Новейший философский словарь

ЭКО

ЭКО (Есо) Умберто (р. 1932) - итальянский семиотик, философ, специалист по средневековой эстетике, писатель и литературный критик. Генеральный секретарь Международной Ассоциации по семиотическим исследованиям, профессор семиотики Болонского университета. Основные философские сочинения: «Трактат по общей семиотике» (1975), «Проблема эстетического у Св. Фомы» (1956), «Семиотика и философия языка» (1984), «Путешествия в гиперреальности» (1987), «Пределы Интерпретации» (1990), «Поиск совершенного языка» (1995) и др. Исходные позиции методологии Э. вызревали вне знакового подхода к анализу культуры и лишь впоследствии были переведены на язык семиотики. В докторской диссертации (1956), посвященной эстетике Фомы Аквинского, Э. трактовал средневековую эстетику как философию космического порядка и усматривал в ней истоки западноевропейского рационализма, его упорядочивающее, иерархизирующее начало. Главным направлением развития западной мысли Э. считает переход от моделей рационального порядка, выраженного наиболее ясно в «Сумме теологии» Фомы Аквинского, к ощущению хаоса и кризиса, которое преобладает в современном опыте мира. К такому выводу Э. пришел, анализируя модернистскую поэтику Дж. Джойса и эстетику авангарда в целом, в которых разрушается классический образ мира, но «не на вещах, а в и на языке». Даже учитывая динамичную природу западной культуры, ее желание интерпретировать и апробировать оригинальные гипотезы, Э. не сомневается в том, что культура находится в состоянии кризиса: «порядок слов больше не соответствует порядку вещей», система коммуникаций, имеющаяся в нашем распоряжении, чужда исторической ситуации, кризис репрезентации очевиден. В 60-е, апологизируя авангард, исследуя роль и значение mass media в современном обществе, Э. видит выход в изобретении новых формальных структур, которые могут отразить ситуацию и стать ее новой моделью. Э. предлагает условную лабораторную модель «открытого произведения» - «трансцендентальную схему», фиксирующую двусмысленность нашего бытия в мире. Понятие «открытое произведение» прочно вошло в современное литературоведение, оно предвосхитило идею множественности в искусстве, постструктуралистский интерес к читателю, тексту, интерпретации.Поскольку способ, которым структурированы художественные формы отражает способ, которым наука и современная культура воспринимают реальность, постольку модель «открытого произведения» должна отражать смену парадигмы, утверждать ранее не существовавший код; так как информация прямо пропорциональна энтропии, а установление жесткого кода, единственного порядка ограничивает получение информации, то Беспорядок даже полезен (тем более, что таковым он выступает по отношению к исходной организации, а по отношению к параметрам нового дискурса - как порядок). Открытое произведение элиминирует возможность однозначного декодирования, открывает текст множественности интерпретаций, меняет акценты во взаимоотношениях текстуальных стратегий - автора и читателя. В конце 60-х Э. существенно пересматривает свои взгляды: крах авангардистского проекта, знакомство со структурализмом и теорией Пирса обусловили его переход к семиотической проблематике. Фундаментальная методологическая установка Э. на смещенную, уклончивую природу нашего знания о реальности, признание методологического, а не онтологического характера теории и гипотетической сущности структур, в отличие от общей структуралистской установки (»подлинная структура неизменно отсутствует»), определяют своеобразие его семиотики и характерной для него терминологии. Идея бесконечной интерпретации трансформируется в идею неограниченного се-миозиса как основы существования культуры, интерпрета-тивный цикл означает возрастание энциклопедии (потенциальный резервуар информации и регулятивная семиотическая гипотеза). Энтропии, согласно Э., удается избежать по той причине, что язык - это организация, лишенная возможности порядка, однако допускающая смену кодов (тем более, что коды рождаются на основе договора, утверждаются и канонизируются данным социумом), выдвижение новых гипотез и их включение в систему культурных установлений. Отношения «означаемое - означающее» (структура знака по Соссюру) представляются ему независимыми от референта. Семиотика Э. интересуется лишь замкнутым пространством культуры, в котором господствует Символическое (»знаки - единственные ориентиры в этом мире»), порождающее смыслы и оперирующее ими без обращения непосредственно к физической реальности. Проблема разграничения семиотики и философии языка трактуется Э. как соотношение частной и общей семиотики. Специальная семиотика - это «грамматика» отдельной знаковой системы, а общая семиотика изучает целостность человеческой означивающей деятельности. Если семиотические интересы Э. располагаются между семиотикой знака (Пирс) и семиотикой языка (Соссюр), то его философские взгляды связаны прежде всего с постструктуралистской и постмодернистской версиями культуры. Э. создает семиотический вариант деконструкции, которому присущи представления о равноправном существовании Хаоса и Порядка (»эстетика Хаосмоса»), идеал нестабильности, нежесткости, плюрализма. Э. солидаризируется с постструктуралистами в вопросе о предназначении семиологии: ее объект - язык, над которым уже работает власть. Семиотика должна обнажить механизм «сделанности» культуры, явиться инструментом демистификации и деидеологизации, эксплицировать правила «кодового переключения» в культуре. Э. интересует принципиальная возможность единого (но не унифицированного) семиотического подхода ко всем феноменам сигнификации и/или коммуникации, возможность выявления логики культуры посредством различных означивающих практик, которые могут быть частью общей семиотики культуры. см. также: ЛАБИРИНТ.

Синонимы:
удивительно, чудеса, э-ге-ге, эге, эк, эка


  1. экогк дом жилищеВ некоторых словах употребляется также ойк эйк.em экономикаstrong законы разумного ведения хозяйства или само это хозяйство ойкуменаstrong обитаемая часть ...Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого
  2. экочаст. см. эк II Итальянорусский словарь. Синонимы удивительно чудеса эгеге эге эк эка...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. экочастица эк II...Большой русско-испанский словарь
  4. экоEco Умберто р. итальянский ученый писатель. Книги поистории культуры средневековья проблемам семиотики сборник эссеПутешествия в гиперреальность . В романах Имя розы Ма...Большой энциклопедический словарь II
  5. экоЭКО cho m. Эхо. муз. Отголосок отзвук как эхоem. ЭМС .Синонимы удивительно чудеса эгеге эге эк эка...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  6. экоEco Умберто род. Итальянский семиотик эстетик историк средневековой литературы писатель критик и эссеист оказавший значительное влияние на развитие неклассической эстетик...Лексикон нонклассики
  7. экоEco Умберто р. Алессандрия близ Турина итальянский писатель историк культуры. Окончил Туринский унт. Научную карьеру начинал как специалист по средневековой философии оп...Литература и язык. Современная энциклопедия
  8. экоEco Умберто р. Алессандрия близ Турина итальянский писатель историк культуры. Окончил Туринский унт. Научную карьеру начинал как специалист по средневековой философии оп...Литературная энциклопедия
  9. экосм.em эк .Синонимы удивительно чудеса эгеге эге эк эка...Малый академический словарь
  10. экокорень ЭК окончание О Основа слова ЭКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЭК О Слово Эко содержит следующие морфемы или части приставка ...Морфемный разбор слова по составу
  11. экоНачальная форма Эко неизменяемое общий род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  12. экоЕсо Умберто р. итальянский семиотик философ специалист по средневековой эстетике писатель и литературный критик. Генеральный секретарь Международной Ассоциации по семио...Новейший философский словарь II
  13. экоэко частица разг.сниж. см. эк ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  14. экоэко эко. первая часть сложных слов пишется слитно...Орфографический словарь
  15. экоОрфографическая запись слова эко Ударение в слове эко Деление слова на слоги перенос слова эко Фонетическая транскрипция слова эко [эка] Характеристика всех звуков э [э]...Полный фонетический разбор слов
  16. экоэко. первая часть сложных слов пишется слитноСинонимы удивительно чудеса эгеге эге эк эка...Русский орфографический словарь
  17. экосокр. отem экстракорпоральное оплодотворение in vitro fertilization IVF...Русско-английский медицинский словарь
  18. экоeko.strong eko...Русско-шведский словарь
  19. экоEco Умберто р. в итальянский семиотик философ специалист по средневековой эстетике писатель и литературный критик. Генеральный секретарь Международной Ассоциации по сем...Словарь постмодернизма
  20. экоэко чудеса эк эгеге удивительно эка эге Словарь русских синонимов. эко нареч колво синонимов удивительно чудеса эгеге эге эк эка Словарь синонимов ASIS.В.Н. ...Словарь синонимов II
  21. экоэко чудеса эк эгеге удивительно эка эге...Словарь синонимов
  22. экоЭКО Eco Умберто родился в итальянский историк культуры семиотик писатель. Книги по истории культуры средневековья проблемам художественного творчества семиотики Эстетиче...Современная энциклопедия
  23. экоЭКО Eco Умберто р . итальянский ученый писатель. Книги по истории культуры средневековья проблемам семиотики сборник эссе Путешествия в гиперреальность . В романах Имя р...Современный энциклопедический словарь
  24. экоЭКО. Первая часть сложных слов со знач. экологический напр жоцентржофонд....Толковый словарь Ожегова
  25. экоЭКО что эк. Эко вы вещь какую указали. Лесков....Толковый словарь русского языка II
  26. экоЭКО. Первая часть сложных слов со значение экологический напр жоцентр жофонд....Толковый словарь русского языка
  27. экоБезударные гласные в слове эко...Ударение и правописание
  28. экоЭко...Электронный словарь анаграмм русского языка
  29. экоЭКО Есоem Умберто р. em итал. семиотик эстетик культуролог историк ср.век. литры писатель критик и эссеист оказавший значит влияние на развитие неклассич. эстетики. Свое...Энциклопедия культурологии
  30. экоЭКО Есо Умберто р. итал. семиотик эстетик культуролог историк ср.век. литры писатель критик и эссеист оказавший значит влияние на развитие неклассич. эстетики. Свое пос...Энциклопедия Культурология XX век