Основные произведения иностранной художественной литературы - Европа, Америка, Австралия

АЛЕХО КАРПЕНТЬЕР (ALEJO CARPENTIER. 19041980)

ЛИТЕРАТУРА КУБЫ

— прозаик, эссеист, искусствовед и теоретик литературы;видный общественный деятель. Музыкант и исследователь истории музыки. Егоконцепции оказали влияние на художественную манеру создателей новоголатиноамериканского романа, одним из которых явился он сам. Полное имя писателя— Алехо Карпентьер-и-Вальмонт. Отец его был французом, мать — русской, и поматеринской линии он состоял в родстве с К. Бальмонтом. Его родители переехалииз Европы на Кубу в 1902 г. Начальное образование Карпентьер получил на Кубе; вПариже изучал теорию музыки и сочинял импровизации для фортепьяно. Творческийпуть он начал с литературной и музыкальной критики, сотрудничая в кубинскихжурналах. После установления на Кубе диктаторского режима А. Мачадо Карпентьербыл арестован и провел в тюрьме семь месяцев, создав там первый вариантмифологического романа в духе эстетики негризма «Экуэ-Ямба-О!». В марте 1928 г.он тайно отплыл во Францию. В Париже Карпентьер сблизился с Л. Арагоном, А.Бретоном, П. Пикассо, И.Танги; первые рассказы он пишет по-французски. Конец1920-х — середина 1930-х гг. — этап «сюрреалистской» деятельности Карпентьера.В этот период (до конца 40-х гг.) он проявил себя в основном в жанре критики, атакже увлеченно работал над монографией о кубинской музыке. Историческаяповесть «Царство земное» (изд. в 1949 г.), рассказывающая о Гаити XVIII— XIX вв., открыла цикл произведений,посвященных важнейшим духовным проблемам Латинской Америки. Повесть воскрешаетэпизоды правления на Гаити Анри-Кристофа, бывшего раба, сражавшегося заосвобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себякоролем. Человек обретает свое величие лишь в Царстве земном — таковафилософская концепция автора. В конце 1945 г. Карпентьер уехал в Венесуэлу, гдевозглавил кафедру истории и культуры в Высшей школе пластических искусствКаракаса, и возвратился на Кубу только в 1959 г., после падения диктатурыБатисты. В романе «Потерянные следы» (1952) Карпентьер воплотил новую теориюромана, пришедшую на смену концепции «чудесной реальности»: необходимость«универсальной литературы», обращенной ко всему человечеству. Поэтому ни имениглавного героя (сообщается лишь, что он композитор, сын испанки и немца), ниназвания города, где развивается действие, автор не дает. Форма повествования —путевые заметки. Совершая путешествие «во времени» (в том числе в глубь времен,к прошлым эпохам), герой приходит к выводу: художнику невозможно «ускользнуть»от изменчивой реальности. В повести «Погоня» (1955) ставится проблемаиндивидуального террора как несостоятельного метода борьбы. Автор обновляетлитературную технику, художественно осмысляя категорию времени: есть«литературное» время — 46 минут, время действия повести (столько, сколькозвучит в исполнении оркестра «Героическая симфония» Бетховена) и «субъективное»время — для каждого из героев свое. Один из временных планов — история главногогероя, Беглеца, точнее, его воспоминания. Прошлое и настоящее героя слиты воедино. Сущность «музыкальной» композиции повести объяснилсам писатель: «Погоня» построена в сонатной форме. Первая часть — экспозиция,далее следуют три темы, семнадцать вариаций и заключение, или кода...» В 1973г. опубликован роман «Превратности метода», в центре которого — проблемавоенной диктатуры. У карпентьеровского Главы Нации есть реальные прототипы, нов целом образ просвещенного тирана, предпочитающего жить в цивилизованнойстране, — собирательный, обобщенный. В романе, действие которого ограничено1913—1927 гг., отражены разноплановые исторические события, хотя политическаялексика почти не используется: язык с его барочной избыточностью как бысуществует независимо от идейной концепции автора. В повести «Концерт барокко»(1974) царит «гармония барокко» — свобода воображения и изобретательность,единство разнородных элементов, сочетание несочетаемого, разнообразиевпечатлений, стилей и ритмов. «Гармония барокко», по Карпентьеру, — метафоравсей латиноамериканской действительности, ее культуры с присущими ейконтрастными началами. Роман «Арфа и тень» (1979), в котором Христофор Колумбвспоминает незадолго до смерти всю свою жизнь, вновь возвращает читателя впрошлое Латинской Америки. Здесь писатель продолжает эксперимент схудожественным временем (дробится линейность повествования, переносящегочитателя то в XVI, то в XIXв.).

Век Просвещения (El siglo de las Luces. 1962)

— роман, Построенныйна фрагментах биографии Виктора Юга, лица исторического, комиссара якобинскогоКонвента во французских колониях. Произведение насыщено конкретными историческимиреалиями, событиями, приобретающими вместе с тем обобщенное звучание. Перваячасть «Века Просвещения» (Гавана, конец XVIII в.) разворачивается в форме семейной хроники; герои — Карлос, София,Эстебан — стремятся замкнуться в мире фантазий, оградить себя от действительности.Неожиданно в их старинном доме появляется Виктор Юг — сама жизнь, самодействие, — как бы пробуждающий каждого из героев, вовлекающий их в мирполитики. Форма повествования меняется, оно все больше напоминает историю«странствий молодого человека». Путешествия — духовное формирование — увлечениедеятельностью Виктора Юга, затем разочарование в ней... Таковы этапыстановления личности Эстебана, и в этом смысле его можно сопоставить с героемевропейского романа или философской повести XIXв., пережившим утрату иллюзий. А Виктор Юг предстает в конечном счете как типбуржуазного политика вообще, легко меняющего роли, теряющего в итоге своюиндивидуальность. Для структуры «Века Просвещения» характерна симметричностьотдельных частей, параллелизм, рациональная четкость.

Весна священная (La consagración de la primavera. 1978)

— роман отразилидейные искания Карпентьера на протяжении всего творческого пути: времядействия — 1915—1961 гг. Здесь воплотились, иногда в новойинтерпретации, темы и мотивы предыдущих произведений прозаика: столкновение сдействительностью, историей, утрата иллюзий, бегство от реальности,«странствия», творческий поиск и обретение собственного «я». «Все моипредшествующие книги я назвал бы этапами того пути, что привел меня к Весне»,—пояснял Карпентьер. Роман вобрал богатейший жизненный и творческий опыт автора,преломившийся в судьбах главных героев — кубинского архитектора Энрике ибалерины Веры, по национальности русской. Помимо внесюжетных фрагментов —воспоминаний, отрывков из любимых литературных произведений, ассоциативныхотступлений, — в книге приведены конкретные исторические факты. Судьбы героев —а «Весну священную» называют также романом о современной интеллигенции—показаны в прямой взаимосвязи с путями исторического движения. Эпический мир«Весны священной» заключен в рамки субъективного повествования, как быпропущен сквозь индивидуальное восприятие героев-рассказчиков, проходящихнелегкими путями духовного совершенствования.

Произведения

Избранные произведения:В 2 т. / Сост. и предисл. Н.Зюковой. — М.: Худож. лит., 1974; Весна священная /Пер. С.Сашиной и Н.Трауберг; Предисл. Л.Осповата. — М.: Радуга, 1982. — 480 с.;Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика / Сост. и предисл. В.Земскова. — М.: Радуга, 1984. — 414 с.;Превратности метода / Пер. М. Былинкиной и Ю.Дашкевича. — М.: Прогресс,1987. — 332 с.; Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа итень / Сост. и предисл. В.Земскова. — М.: Радуга, 1988. — 573 с. — (Мастерасоврем, прозы). Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М.L.Puga. — México: Siglo XXI, 1983—1985; Crónicas: En 11t. —Habana: Arte y Literatura, 1975—1976.

Литература

Зюкова Н. Алехо Карпентьер. — Л.: Худож. лит., 1982. —166 с.; Пискунова С., Пискунов В. Алехо Карпентьер и проблема необарокко вкультуре XXвека. — Вопросы лит., 1984, № 7, с. 74—95. Asedios aCarpentier: Once ensayos críticos sobre el novelista cubano / Sel. y nota prelim.de K. Müller-Bergh. — Santiago:Ed. Universitaria, 1972. — 233 р.; Entrevistas / Сотр., sel.,pról. y notas de V. LópezLemiis. — Habana: Letrascubanas, 1985.— 548 р.; Recopilación de textossobre Alejo Carpentier / Compil.y pról. de S. Arias. — Habana: Casa de las Américas, 1977. — 585 p.