Новейший философский словарь

ХВОСТОВ

ХВОСТОВ Вениамин Михайлович (1868-1920) - русский социолог, правовед, философ. Окончил юридический факультет Московского университета, в котором с 1895 по 1911 и с 1917 читал лекции по римскому и гражданскому праву. Преподавал на Высших женских курсах, Высших женских юридических курсах, в народном университете им. А.Л. Шаняв-ского. С 1889- профессор. В 1911 - вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетской автономии. Участвовал в создании журнала «Вопросы права», активно сотрудничал с журналом «Вопросы философии и психологии». Член Московского психологического общества. Покончил жизнь самоубийством. Основные работы: «Общественное мнение и политические партии» (1906), «Нравственная личность и общество. Очерки по истории социологии» (1911), «Психология женщин» (1911), «Женщина и человеческое достоинство» (1914), «Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма» (1912), «Теория исторического процесса» (1910), «Социология. Введение. Ч. 1: Исторический очерк учений об обществе» (1917), «Основы социологии. Учение о закономерностях общественных явлений» (1919) и др. Принадлежа к кругу русских неокантианцев, X. пытался усилить в этом интеллектуальном течении психологический аспект, дополняя собственно социологию (социальную типологию) социально-психологическими построениями (учение о природе социальных связей и социальных законов). Одну из своих основных задач X. видел в обосновании специфики социального познания, прежде всего социологии и истории. С этой целью им проделан один из первых в русской традиции критический анализ методологических основ западной и российской социологии. X. выделил и проанализировал восемь социологических школ (механическая, географическая, этнографическая, биологическая, психологическая, экономическая, этическая и социальная) в соответствии с преобладающим в них типом редукции знания к уже сложившейся теоретической системе. Их анализ позволил X. сделать вывод о неадекватности их методологии задаче создания научной теории исторического процесса, которую он рассматривал как методологию и гносеологию социологических и исторических дисциплин.Задача теории познания, по X., - установление границ доступного для нас знания и определение его источников и ценности, что принципиально требует привлечения для ее решения аппарата психологии. Гносеология задает знанию нормативность (ценность), психология - описательность (состав и происхождение знания). В основе социального познания - выработка критически проверяемого мировоззрения, обеспечивающего познание истины как согласованности суждений о мире между собой и их соответствие данным опыта. X., вслед за Кантом, постулирует примат практического разума над теоретическим. Формы восприятия и мышления соответствуют вещам самим по себе: чем больше мы знаем, тем больше познаем мир сам по себе. Познание идет через сравнение и противопоставление трех типов категорий - предмета, свойства и состояния, - обеспечивающих сведение опыта к логическому единству. В фокусе теоретического анализа - три отношения: 1) места и времени; 2) различия-сходства- тождества; 3) причины; 4) модальности. «Схватывание» объекта через комбинации типов категорий и видов отношений и обеспечивает его познание. Специфика социального познания заключается в изучении не только каузальности, но и телеологии действующих субъектов. Тело субъекта, по X., - посредник между познающим сознанием, существующим только во времени и не имеющим пространственных характеристик, и познаваемым объектом как пространственно-временной протяженностью. Тело индивида одновременно принадлежит и субъекту и объекту. Общественная жизнь, следовательно, онтологически дуалистична, в ней одновременно действуют естественно-стихийная и целеполагающе-психическая закономерности. Реальность конституируется как синтез данных восприятия (опыта) и приписываемой мыслью идеи (гипотезы) «вещи в себе». Продуктами этого творческого синтеза являются культурные ценности, позволяющие нормативно регулировать познание и согласовывать данные опыта. Социальные законы - суть общие схемы порядка протекания человеческого общения. В пределе они тождественны законам социальной психики. Поэтому социальная психология - часть\'социологии. В социуме одновременно действуют как законы солидарности, так и законы борьбы, которые примиряются в рамках общей духовной закономерности (т.е. в культуре) как целостности общепризнанных ценностей. В науках о культуре происходит синтез номоте-тических и идиографических методов, синтез общего знания социологии и индивидуализирующего знания истории. Познание всегда есть синтез деятельности психики и культурных норм-ценностей. Мир, следовательно, всегда конструируется с точки зрения определенной теории, хотя его существование самою по себе постулируется (допускается). X. - сторонник плюрализма в познании (допустимы различные теории) и в анализе социума (необходим учет многофакторности, многовекторности общественных изменений, интегрируемых в культуре). Примитивный, кастовый и правовой тип обществ рассматривается X. с точки зрения сочетания в них элементов устойчивости и изменчивости. В качестве основных устойчивых форм общения X. исследованы традиции подражания и дух времени. В качестве основных изменчивых форм - критика, реформы, революция, реакция и нововведения (идеи и изобретения). X. резко критикует концепцию прогресса как движения в сторону ценной для нас цели. Можно говорить лишь о выявлении духовной закономерности как общей схемы социального порядка. Исторически развертывание духовного процесса проходит три фазы: 1) скрытого состояния новой идеи; 2) обретения идеей критической массы сторонников; 3) начала установления господства нового течения в борьбе с традицией. На последнем этапе идея приспосабливается ко вкусам масс и достигает компромисса с традицией, что позволяет выработать новый идеал, определяющий на некоторое время направление об-щественых изменений. Затем весь цикл повторяется на качественно ином уровне и на основе новых идей. Господству-щие тенденции и идеал и образуют «дух времени», который по закону исторических контрастов (смена на противоположную любой идеи) может быть обращен как в будущее, так и в прошлое. Кроме контрастных эпох X. выделяет эпохи общественного пессимизма и апатии, а в качестве исторических примеров развертывания идей рассматривает идеи реформации, просвещения и романтизма.

  1. хвостовХвостов А. Н. министр внутренних дел царской России. Одно время был вологодским а позднее нижегородским губернатором. Был избран в IV Государственную Думу где возглавлял...1000 биографий
  2. хвостовХВОСТОВ Алексей Николаевич русский гос. деятель. Племянник А. А. Хвостова. iПомещик Орловской губ. Окончил Александровский лицей. С вологодский в нижегородский губерн...Большая советская энциклопедия
  3. хвостовХВОСТОВ Александр Алексеевич г. смерти не уст. русский гос. деятель. Помещик Орловской губ. Окончил Александровский лицей. С служил в Минве внутр. дел в директор хоз....Большая советская энциклопедия
  4. хвостовХВОСТОВ Михаил Михайлович [. . Керчь .] русский историк античности. С после окончания ист.филологич. фта Моск. унта по приватдоцент этого унта в приватдоцент с проф....Большая советская энциклопедия
  5. хвостовХВОСТОВ Владимир Михайлович [. Казань. Москва] советский историк специалист по истории нового времени и междунар. отношений акад. АН СССР чл.корр. . Чл. КПСС с . Сын М. ...Большая советская энциклопедия
  6. хвостовАлексей Николаевич министр внутренних дел России. Председатель фракции правых й Государственной думы.Расстрелян большевиками....Большой энциклопедический словарь II
  7. хвостовкорень ХВОСТ суффикс ОВ нулевое окончаниеОснова слова ХВОСТОВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ХВОСТ ОВ Слово Хвостов содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  8. хвостовВениамин Михайлович русский социолог правовед философ. Окончил юридический факультет Московского университета в котором с по и с читал лекции по римскому и гражданск...Новейший философский словарь II
  9. хвостовХВОСТОВ Владимир Михайлович историк академик АН СССР . Труды по истории нового времени и международных отношений. Государственные премии СССР .Источник Энциклопедия Оте...Русская энциклопедия
  10. хвостовХВОСТОВПервоначально отчество от нецерковного мужского имени Хвост например крестьянин Хвост записан в аг. Новгород. писцовые книги бояре Хвостовыа потомки боярина Андрея...Словарь фамилий
  11. хвостов.Владимир Михайлович .VI. .III. сов. историк специалист по истории нового времени и междунар. отношений. Академик . Чл. КПСС с . Чл. Академии наук ГДР и Сербской АН. На...Советская историческая энциклопедия
  12. хвостовХВОСТОВ Михаил Михайлович российский историк античности профессор. Труды по истории Египта эллинистического и римского времени....Современный энциклопедический словарь
  13. хвостовХВОСТОВ Владимир Михайлович российский историк академик АН СССР . Сын М. М. Хвостова. Труды по истории нового времени и международных отношений. Государственная премия С...Современный энциклопедический словарь
  14. хвостовХВОСТОВ Алексей Николаевич министр внутренних дел России . Председатель фракции правых й Государственной думы. Расстрелян большевиками....Современный энциклопедический словарь
  15. хвостовХВОСТОВ ХВОСТОВ Вениамин Михайлович февраля февраля Москва русский философнеокантианец социолог правовед. Окончил юридический факультет Московского университета в кот...Философская энциклопедия