Оперативно-розыскная энциклопедия

СОСТАВ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

1. Материально-правовая группа признаков норм.-правового компонента содержания мероприятия опер.-розыск. 2. Обязательное юр. значимое содержание каждого ОРМ; система предусмотренных опер.-розыск, зак-вом и некот. НПА ОРО элементов объективного и субъективного свойства, юр. определяющих содержание конкретного ОРМ. С. ОРМ позволяет оперативнику (судье, прокурору и др.) конкретное деяние (действие, мероприятие или операцию) оценить как ОРМ, а не как, с одной стороны, иное обществ, полезное деяние (к.-л. контрразвед. мероприятие, действие частного сыщика или следственное действие), а с др. — как некое правонарушение. Именно с помощью норм, категории — С. ОРМ должен разрешаться вопрос о наличии (отсутствии) в совершенном участниками ОРД в том или ином деянии признаков ОРМ и, следовательно, его законности. Для этого, в свою очередь, требуется установить опред. законодателем систему (совокупность) обстоятельств, образующих фактич. и юр. основание для совершения ОРМ. Основное значение С. ОРМ в ОРД заключается в следующем: законодатель, используя логическую модель (С. ОРМ), на уровне ФЗ проводит типизацию обществ, полезных действий, как правило, влекущих ограничение конст. прав человека и гр-на; в соотв. со ст. 1 ФЗ об ОРД именно посредством ОРМ проводится вся ОРД; без него затруднительно оценить действия субъекта сыска как ОРМ; с его помощью происходит отграничение ОРМ от схожих обществ, полезных поведенческих актов (действий частных детективов, следственных действий, контрразвед. и развед. мероприятий и др.); служит норм, «инструментом» для разграничения ОРМ различных видов. Кроме того, только с помощью С. ОРМ можно точно и законно разграничить обществ, полезный акт — опер.-розыск. деяние и незаконные действия физич. и юр. лиц, не уполномоченных ФЗ об ОРД на проведение ОРМ. Элементы С. ОРМ. В него включены различные по своей юр. природе и содержанию признаки, кот. в опер.-розыск. теории и формирующейся науке уг.-розыск. права должны быть соотв. образом систематизированы и сгруппированы. Наибольшее познавательное и практическое значение имеет классификация признаков С. ОРМ в зависимости от их группирования вокруг элементов С. ОРМ. Как норм, категория (логическая модель) С. ОРМ представляет единство четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Каждый из них представляет собой отдельное учение в формирующейся науке уг.-розыск. права. Объект С. ОРМ — предусмотренные ФЗ об ОРД обществ, отношения (блага), защита кот. происходит посредством проведения опер.-розыск. деяний. Объектом С. ОРМ выступают обществ, отношения (блага), кот. возникают в связи с необходимостью: предупреждения совершения преступления; обнаружения преступления и розыска лица, его совершившего (уг.-розыск., или опер.-розыск. отношения); розыска без вести пропавшего; проведения адм.-режимной опер.-проверочной работы; выполнения меж-дунар. обязательства, взятого на себя РФ. Объективная сторона С. ОРМ представляет собой внешний акт обществ, полезного поведения участника ОРД (оперативника, агента и др.), выраженный в активном опер.-розыск. деянии, кот. наполняется реальным содержанием обществ, отношение, составляющее объект С. ОРМ. Субъект С. ОРМ — юр. лицо (опер, подразделение) и (или) физич. и вменяемое лицо (оперативник, агент и др.), совершившее одно или несколько обществ, полезных активных деяний, посредством кот. осуществл. ОРД. Субъективная сторона С. ОРМ (хар. только для ОРМ, совершаемых физич. лицами) отражает внутреннее, психол. содержание обществ, полезного активного деяния, выражающееся в интеллектуальной и волевой деятельности участника ОРД в процессе совершения этого деяния. Все элементы С. ОРМ можно классифицировать на две группы (условно, для облегчения восприятия): 1) объективные элементы и 2) субъективные элементы, характер, соотв. признаками. В органическом единстве они составляют норм, систему, кот. может образовать юр. содержание ОРМ. Признаки С. ОРМ. В зависимости от роли, кот. играют признаки в конструировании конкретных составов ОРМ, в формирующейся науке рос. уг.- розыск. права, различают основные (общие, обязательные) и факультативные (необязательные, доп., или спец.) признаки С. ОРМ. Основные признаки составляют систему (конструктивную основу) каждого конкретного С. ОРМ. Они присущи составам всех ОРМ. В число основных признаков относительно конкретных элементов С. ОРМ включены: по объекту — обществ, отношения (блага), опред. ФЗ об ОРД, защита кот. происходит в ОРД посредством совершения деяний опер.-розыск.; по объективной стороне — обществ, полезное опер.-розыск. активное деяние (действие, мероприятие или операция); по субъекту — опер, подразделение, а равно физич. лицо (оперативник, агент и др.); по субъективной стороне — осознанно-волевое (контролируемое) совершение ОРМ человеком, участником ОРД, цель ОРД (ОРМ) и задачи ОРД (ОРМ). Факультативные признаки включены только в отдельные составы ОРМ. Этот признак в случае его включения в С. ОРМ становится для него обязательным. В число факультативных признаков С. ОРМ включены: в объекте — лицо, источник информации, и предмет ОРМ, т.е. материальные предметы внешнего мира (вещи и пр.), непосредственно воздействуя на кот. субъект ОРМ получает необходимую информацию об объекте С. ОРМ (напр., проведение такого ОРМ, как снятие информации с тех. канала связи, невозможно без соотв. воздействия на опред. «вещь» — тех. канал связи); в объективной стороне — юр. значимые последствия; непосредственная причинно-следственная связь между конкретным обществ, полезным активным опер.-розыск. деянием и наступившим юр. значимым последствием; место, время (сроки), способ и средства совершения опер.-розыск. деяния. Среди юр. значимых последствий опер.-розыск. деяния выделяют два вида: допускаемое ФЗ причинение вреда опред. субъекту, напр, ограничение конст. права гр-на в результате прослушивания его переговоров по телефону (негативное последствие), и результат ОРД (позитивное последствие). Средства проведения ОРМ — предметы материального мира, применяемые в целях ОРД: опер.-тех., спец. тех., транспортные и иные средства, документы опер, прикрытия, системы ин-форм., вооружение и т.п.; в субъекте — должн. или служебное положение (напр., рук-ль опер, подразделения, кот. полномочен санкционировать проведение ОРМ), и др.; в субъективной стороне — мотивы совершения ОРМ (патриотизм, активная жизненная позиция, материальная заинтересованность и др.). Виды С. ОРМ. Все их делят на два вида: основные и доп. В основу систематизации основных положены такие критерии, как степень обществ, значимости (полезности) деяния опер.-розыск., структура или способ описания признаков С. ОРМ в опер.-розыск. зак-ве. По степени обществ, значимости различают три вида С. ОРМ: 1) основной (простой), 2) ограничительный (с более жесткими условиями проведения ОРМ относительно простого состава) и 3) расширительный (со смягчающими проведение ОРМ условиями). Основной (простой) С. ОРМ содержит совокупность объективных и субъективных признаков, кот. всегда имеются при совершении опред. вида опер.-розыск. деяния, но не предусматривает наличия доп. признаков, повышающих или понижающих уровень обществ, значимости содеянного. Простые С. ОРМ указаны в норме, кот. содержится в ч. 1 ст. 6, ч. 8 ст. 5 и ст. 7 ФЗ об ОРД. Ограничительный С. ОРМ — это состав, в кот. наряду с признаками основного (простого) включены также признаки (условия), с помощью кот. законодатель повышает порог требований, обязательных для осуществл. конкретных ОРМ. Данный состав содержится в ч. 5 ст. 8, ч. 7 ст. 5, ч. 4 ст. 6 и ч. 2 ст. 13 ФЗ об ОРД. Так, в обычном порядке проводится закупка проверочная предметов, веществ и продукции, находящихся в свободной реализации (п. 4 и 13 ч. 1 ст. 6). Однако та же проверочная закупка, но уже предметов, веществ и продукции, свободная реализация кот. запрещена либо оборот кот. ограничен, проводится только на основании постановления, утвержденного рук-лем органа, осуществл. ОРД (ч. 5 ст. 8). Расширительный С. ОРМ — это состав, кот. наряду с признаками основного (простого) содержит также признаки (условия), с помощью кот. законодатель снижает порог обязательных для осуществл. ОРМ требований. Так, в обычном порядке прослушивание телефонных переговоров допустимо с момента получения санкции судьи (ч. 2 ст. 8). Однако в случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивать переговоры, ведущиеся с их телефонов, без предварительного судебного разрешения, ограничившись получением разрешения рук-ля ОРО (ч. 4). По особенностям конструкции признаков объективной стороны С. ОРМ делят на материальные и формальные. В материальном момент окончания опер.-розыск. деяния связан с наступлением негативного юр. значимого последствия (ограничение конст. права человека и др.). Это может быть контроль почтовых отправлений (п. 9 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД), обследование жилища (п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД) и др. В формальных С. ОРМ законодатель устанавливает факт оконченности ОРМ с момента совершения указанного в ФЗ об ОРД опер.-розыск. деяния, не связывая его с обязательностью наступления негативного юр. значимого последствия, кот. может быть им вызвано (напр., наведение справок или отождествление личности не влечет ограничения конст. прав гр-н). Отдельные С. ОРМ по объективной стороне могут быть охарактеризованы как формально-материальные, напр, наблюдение. Доп. виды С. ОРМ: видовое различие ОРМ должно служить практическим потребностям. Поэтому в зависимости от того, какие признаки становятся обязательными для конкретного С. ОРМ, их различают по целевому назначению, решаемым задачам, уровню принятия решения, необходимости получения судебной санкции, форме осуществл., применяемым силам и средствам, юр. значимым последствиям и др. По необходимости получения судебной санкции различают С. ОРМ, в кот. обязательным условием выступает требование ее получения (ОРМ, ограничивающие конст. права человека и гр-на, согласно ФЗ об ОРД проводятся на основании судебного решения) и в кот. она не требуется (все остальные ОРМ). По необходимости получения санкции рук-ва ОРО (утвержденного постановления) различают С. ОРМ, в кот. предусмотрено ее получение (проверочная закупка, поставка контролируемая предметов, веществ и продукции, свободная реализация кот. запрещена либо оборот кот. ограничен, эксперимент опер. и внедрение опер.) и в кот. она не предусмотрена. По форме осуществл. ОРМ различают С. ОРМ, кот. предусматривают гласную и негласную формы. Напр., опер, внедрение проводится только в негласной форме, а опрос может быть как гласным, так и негласным. По времени осуществл. различают составы длящихся ОРМ, т.е. в кот. исполнение объективной стороны продолжается непрерывно (напр., прослушивание телефонных переговоров до 180 суток) и разовых ОРМ (в кот. исполнение объективной стороны одномоментно или весьма непродолжительно по времени, напр- отождествление личности). По применяемым силам и средствам ОРМ с участием агентов и мероприятия опер.-тех., наружное наблюдение и др. По способу получения информации — С. ОРМ, в кот. объективная сторона характер, непосредственным способом ее получения (опрос и др.), опосредованным (снятие информации с тех. каналов связи и др.) и смешанным (наведение справок, наблюдение и др.). См. Гласные ОРМ, Негласные ОРМ. [31]; [16]; Петров В.В. К вопросу о значении структуры (юридического содержания) оперативно-розыскных мероприятий //Проблемы формирования уголовно-розыскного права (Оперативно-розыскная теория и практика в государствах — участниках СНГ): Вневедомств. сб. науч. работ. — М., 2003. — Вып. 6; [8].