отца Гоше»),остроумны, насыщены веселым юмором. В новеллах, посвященных современнойпровансальской деревне, ее виноделам и пастухам, Доде раскрывает душевноебогатство простых людей, цельность их чувств, человечность, солидарность(«Звезда», «Тайна дедушки Корниля»). Поэтичен рассказ «Арлезианка» — острастной любви пастуха Жану, разрушенной предрассудками его семьи иокончившейся самоубийством героя. Этот рассказ послужил основой драмы Доде, насюжет которой Бизе написал музыкальную сюиту «Арлезианка».

Необычайные приключения Тартарена из Тараскона (Tartarinde Tarascon. 1872)

— первая и наиболее интересная часть трилогии, посвященная популярнейшему герою ДодеТартарену, имя которого стало нарицательным для обозначения фанфаронства ихвастливой фантазии. Вторая и третья книги — «Тартарен в Альпах» (1885) и«Порт Тараскон» (1890) — гораздо слабее. В пародийном романе «Тартарен изТараскона» Доде с остроумием и наблюдательностью рисует мещанские нравыпровинциального южного городка. С ироническим пафосом он описывает «подвиги»своего героя, темпераментного провансальца, смешного толстяка, тщеславногохвастуна и враля Тартарена, трусливого, но обуреваемого жаждой славы ипускающегося в различные авантюры (путешествие в Алжир, охота на львов).Тартарен выходит из своих приключений весьма жалким и потрепанным. Путешествие в Алжир оказывается далеко неромантическим, а его единственная добыча — слепой ручной лев. Измученныйпутешествием Тартарен находит в себе все же достаточно энергии и воображения,чтобы, вернувшись в родной город, сохранять героическую позу и поражатьтарасконцев рассказами о своих охотничьих «подвигах».

Произведения

Собрание сочинений: В 7 т. / Под ред. Н.М.Любимова; Вступ.ст. А. Пузикова. — М.: Правда, 1965; Тартарен из Тараскона; Бессмертный / Пер.Н.Любимова, Э. Шлосберг; Вступ. ст. А. Пузикова. — М.: Худож. лит., 1974. —525 с. — (Б-ка всемирн. лит.). Contes et nouvelles choisies / Сост. и Послесл. С. В. Волкова. — М.: Éd.en langues étrang., 1958. — 407 p.; Lettres de mon moulin. — (Éd.définitive). — Paris: Lemerre, 1952. — 256 p.; Le petit chose. — Paris:Fasquelle, 1966.— 278 p.;Tartarin de Tarascon; Tartarin sur les Alpes. — M.: Éd. en languesétrang., 1948. - 262 p.

Литература

Пузиков А. Альфонс Доде и реалистические традиции. — В кн.:Пузиков А. Портреты французских писателей, М., 1967, с. 223—261. Benoit-Guyot G. Alphonse Daudet, sontemps, son oeuvre. — Paris: Tallandier, 1947. — 251 p.; Rouré J. Alphonse Daudet.-Paris: Julliard, 1982.- 319 p.