Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА

парадигма взаимообучения, которая реализуется, когда несколько осознающих свои потребности субъектов, обмениваются своими достижениями для оперативного распространения и применения полученных ими новых сведений и технологий. Характерной особенностью такого обучения является активное участие субъектов учения в процессе отбора объектов изучения. Название парадигмы происходит от латинского слова communicare (буквально «делать общим, общаться»). В предшествующих парадигмах субъект учения рассматривается объективно неспособным сделать сознательный отбор элементов объективного опыта человечества, подлежащих усвоению (на основе десятой теоремы Шеннона и принципа необходимого разнообразия Эшби, для этого необходимо перед началом отбора уже располагать по меньшей мере тем множеством информации, которое надлежит отобрать), этот отбор делают для него преподаватели и общество, уже познавшие большее содержание. В отличие от этих парадигм, коммуникативная парадигма рассматривает сотрудничество в обучении равных по компетентности партнеров, которые способны объективно оценивать ценность для них возможных объектов усвоения и меняться в зависимости от изучаемого содержания ролями, т.е. становиться то субъектом учения, то субъектом преподавания.