Новейший философский словарь

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм. Феномен С. изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. В рамках философии проблема С. конституируется на стыке философии культуры и философии детства. С. как философская проблема имеет смысл только в контексте такого направления социальной философии, как социальный реализм, - в категориях историцизма не формулируется. Традиция философского осмысления феномена С. заложены основоположником социальной психологии Тардом; активно развивалась классическим психоанализом (Фрейд), интеракционизмом; марксизмом (Выготский, Леонтьев), структурно-функциональным анализом (Парсонс); современные исследования проблематики С. представлены, прежде всего, символическим интеракционизмом (чикагская и айовская школы), направлением «психодрамы» и др. Процесс С. может быть понят как подключение человека к культуре как таковой (С. биологического организма) и - одновременно - как подключение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной. Процесс С. как адаптации к культурной среде осуществляется практически всю жизнь индивида, однако функционально-содержательный экстремум его (собственно С.) приходится на временной отрезок со второго по шестой годы жизни, и если этот период упущен (феномен Маугли), то С. детеныша, биологически принадлежащего к виду homo sapiens, практически невозможна (все описанные попытки социализировать детей, выращенных в волчьей стае, как знаменитые Амала и Камала, в стаде антилоп и даже, как современный Ганимед, в гнезде орла, демонстрируют указанную невозможность в качестве своего результата). С. как процесс подключения к культурной традиции семантически есть процесс формирования индивидуальности. В этом смысле результатом С. выступают индивидуальные вариации исторически определенного типа личности.Их вариативность обусловлена многообразием конкретно-частных реакций на социальные ситуации и различием врожденных психологических особенностей и задатков, их интегральная общность - единством исходной парадиг-мальной поведенческой матрицы, оформленной в культуре в качестве стандарта приемлемости и задающей своего рода ватерлинию, переход которой означает выход индивидуального поведения за пределы одобряемой общественным мнением легитимности. Операциональное овладение соответствующими санкционированными обществом социальными ролями регулируется принципом «удовольствие - страдание» (Фрейд) или «торможение - субституция» (Парсонс), приводимого в действие посредством вознаграждения или наказания. Психологическим механизмом С. выступает примерка индивидом на себя этих ролевых технологий: «подражание» (Тард), «идентификация себя с другим» (Фрейд), «принятие роли другого» (Дж.Г. Мид), «имитация и идентификация» (Парсонс). Необходимость такой идентификации возникает в ходе катектической оценки субъектом ситуации, т.е. артикуляции ее в контексте неиндеферентных для индивида аспектов (Парсонс) или в ходе социального взаимодействия индивидов, когда знание (редуцированные прошлые взаимодействия, содержащиеся в индивидуальном опыте) «перспектив», социальных возможностей, открывающихся той или иной ситуацией, совпадают у коммуникативных партнеров, что позволяет каждому из них «принять роль другого» (Дж.Г. Мид). В данном контексте возникает проблема агента С, т.е. того, чья поведенческая норма выступает в качестве образца. При этом важно, что С. рассматривается как в качестве сознательного целенаправленного воздействия на формирование личности (воспитание), так и в качестве объективного стихийно-спонтанного процесса трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте. В концепции С. Фрейда таким модельным образцом является семья (прежде всего, родители); Т. Тернером было показано, что референтным агентом С. может выступать группа, не носящая семейного характера. При всех разночтениях, однако, агент С. фиксируется, во-первых, как «другой/другие» и, во-вторых, как «значащий другой/другие»: типовым образцом отношений в рамках процесса С. являются вертикальные отношения по принципу «учитель - ученик» (Тард). Индивид «вбирает в себя общие ценности» в процессе общения со «значащими другими» (Парсонс). Как показано Мидом, «принятие роли другого» осуществляется субъектом стадиально: начинаясь с принятия роли конкретных авторитетов (исходно - родителей, затем - пользующихся популярностью сверстников и наделенных престижными качествами взрослых: реальных выдающихся личностей любого масштаба, равно как и литературных или кино-героев) и, наконец, в качестве максимально «значащего другого» выступает абстрактный «генерализированный другой». В случае же «генерализированного другого» оценка значимых агентов С. (родители, группа) превращается в самооценку: контроль проникает внутрь индивидуального сознания, «физиологический организм превращается в рефлексирующее сознание, Я» (Мид). Позднее Фуко назовет этого мифологического субъекта паноптиче-ского контроля «отсутствующим господином», проникающим в самые сокровенные уголки подсознания и не оставляющего индивиду ни йоты свободы в частной жизни, ибо, как показано в «Истории сексуальности», даже самые, казалось бы, интимные поведенческие программы на деле оказываются продиктованными соответствующими культурными установками, являясь фактически результатом того или иного типа С. Аналогичный аспект диктата всеобщего фиксируется и в «Диалектике просвещения» Хоркхаймера и Адорно. (И в этом смысле прозрачность сознания гораздо страшнее стеклянных стен замятинских «Мы».) В результате С. осуществляется интернализация социализирующимся сознанием структуры референтной социальной общности (семьи по Парсонсу или «коммуникативного сообщества» по Миду). Это задает особую структурную организацию сознания: наряду с имманентным его содержанием как источником спонтанности и специфичности реагирования на ситуацию (»Эго» у Фрейда, «I» у Мида) оформляется и довлеющий внутренний блок контроля, репрезентирующий социальную норму и не допускающий отклонений от социальных аспектаций (»супер-Эго» у Фрейда, «mе» у Мида). Таким образом, функции социального контроля трансформируются из внешних во внутренние - посредством формирования в сознании индивида интенции на рефлексивный самоконтроль. Важнейшим аспектом С. выступает, таким образом, способность индивида «становиться объектом для самого себя» (Мид). С точки зрения социокультурного механизма С. как процесс идентификации индивидом себя с определенными социальными ролями осуществляется не только в контексте непосредственного общения (интеракционизм), но и опосредовано: через знаковые системы культуры (язык, миф, искусство, религия и т.д.), несущие информацию о возможных в данном социальном контексте индивидуальных ролях. Так, с позиций «философской семантики» А. Лавджоя, в каждой культурной традиции может быть выделен набор ключевых понятий, веер возможных интерпретаций которых и задает в своих семантических пределах социально-психологические границы «индивидуальных вариаций индивидуального сознания». Как процессуальный феномен С. является стадиальной, причем соответствующие ей этапы могут быть выделены как в рамках онтогенетического, так и филогенетического подходов. Так, применительно к индивидуальной С, Мидом зафиксировано три этапа ее осуществления: 1) психогенетический, основанный на усвоении шаблонов удовлетворения потребностей и осуществляемый путем проб и ошибок; 2) образно-символический, основанный на образной системе, безусловно реф-лекторно связанной с символами; 3) интеллектуально-концептуальный, в рамках которого культурная символика становится центральным механизмом управления поведением. Филогенетически этим этапом можно поставить в соответствие три типа (этапа) исторической эволюции феномена С: 1) именной, 2) профессионально-кастовый, 3) универсально-логический, зафиксированные М.К. Петровым в качестве исторических типов «трансляции исторического опыта от поколения к поколению». Исторически первый «именной» тип С. характерен для архаических культур, основанных на мифологическом сознании, в рамках которого имя оказывается семантически нагруженным и сопряженным в сюжете мифа с определенными ролевыми сценариями поведения и профессиональными технологиями (например, имя «Старое Солнце» у индейцев Северной Америки как обозначение члена племени, занимающегося ловлей орлов в целях добычи перьев, необходимых для создания головного убора вождя, - по А. Шульцу). В архаическом культурном контексте номинация выступает в этой связи в полной мере судьбоносным актом, определяя и задавая на будущее профессиональную деятельность, обязанности, права и социальный статус индивида в структуре общины (не случайно судьба олицетворяется в европейской культуре в образе пряхи: от древнегреческой мойры до сказочных фей, укалывающих принцесс веретеном, - именно старухам-пряхам отводилась в архаической общине роль тех, кто прял пряжу, ткал из нее пелены и чертал на них знак того имени, которое и должен был носить младенец, в эти пелены запеленутый). Поскольку деятельность индивида в племени дифференцировалась на посильную ребенку и ту, которая под силу только взрослому, задавая - параллельно - дифференциацию статуса ребенка в отличие от взрослого полноправного члена общины, постольку соответственно этому дифференцируется и имя: для ранней культуры характерен дуализм детского и как бы настоящего имени (согласно легенде, разбойник, встретив Конфуция на лесной дороге и желая оскорбить его, называет мудреца его детским именем, что Конфуций расценивает как унижение его достоинства). Переход от детства ко взрослости (феномен инициации) переживается носителем мифологического сознания как смерть (ребенка) и рождение (мужчины), чему соответствует и получение нового имени. Таким образом, архаические культуры не знают феномена инфантилизма, столь знакомого зрелым культурам с другим типом С. К недостаткам «именного» типа С. можно отнести, во-первых, то обстоятельство, что весь информационный массив, который должен быть усвоен субъектом в ходе С, передается в изустной традиции (материнские рецитации мифов над колыбелью), что делает информативную емкость имени чрезвычайно низкой. Во-вторых, «именной» тип С. никак не учитывает индивидуальные способности, а - тем более - склонности: набор социальных ролей и, соответственно, имен в племени жестко определен, и со смертью прежнего носителя той или иной социально значимой функции его имя дается первому же, кто проходит через процедуру инициации. И, в-третьих, связь имени с фабулой мифа, будучи весьма жесткой и однозначной, сильно затрудняет введение в процессе С. новой информации, касающейся технологических и социальных аспектов той или иной социальной роли: поскольку технологическая информация контекстно вплетена в ткань мифологического сюжета и оказывается связанной с сакральной информацией о богах и героях, постольку изменение технологической составляющей мифа неизменно влечет за собой и изменение сакральной его составляющей, в свою очередь касающейся космогонических сюжетов. Если в рамках шумеро-вавилонской мифологии Мардук творит небо и землю из туши убитого им чудовища Тиамат, то в данном культурном контексте невозможно ввести, к примеру, новую информацию о способах свежевания дичи, не задев сакрального содержания мифа. Однако, миф живет лишь до тех пор, пока он «сакрально неприкосновенен» (И. Тренчени-Вальданфель), а потому частая смена мифологических космогоний, вызванная чисто техническими новациями и син-кретичностью мифологического сознания, в контексте которой любая новация иррадиирует на весь мифокомплекс, означает фактическое разрушение мифологического сознания. И - соответственно - выход за пределы «именного» типа С. Ему на смену приходит «профессионально-кастовый» тип, отличающийся практически только тем, что в качестве носителя имени выступает не индивид, а семья, род как профессиональный коллектив (как, например, в Крито-Микенской Греции: врачеватели называли себя асклепидами, т.е. сыновьями (детьми) Асклепия, кузнецы - гефестидами и т.п.). Социализируясь в профессионально артикулированном контексте, ребенок имплицитно усваивает соответствующие технологии, обязанности и права: С. изначально протекает как профессионально заданная. Данный тип С. наследует все недостатки «именного» типа: информативная емкость родового имени по-прежнему низка, индивидуальные склонности, по наблюдению Геродота за египтянами, по-прежнему не учитываются: «их глашатаи, флейтисты и повара наследуют занятия отцов, так что сын флейтиста становится флейтистом, сын повара - поваром, а сын глашатая - глашатаем, другие при всей звучности голоса не могут их вытеснить, свои же обязанности они выполняют по заветам отцов». Что же касается возможности введения инноваций, то отнесенность технологий к богу - покровителю профессии - еще более затрудняет его: мало просто сообщить новый способ ковки металла, - во избежание кощунственной авторской конкуренции с богом необходимо еще доказать, что сам Гефест ковал именно так. Бурная дифференциация ремесел в условиях античной Греции 8-7 вв. до н.э. привела к трансформации «профессионально-кастовой» формы С. Если для традиционного общества было характерно ирригационное земледелие и соответствующий ему консервативный социальный уклад, то для нетрадиционного греческого общества в силу природных условий ирригационное земледелие не было возможным: лишь 20% территории ландшафтно были пригодны для вспашки, а засушливый климат делает традиционное сельское хозяйство в Средней Греции и Пелопонессе проблематичным. «Труды и дни» Гесиода есть, по сути, описание последовательной смены различных видов деятельности, пережитых его отцом, не могущим прокормить семью сельскохозяйственным трудом, и типичных для Греции этого периода. В условиях, когда в течение жизни человек вынужден сменить серию различных профессий (от корабела, морехода, торговца до морского пирата) и, в условиях демократического полиса, серию социально-гражданских ролей (индивид мог быть последовательно избран и архонтом, и стратегом и др.), - С. как профессионально-кастовое вживание в единственную социальную роль, унаследованную по традиции от предков, не может служить базово типовой. На смену ей приходит «универсально-логический» тип С, основанный на усвоении абстрактных формул социального поведения (взамен традиционных конкретных рецептур) и предполагающий формирование специального института обучения (в эпоху Солона был принят закон, согласно которому мужчина не был обязан содержать престарелого отца, если тот в свое время не отдал его в обучение ремеслу). Таким образом, социальные функции С. обусловлены тем, что она выступает важнейшим механизмом: воспроизводства субъекта социально-исторического процесса; обеспечения преемственности в развитии культуры и цивилизации; поддержания бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде и имплицирования в содержание его сознания общезначимых норм легитимного поведения (идея «предупреждения нарушения общезначимых норм» выступает аксиологическим центром современных разработок в области пенологии: наказание рассматривается, в первую очередь, как средство социального контроля (И. Анденес, Н. Моррис, Э. Хирш). В рамках философской концепции С. были эксплицированы многие серьезные проблемы общеантропологического характера. Прежде всего, это проблема интерпретации самого феномена социальной адаптации: как приспособления биологического организма к условиям социальной среды (Фрейд с его базовой концепцией пансексуализма), как силового генеративного воздействия на человека внешней среды культуры (М. Мид, показавшая, что и подростковые конфликты, и стереотипы сексуального поведения порождены не возрастными или половыми особенностями индивидов, но «принципами культуры») или как комплексного процесса, фундированного как биопсихическими, так и социальными основаниями (Тард, Мид, Парсонс). Важнейшей проблемой, эксплицированной в рамках теории С, является проблема девиант-ного поведения. Конституирование внутри индивидуального сознания блока контроля, репрезентирующего нормы социальной легитимности и коллективные аспектации, с очевидностью деформирует автохтонность сознания, нарушая свободу его проявлений. Фрейдизм трактует это как почву для развития невроза (собственно, чем более человек культурен, т.е. чем более социокультурных ограничений стали для него имманентными, тем более он невротик), Парсонс - как основу формирования чувства неполноценности, возникающего в результате постоянного переживания индивидуальным сознанием оценочного отношения со стороны окружающих и, в конечном счете, себя самого. Особенно ярко это проявляется, по Парсонсу, в культурах западного типа с выраженным «достиженческим комплексом», основанном на «инструментальном активизме». Сопротивление сознания навязанному диктату «достиженческого» аксиологического комплекса осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это индивидуальное девиантное поведение, т.е. поведение, оцененное в рамках аспектаций данной культуры как неприемлемое и подвергнутое стигмации или «клеймению» (Ф. Таненбаум, Д. Силвермен, Д. Уолш, П. Филмер). Второй формой сопротивления выступает формирование альтернативных официальной культуре периферических субкультур, ориентированных либо на переосмысление общепринятых норм (отказ от «культуры отцов» в идеологии «новых левых») либо на их тотальном отторжении (негативная идеология хиппи). В рамках чикагской школы символического интеракционизма поставлена проблема семиотического механизма С, в частности - проблема языка как «медиума» межличностного взаимодействия и средства интернализации социального стандарта; показано, что в ходе знаковой перекодировки ситуации меняется ее социальное значение, а, стало быть, язык может выступать средством «создания новых миров» с новым раскладом социальных ролей (Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани). Айовской школой символического интеракционизма актуализирована проблема роли и статуса различных символических систем в процессе С. (Т. Портленд, М. Кун). В рамках «социодраматического подхода» к социальной реальности С. рассматривается как «становление актера» - процесс овладения «мастерством ношения маски» и «умения жить внутри сценария» (К. Берк, Гофман, X. Данкен). В настоящее время в исследовании проблематики С. наблюдается тенденция к комплексному междисциплинарному взаимодействию, взаимопроникновению подходов и методов, выработанных в рамках ее философского, социологического, социально-психологического и историко-этнографического анализа.

  1. социализацияпроцесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта прежде всего системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности в семье...Словарь практического психолога
  2. социализацияОсуществляющийся на протяжении всей жизни процесс воздействия на индивидуум со стороны общества в результате которого человек накапливает социальный опыт жизнедеятельност...Адаптивная физическая культура
  3. социализация[от лат. socialis общественный] а процесс усвоения и овладения тем социальным опытом который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окруже...Азбука социального психолога-практика
  4. социализацияпоследовательный процесс введения размешивания и растворения индивида в обществе....Альтернативный социологический словарь
  5. социализацияпроцесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта осуществляемый в общении и деятельности. С. может происходить как в условиях стихийно...Большая психологическая энциклопедия
  6. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ от лат. socialis общественный процесс усвоения человеческим индивидом определнной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве...Большая советская энциклопедия
  7. социализацияот лат. socialis общественный процесс усвоения человеческим индивидом определнной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправног...Большая Советская энциклопедия II
  8. социализациялат. socialis общественный . вообще жизненный опыт знания навыки ценности и др. приобретение которого позволяет индивиду интегрироваться в общество и адаптироваться к ...Большая энциклопедия по психиатрии
  9. социализацияж. socializzazione Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. социализацияжSozialisierung f психол. Sozialisation f...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. социализациясоциализация ж Sozialisierung f психол. Sozialisation f...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ англ. socialization от лат. socialis общественный процесс усвоения индивидом социального опыта системы социальных связей и отношений. В процессе С. человек...Большой психологический словарь
  13. социализацияж.socializacin f...Большой русско-испанский словарь
  14. социализациясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  15. социализацияsocialization . Также называемая энкультурацией процесс в ходе которого культура общества передается детям модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении ...Большой толковый социологический словарь
  16. социализацияангл. socialization нем. Sozialisierung. Процесс становления личности усвоения индивидом ценностей норм установок образцов поведения присущих данному обществу соц. группе...Большой толковый социологический словарь II
  17. социализацияот лат. socialis общественный процесс усвоениячеловеческим индивидом определенной системы знаний норм и ценностейпозволяющих ему функционировать в качестве полноправног...Большой энциклопедический словарь II
  18. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ от лат. socialis общественный процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качест...Большой Энциклопедический словарь V
  19. социализацияв криминологии процесс принятия норм и ценностей взглядов и образа действий а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и протекает в н...Большой юридический словарь
  20. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ в криминологии процесс принятия норм и ценностей взглядов и образа действий а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и...Большой юридический словарь II
  21. социализацияот лат. socialis общественный процесс усвоения человеком индивидом определенной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного ч...Глоссарий по биосоциологии
  22. социализацияпроцесс включения индивида в мир общества в ходе которого он усваивает образцы поведения социальные нормы и ценности необходимые для успешного функционирования в данном о...Глоссарий по политической психологии
  23. социализацияпроцесс включения индивида в мир общества в ходе которого он усваивает образцы поведения социальные нормы и ценности необходимые для успешного функционирования в данном о...Глоссарий по политической психологии II
  24. социализацияпроцесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существова...Глоссарий по социологии ВГУЭиС
  25. социализацияот латинского socialis общественный процесс усвоения человеком определенной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного член...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  26. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ и ж. socialisation f. ampLTлат. socialis общественный. Переход в общественную государственную собственность. Социализация земли. . Мелкобуржуазный лозунг о ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  27. социализацияангл. и нем. socialization от лат. socialis общественный процесс усвоения индивидом опред. системы знаний норм и культ. ценностей позволяющих ему функционировать в качв...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  28. социализацияпроцесс становления личности путем усвоения основного комплекса духовных ценностей выработанных человечествам в более конкретном смысле усвоение человеком комплекса идей ...История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  29. социализациясоциализация....Киргизско-русский словарь
  30. социализацияследование поведению которое соответствует социальным нормам ценностям но они не приняты индивидом как убеждения. Ср. ситуацию в повести В. Короленко Без языка когда перс...Краткий психолого-филологический словарь
  31. социализацияэто процесс усвоения индивидом образцов поведения социальных норм и ценностей необходимых для его успешного функционирования в данном обществе....Краткий словарь по социологии
  32. социализациядвусторонний процесс включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта идеалов ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду в систему...Краткий социологический словарь
  33. социализацияи ж.em Действие по знач. глаг.em социализировать.Социализация землиem переход земли из частной собственности в общенародное достояние. Социализация нефтяной промышленност...Малый академический словарь
  34. социализациякорень СОЦИАЛ суффикс ИЗ суффикс АЦИ окончание Я Основа слова СОЦИАЛИЗАЦИВычисленный способ образования слова Суффиксальный СОЦИАЛ ИЗ АЦИ Я Слово Социализация ...Морфемный разбор слова по составу
  35. социализацияНачальная форма Социализация единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  36. социализацияsocialization сложный процесс усвоения индивидом системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в обществе. Иногда синонимом С. в этом ее значении выступ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  37. социализациякак специально организованный так и стихийно происходящий процесс передачи молодежи накопленных обществом знаний умений и навыков нравственных норм жизненных ценностей сп...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  38. социализациялат. socialis общественный процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения характерных для той или иной культурной традиции а также процесс...Новейший философский словарь II
  39. социализациясоциализация ж. Действие по знач. несов. глаг. социализировать . Становления личности в процессе усвоения знаний ценностей и норм социалистического общества....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  40. социализацияусвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия воспитания определенной системы ценностей социальных норм и образцов поведения необходимых д...Нравственное развитие взрослого человека
  41. социализацияПроцесс усвоения индивидом необходимых для его успешного функционирования в обществе образцов поведения психологических механизмов социальных норм и ценностей. Процесс...Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  42. социализацияпроцесс включения растущего человека в общество благодаря усвоению и воспроизводству личностью социального опыта исторически накопленной культуры. Сущность социализации с...Общие основы педагогики
  43. социализация. Вообще процесс посредством которого индивид приобретает знания ценности социальные навыки и социальную чувствительность которые позволяют ему интегрироваться в обществ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  44. социализация. Вообще процесс посредством которого индивид приобретает знания ценности социальные навыки и социальную чувствительность которые позволяют ему интегрироваться в обществ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  45. социализацияи количественные изменения системы ценностей социальнозначимых убеждений и установок ценностных ориентаций идеалов моральных качеств личности необходимые для достижения у...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  46. социализацияSocialization Непрерывный процесс передачи ключевых элементов культуры организации ее сотрудникам....Организационное поведение
  47. социализациясоциализация социализация и...Орфографический словарь
  48. социализацияu жu Р.u Д.u Пр.u социализации...Орфографический словарь русского языка
  49. социализацияпроцесс посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида как личн...Основные социологические термины
  50. социализациялат. общественный процесс постепенного поэтапного включения растущего и развивающегося человека в гражданское общество посредством воспитания и образования его согласно...Основы духовной культуры
  51. социализация.Социализация процесс усвоения индивидом образцов поведения психологических установок социальных норм и ценностей знаний и навыков позволяющих ему успешно функционироват...Официальная терминология
  52. социализацияпроцесс усвоения и активного воспроизведения человеком соц. опыта овладения навыками практической и теоретической деятельности преобразования реально существующих отношен...Педагогический словарь
  53. социализацияприобщение человека к социальной жизни это процесс вхождения ребенка в общество приобретение им определенного социального опыта в виде знаний ценностей правил поведения ...Педагогический словарь по темам
  54. социализацияот лат.u socialis общественный развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Термин С. заимствован из политэкономи...Педагогический терминологический словарь
  55. социализацияот лат. socialis общественный процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправног...Политическая наука - Словарь-справочник
  56. социализацияполитическая от лат. socialis общественный в западной политической науке обычно рассматривается как процесс включения индивида в политическую систему которая оснащает е...Политология. Краткий словарь основных терминов и понятий
  57. социализацияСоциализация от лат.em socialis общественный процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качест...Политология. Словарь.
  58. социализациясоциализация социализации социализации социализаций социализации социализациям социализацию социализации социализацией социализациею социализациями социализации социализа...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  59. социализацияОрфографическая запись слова социализация Ударение в слове социализация Деление слова на слоги перенос слова социализация Фонетическая транскрипция слова социализация [с...Полный фонетический разбор слов
  60. социализацияпроцесс усвоения индивидом определенной системы знаний норм и культурных ценностей позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества включает как целенап...Профессиональное образование
  61. социализация[лат. socialis общественный] процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта осуществляемый в общении и деятельности. С. может прои...Психологический лексикон
  62. социализацияСоциализация от лат. socialis общественный процесс присвоения человеком социального выработанного опыта прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляет...Психологический словарь
  63. социализацияСловообразование. Происходит от лат. socialis общественный. Категория. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта в том числе системы социальных ролей....Психологический словарь II
  64. социализацияпроцесс в ходе которого мы учим и усваиваем правила и паттерны поведения обусловленные культурой. Этот процесс который происходит в течение длительного периода времени вк...Психология и культура
  65. социализацияэто особый процесс включения ребенка в общество процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно так ...Психология человека от рождения до смерти
  66. социализацияот лат. socialis общественный развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизва культуры общества. Термин С. заимствован из пол...Российская педагогическая энциклопедия
  67. социализациясоциализация и...Русский орфографический словарь
  68. социализацияЖ мн. нет iqt. siyasi ictimaildirilm sosialistldirilm социализация земли torpan sosialistldirilmsi....Русско-азербайджанский словарь
  69. социализацияж.socialization social growth acculturation вторичная социализация гендерная ролевая социализация дифференцированная социализация первичная социализация совместная социал...Русско-английский психологический словарь
  70. социализациясоциализация ж.isocialization...Русско-английский словарь
  71. социализациясоциализация ж. socialization....Русско-английский словарь II
  72. социализацияsocialization...Русско-английский словарь политической терминологии
  73. социализацияN...Русско-армянский словарь
  74. социализацияСацыялзацыя...Русско-белорусский словарь
  75. социализациясацыялзацыя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  76. социализациясоциализа...Русско-ивритский словарь
  77. социализациясоциализация жеке адамны оамда мр сруне ажет лмдер ережелер мен байлытар жйесн мегеру процес...Русско-казахский словарь
  78. социализациялеуметтену...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  79. социализацияж. полит. социализация социализациялоо....Русско-киргизский словарь
  80. социализацияshhuzhyhu shhuhu...Русско-китайский словарь
  81. социализацияsocializana socializans...Русско-латышский словарь
  82. социализацияSozialisierung...Русско-немецкий юридический словарь
  83. социализациясоциализацияж ....Русско-новогреческий словарь
  84. социализацияsosialisering...Русско-норвежский словарь
  85. социализацияж социализация социаллаштыру...Русско-татарский словарь
  86. социализацияж...Русско-турецкий словарь
  87. социализацияsocializace zespoleentn zespolenn...Русско-чешский словарь
  88. социализация.strong sotsialiseerimine.strong hiskonnastamine...Русско-эстонский словарь
  89. социализацияосвоение животным социальной информации и опыта. Играет важную роль в регуляции социального поведения взаимоотношений и взаимодействий животных. Посредством С. сохраняют...Словарь дрессировщика
  90. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ [lt лат. socialis общественный] процесс становления личности освоение индивидом ИНДИВИД социальных норм и ценностей общества экон. с. землиem переход зе...Словарь иностранных слов русского языка
  91. социализацияпроцесс освоения человеком определенной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества....Словарь исторических терминов
  92. социализациянепрерывный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта осуществляемый в общении и деятельности. В социальную психологию понятие ...Словарь конфликтолога
  93. социализацияПроцесс усвоения индивидом необходимых для его успешного функционирования в обществе strong образцов поведения strong психологических механизмов strong социальных норм и ...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  94. социализацияпроцесс усвоения индивидом группой образцов поведения социальных норм и ценностей необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе....Словарь по конфликтологии
  95. социализацияпроцесс усвоения индивидом группой образцов поведения социальных норм и ценностей необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе....Словарь по конфликтологии II
  96. социализацияотлат. socialis общественный процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социальнокультурного опыта трудовых навыков знаний норм ценностей традиций накапливаемы...Словарь по педагогической психологии
  97. социализацияпроцесс становления личности человека. Этот процесс предполагает усвоение человеком общественно выработанного опыта отношений к миру социальных норм ролей функций активну...Словарь по профориентации и психологической поддержке
  98. социализацияподготовка подрастающего поколения к полноценному вхождению в жизнь общества обеспечивает диалектические процессы социальной адаптации и социальной автономизации личности...Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке
  99. социализация.strong Процесс усвоения индивидом образцов поведения психологических механизмов социальных норм и ценностей необходимых для успешного функционирования индивида в данном ...Словарь социолингвистических терминов
  100. социализацияот лат. socialis общественный социальный опыт охватывающий всю жизнь благодаря которому индивиды развивают свой человеческий потенциал и усваивают культуру. Это процесс...Словарь справочник по социальной работе
  101. социализацияпроцесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка социальных ценностей и опытанорм установок образцов поведения культуры при...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  102. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ в криминологии процесс принятия норм и ценностей взглядов и образа действий а также интеграция системы общественных ролей. С. начинается в раннем возрасте и...Словарь юридических терминов
  103. социализацияпроцесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний. Норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена данного общества. Соц...Словарь-справочник по философии
  104. социализацияот лат. socialis общественный процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена ...Советский философский словарь
  105. социализацияв организационной психологии процесс в ходе которого новые члены какойлибо группы воспринимают установки ценности и нормы необходимые для их принятия в группу....Современная психология труда
  106. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ от латинского socialis общественный процесс усвоения человеком определенной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полно...Современная энциклопедия
  107. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ от лат . socialis общественный процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качест...Современный энциклопедический словарь
  108. социализацияэто процесс в значительной мере являющийся результатом того что детское подражание имитация получает подкрепление в любом случае вне зависимости от того специально подкре...Социальная психология на рубеже веков
  109. социализацияSocialization процесс посредством которого культура преподает людям свои убеждения обычаи привычки и язык....Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!
  110. социализацияот лат. socialis общественный становление и развитие личности состоящее в усвоении индивидом в течение всей жизни социальных норм культурных ценностей и образцов поведе...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  111. социализацияот лат. socialis общественный совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в обществ...Социологическая энциклопедия
  112. социализациястановление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей выработанных человечеством....Социологический глоссарий к книге «Народы мира в зеркале геополитики»
  113. социализацияSOCIALIZATION Социологи используют данный термин для обозначения процесса посредством которого люди обучаются соответствию социальным нормам. Социализация делает возможны...Социологический словарь
  114. социализацияот лат. socialis общественный процесс складывания основных параметров человеческой личности сознания чувств способностей и т. д. на основе обучения и воспитания усвоения ...Социологический справочник
  115. социализацияСоциальные процессы в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то что проц...Социология
  116. социализацияпродолжающееся всю жизнь с младенчества до старости усвоение культурных норм и освоение социальных ролей....Социология (в 3-х томах) - словарь по книге
  117. социализацияпроцесс социального взаимодействия посредством которого люди приобретают знания мнения взгляды и формируют модели поведения необходимые для успешного участия в жизни обще...Социология права. Словарь специальных терминов
  118. социализацияприсвоение индивидом элементов культуры и усвоение социальных норм и ценностей на основе которых формируются социально значимые черты личности [. С. ]. процесс усвоения...Социология. Словарь
  119. социализацияпроцесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества которому он принадлежит....Социология. Учебник для вузов - глоссарий к книге
  120. социализацияпроцесс вхождения человека в общество понимания и принятия им социальных норм и ценностей правил поведения традиций ритуалов принятых в данной культуре....Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
  121. социализацияпроцесс усвоения человеком определенной системы знаний норм ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Включает в себя как социаль...Тематический философский словарь
  122. социализацияот лат. socialis общественный исторически обусловленный осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социа...Теория и практика решения конфликтных ситуаций
  123. социализацияпроцесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества к которому он принадлежит. Истоки современной теории С. работы фр...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  124. социализацияинтеграция человека в систему социальных отношений в различные типы социальных общностей группа социальный институт социальная организация усвоение им элементов культуры ...Терминологический словарь. Педагогические технологии
  125. социализацияПроцесс усвоения индивидом необходимых для его успешного функционирования в обществе образцов поведения психологических механизмов социальных норм и ценностей. Процесс...Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник
  126. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ социализации мн. нет ж. экон. полит. Действие по глаг. социализировать и социализироваться. Социализация земли мелкобуржуазный лозунг о переходе земли в собс...Толковый словарь русского языка II
  127. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ ж. см. социализировать . Становления личности в процессе усвоения знаний ценностей и норм социалистического общества....Толковый словарь русского языка
  128. социализацияУдарение в слове социализацияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове социализация...Ударение и правописание
  129. социализацияRzeczownik социализация f uspoecznienie odczas. n socjalizacja f...Универсальный русско-польский словарь
  130. социализацияот лат. sociales общественный процесс становления личности обучения и усвоения индивидом ценностей норм установок образцов поведения присущих данному обществу социально...Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшнз
  131. социализацияприобщение индивида к социальным нормам в ходе воспитания и личностного развития....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  132. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ от лат.em socialis общественныйem процесс усвоения человеч. индивидом определ. системы знаний норм и ценностей позволяющих ему функционировать в качестве по...Философская энциклопедия
  133. социализацияот лат. socialis общественный в социологии обозначает процесс в ходе крого человеч. существо с определенными биологич. задатками приобретает качества необходимые ему дл...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  134. социализациялат socialis общественный процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социальнокультурного опыта трудовых навыков знаний норм ценностей традиций накапливаемых и ...Философский энциклопедический словарь
  135. социализациясоциализация социализации социализации социализаций социализации социализациям социализацию социализации социализацией социализациею социализациями социализации социализа...Формы слова
  136. социализацияот лат. sosialis общественный процесс освоения знаний и навыков необходимых человеку чтобы стать членом общества правильно действовать и взаимодействовать со своим соци...Человек и общество
  137. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ от лат. socialis общественный процесс интеграции какойлибо особи в популяцию к которой она принадлежит. Социализация осуществляется путем обучения молодых ...Экологический словарь
  138. социализацияпроцесс становления личности обучения и усвоения индивидом ценностей норм установок образцов поведения присущих данному обществу социальной общности группе. Социализация ...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  139. социализацияв криминологии понятие означающее процесс принятия индивидом к.л. норм и ценностей взглядов и образа действий а т.ж. интеграцию системы общественных ролей. С. начинается ...Экономика и право
  140. социализацияЛисица Лис Лизис Лиза Лиаза Ласа Лаос Лаз Иса Иол Изол Лицо Лоза Лоция Оазис Оля Оса Ослица Зоя Золя Зола Зоил Зло Зил Ося Саз Сила Сило Сицилия Зало Зал Соя Цаца Цис Аля...Электронный словарь анаграмм русского языка
  141. социализацияСоциализация см. Коллективизм....Энциклопедический словарь
  142. социализациясм. Коллективизм....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  143. социализацияв криминологии понятие означающее процесс принятия индивидом к.л. норм и ценностей взглядов и образа действий а т.ж. интеграцию системы общественных ролей. С. начинается...Энциклопедический словарь экономики и права
  144. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта социальных норм ценностей образцов поведения ролей установок обычаев культурной...Энциклопедия культурологии
  145. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта социальных норм ценностей образцов поведения ролей установок обычаев культурно...Энциклопедия Культурология XX век
  146. социализацияангл. socialization нем. Sozialisierung. Процесс становления личности усвоения индивидом ценностей норм установок образцов поведения присущих данному обществу соц. группе...Энциклопедия социологии
  147. социализацияусвоение человеком ценностей норм установок образцов трезвенного поведения присущих в данное время данному обществу социальной общности группе и воспроизводство им социал...Энциклопедия трезвого образа жизни
  148. социализацияСОЦИАЛИЗАЦИЯ от лат. socialis общественный процесс включения личности в общество усвоения ценностнонормативных содержаний знаний обычаев традиций богатства и многообраз...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  149. социализацияпроцесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта системы социальных связей и отношений в его собственном опыте....Этнопсихологический словарь