Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Один из функциональных стилей, связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью, нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерныобъективностьиотвлечение от конкретногои случайного (поскольку назначение науки – вскрывать закономерности). Ему свойственналогическая доказательностьи последовательность изложения как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях. Основная цель научного текста – сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Н.с. в письменной форме представлен следующими жанрами:монографиями,статьями,учебниками,справочникамии т.п. Указанные выше базовые экстралингвистические стилеобразующие факторы обуславливают:
1)конструктивный принципН.с. (обобщенно-отвлеченность в сочетании с подчеркнутой логичностью и терминированностью речи;
2)основныестилевые черты: абстрагизация, т.е. отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность, точность, ясность и объективность изложения, его последовательность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, некатегоричность изложения;
3)речевая системность.
Экстралингвистические стилеобразующие факторы Н.с. определяют принципы отбора языковых средств и их организацию, важную роль при этом выполняет частотность употребления тех или иных языковых средств.Отвлеченно-обобщенностьсоздается за счет широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщенного значения.
Это следующие средства:
1)абстрактная лексика (в том числе терминологическая), выражающая общие понятия;
2)конкретные слова, обозначающие в научном стиле общие понятия;
3)слова, усиливающие обобщенно-отвлеченный характер научного стиля:обычно,обыкновенно,регулярно,всегда,каждый,всякий;
4)глаголы в обобщенно-отвлеченном значении, поскольку они десемантизируются, придавая выражению качественный характер (глаголы широкой семантики:существовать,иметь,обнаруживать,проявляться);
5)использование в связочной функции глаголов:быть,являться,служить,обладать,отличаться;
6)использование глаголов в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых смысловая нагрузка выражена существительными:подвергать анализу,производить анализ,оказывать влияние;
7)использование глаголов в значении настоящего вневременного;
8)формы глагола выступают с ослабленным, обобщенным значением лица;
9)форма ед.ч.сущ., служащая для выражения общего понятия, а также неделимой совокупности и целостности; 10) повышенная употребительность сущ. ср.р. (свойство,значение,равновесие,явлениеи т.п.); 11) на синтаксическом уровне: обобщенно-личные предложения; безличные предложения; двучленный пассивный оборот с процессуальным значением (т.е. деагентивные структуры); 12) номинализованные структуры (номинативный характер Н.с.).Подчеркнутая логичностьтесно связана с последовательностью изложения, его доказательностью, аргументированностью, выражается в основном на синтаксическом уровне и уровне текста.
Ее реализации способствуют следующие средства:
1)полнота грамматического оформления предикативных единиц;
2)преобладание союзных предложений над бессоюзными;
3)преобладание сложноподчиненных предложений;
4)осложнение простых предложений оборотами с подчинительной связью, что повышает спаянность предложения;
5)широкое использование вводных слов и словосочетаний;
6)конструкции и обороты связи;
7)объективный, нейтральный порядок слов;
8)средства подчеркнутой логичности на текстовом уровне: действие категорийсвязности,логичности,цельности;
9)использование повторов: лексических, синонимических, местоименных; 10) строго оформленная композиция текста: деление на главы, параграфы; выделение зачинов-вступлений, концовок-заключений; 11) категория гипотетичности как организующее начало композиции текста; 12) использование средств проспекции и ретроспекции (перейдем к рассмотрению...;как было отмечено выше...); 13) стереотипность связующих средств, наличие готовых формул.
Точность,ясностьН.с. достигается:
1)употреблением большого числа терминов;
2)четкими определениями вновь вводимых понятий;
3)однозначностью, недвусмысленностью высказываний;
4)использованием вводных слов, оборотов, вводных и вставных конструкций в функции уточнения;
5)употреблением обособленных согласованных определений;
6)употребление причастных оборотов в синтаксической функции уточнения;
7)ссылок и сносок в тексте;
8)преобладанием союзия над бессоюзием.
Некатегоричность изложениявыражается:
1)во взвешенности оценок;
2)эффективности теории и путей ее решения;
3)степени завершенности результатов исследования;
4)в цитировании мнений других авторов.
Коммуникативная направленность речи выражается в категориидиалогичности. В связи с этим наблюдаются:
1)обращенность к читателю;
2)взаимодействие двух или нескольких смысловых позиций;
3)собственный диалог;
4)вопросно-ответные комплексы;
5)вопросительные предложения, в частности, проблемные вопросы;
6)цитация чужой речи с оценкой приводимого мнения;
7)императив как обращение к читателю (обратите вниманиеи т.п.);
8)оценочные средства языка;
9)конструкции связи (подчеркнем еще рази др.);
10)вводные слова, словосочетания, вставные конструкции с семантикой выражения авторского отношения к сообщаемому либо справочного характера;
11)развернутые вариативные повторы;
12)противопоставление разных точек зрения на проблему;
13)средства категории проспекции и ретроспекции;
14)разного родаакцентуаторы, связанные с категорией акцентности;
15)категория диалогичности выступает как средство экспрессивности, эмоциональности.
Н.с. реализуется в письменной и устной форме (доклад,дискуссияи т.п.).

  1. научный стильылыми стиль...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  2. научный стильОдин из функциональных стилей связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает те...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  3. научный стильразновидность литературного языка один книжных стилей речи обслуживающий сферы науки и образования....Словарь литературоведческих терминов
  4. научный стильпредставляет науч. сферу общения и речевой деятельности связанную с реализацией науки как формы общественного сознания отражает теоретическое мышление выступающее в понят...Стилистический энциклопедический словарь русского языка
  5. научный стильсм. стиль языка....Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  6. научный стильОдин из функциональных стилей связанный с научной сферой общения и речевой деятельностью нацеленной на реализацию науки как формы общественного сознания. Н.с. отражает те...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник