Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

АЛЬБЕРТО МОРАВИА (ALBERTO MORAVIA. 19071990)

ЛИТЕРАТУРА ИТАЛИИ

— псевдоним. Настоящее имя писателя — Альберто Пинкерле.Его отец был художником и процветающим архитектором — им построены многие домав буржуазном римском квартале Париоли. В девять лет Моравиа заболел костнымтуберкулезом и долгие годы был прикован к постели. Не получил регулярногообразования, зато без устали читал английских, французских, итальянских ирусских авторов. Писать и печататься начал очень рано. Уже в 1920 г.опубликован его сборник «Восемнадцать лирических стихотворений». С 1927 г. онсотрудничает в журнале М. Бонтемнелли «Двадцатый век», где печатает несколькорассказов. Между 1925 и 1929 гг. он пишет первый знаменитый роман«Равнодушные», который ему удается опубликовать в небольшом миланскомиздательстве лишь за свой счет. Имя молодого автора сразу обрело известность,появление романа стало событием, подлинные масштабы которого определилисьзначительно позже.

Писатель нашел свою тему — безжалостный анализ отношений вобществе, пропитанном бездушием, бездуховностью и скукой. С этих пор саминазвания многих его романов носят тезисный характер. Официальная фашистскаякритика встретила книгу враждебно. Были запрещены ее переиздания, а такжерецензии на второй роман Моравиа «Ложные амбиции» (1935). В 1941 г. быларестован второй тираж романа «Маскарад», в котором усматривалась прозрачнаякарикатура на Муссолини, хотя его действие было перенесено в необозначеннуюлатиноамериканскую страну. В 1930-е гг. все более интенсивной становитсяжурналистская деятельность Моравиа. В качестве корреспондента газеты «Стампа»он едет в Англию, подолгу живет в Париже, Нью-Йорке, бывает во многих странахЕвропы, в Китае. Его отношения с фашистским режимом все время остаются довольносложными. В 1943 г. он вынужден скрываться от преследований в горах в зоне Фонди,которую описал затем в романе «Чочара» (1957). В 1944 г., преодолев цензурныепрепоны, он публикует один из лучших своих ранних романов «Агостино» — историюсексуального возмужания подростка из обеспеченной семьи. Знаменательнымпереходом к послевоенному творчеству является памфлет «Надежда, илиХристианство и коммунизм» (1945), свидетельство растущего интереса писателя кмарксизму. Моравиа примыкает к левому крылу итальянской интеллигенции, отдаетдолжное идеям социально значимой литературы, участвует в коллективных акциях идвижениях протеста, что не мешает самостоятельности, резкости его суждений ииндивидуализму. Творческая энергия писателя в послевоенные годы получает новыйимпульс, впрочем, он не теряет способности продуктивно работать практически досамой смерти. Лучший роман первых послевоенных лет — «Римлянка» (1947), героинякоторого — проститутка поневоле — обладает удивительной жизненной силой, темоптимистическим фатализмом, что помогает совладать со множеством невзгод. Втлетворной атмосфере фашизма она способна хранить и творить добро. В 1951 г.опубликован самый политический роман Моравиа «Конформист», в котором наиболеерешительно поставлена проблема нравственного выбора в условиях фашизма,проблема человеческой слабости, предательства и деградации. Терпит творческийи семейный крах герой еще одного значительного романа 1950-х гг. — «Презрение»(1954). Моравиа прочно завоевывает одно из ведущих мест в итальянскойлитературе, чему немало способствует ошеломительный успех «Римских рассказов» (1954),романа «Чочара» и «Новых римских рассказов» (1959). В 1953 г. Моравиа основалжурнал «Нуови аргоменти», в котором его помощником был, в частности, его другП. П.Пазолини. В том же году писатель начинает долголетнее сотрудничество вгазете «Коррьере делла сера», где публикует многочисленные рассказы ирепортажи. С 1955 г. он ведет постоянную кинорубрику в еженедельнике«Эспрессо». Эти труды продолжаются более тридцати лет. К 1960 г. относится одиниз самых известных (отчасти скандально) романов Моравиа «Скука». Его тема —некоммуникабельность человека в обществе, неспособность художника постигнутьреальность и отразить ее на полотне, равно как и самораскрыться в сексе. Лишьоказавшись на грани жизни и смерти после неудачной попытки самоубийства, геройобретает способность любить, ничего не требуя взамен, и надежду вернуться кживописи. Роман предельно откровенен, далек от пуританских табу, чтоэпатировало благопристойную публику. С этих пор секс становится важнейшей темойв творчестве писателя. Иногда он почти самоцель, в других случаях он в той илииной пропорции приправлен политикой, историей, психоанализом, феминизмом,интеллектуальными исканиями. В любом случае — это ключ к постижению глубинныхпроблем человеческого существования. Именно они занимают писателя в романах1970-1980-х гг. «Я и он» (1971), «Внутренняя жизнь» (1978), «1934» (1982),«Человек, который смотрит» (1985), «Путешествие в Рим» (1989). Моравиа — одиниз самых плодовитых итальянских писателей XXв. Он написал семнадцать романов и около трехсот рассказов, несколько пьес(«Бог Курт», 1968; «Жизнь — игра», 1969 и др.), множество очерков, которыесоставили книги «Месяц в СССР» (1958), «Культурная революция в Китае» (1968),«Какого ты племени?» (1972), «Письма из Сахары» (1981) и др., статьи повопросам литературы, идеологии, политики, разоружения — сборники «Человек какцель и другие очерки» (1963), «Ангажированность поневоле» (1981), «Ядернаязима» (1986). Он был, наконец, деятельным, неутомимым человеком, занимавшимактивную жизненную позицию. Ему было 76 лет, когда он был избран депутатомЕвропарламента (по спискам Итальянской компартии).

Произведения

Равнодушные; Римлянка / Вступ. ст. и библиогр. справка И.Заславской. — М.: Худож. лит., 1990. — 637 с.; Рассказы / Сост. Л.Вершинин; Вступ.ст. Г.Смирнова. — М.: Худож. лит., 1981. — 414 с.; Римлянка; Презрение;Рассказы / Сост. Г. Д. Богемский; Предисл. Р. И.Хлодовского. — М.: Прогресс,1978. — 615 с. — (Мастера соврем, прозы); Римские рассказы; Чочара / Сост. Л.М. Завьялова; Предисл. И.Г.Эренбурга. — М.: Правда, 1987. — 638 с. Il conformista; II disprezzo. —Milano: Bompiani, 1975. — 477 р.; Gli indifferenti. — Milano: Bompiani, I960.- 349 p.; Io e lui.- Milano: Bompiani, 1971.- 391 p.; 1934.- Milano: Bompiani, 1982.- 271 p.; La noia; L'attenzione. — Milano: Bompiani, 1975. — 549 p.; Racconti romani / Сост. и предисл. М.Ландора. — М.: Прогресс, 1969. — 262 с.; La Romana. — Milano: Bompiani, 1965. — 501 p.

Литература

Богемский Г.Горькие парадоксы Альберто Моравиа. — Иностр. лит., 1969, № 8, с. 255—258; Хлодовский Р. АльбертоМоравиа. — Иностр. лит., 1958, М» 1, с. 198—210; Эренбург И. Г. «Римские рассказы» Альберто Моравиа. — В кн.:Эренбург И. Г. Собр. соч., М., 1965, т. 6, с. 608—613. Pendini G. Invito alla lettura diAlberto Moravia.— Milano: Mursia,1973. — 156p.; Tessali R.Alberto Moravia:Introd. e guidaallo studio dell'opera moraviana. — Firenze: Le Monnier, 1977. — VIII,198 p.