Новейший философский словарь

СОФИЯ

СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость) - смыслообраз античной, а позднее христианской и в целом европейской культуры, фиксирующей в своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания (греч. philisophia как любовь, влечение к мудрости, генетически восходящее к philia - филия, любовь и sophia). Исходно в древнегреческой культуре термин «С.» был соотносим с творчеством ремесленника - демиургоса, созидающего вещи, исполненные смысла, т.е. устроенные в соответствии с принципом, разумности и целями прикладной операциональности, что и обеспечивало возможность их продажи (см. у Гомера о С. обученного Афиной плотника в «Илиаде», XY). Античная философия фокусирует внимание на смыслообразующем аспекте С, которая определяется как «знание о сущности» (Аристотель) или «знание о первопричинах и умопостигаемой сущности» (Ксеио-крат), по-прежнему соотносясь с субъектом, но - в отличие от дофилософской традиции - не с субъектом деятельности, но с познающим субъектом. Однако древнегреческой философией (в лице Платона) осуществляется своего рода онтологический поворот в интерпретации С: последняя семантически связывается с трансцендентным субъектом космосозидания (Демиургом в отличие от ремесленника-демиургоса), выступая в человеческой системе отсчета в качестве интеллегибельной сущности. По формулировке Платона, С. есть «нечто великое и приличествующее лишь божеству» (Федр, 278 D), и Демиург творит мир в соответствии с извечным софийным эйдотиче-ским образом (Тимей, 29 а). Неоплатонизм обозначает термином «С.» архитектонику эйдосов, которая «есть знание самой себя и С. самой себя, на самое себя направленная и самой себе сообщающая свойства» (Прокл). Исходный эйдо-тический образец С, однако, прозревается человеком в феноменологии вещей, открытой для постижения (платоновское «припоминание», например), позволяя говорить о мудреце именно как о любителе мудрости, т.е. о стремящемся к ней: восхождение к истине по лестнице любви и красоты (см.ПЛАТОН), гносеологическая интерпретация Эроса у неоплатоников (см. ЛЮБОВЬ) и т.п. Онтологический аспект С. выдвигается на передний план в религиозно-философских системах монотеизма. Так, в рамках иудаизма может быть зафиксирована идея софийного (эйдотического) образца (закона) как лежащего в основе творения как фундаментального творческого акта: «Бог воззрил на закон и сотворил мир» (Талмуд, Рабба Бер. 1. 1). Используя античную терминологию, можно сказать, что в рамках монотеистической традиции абсолютный образец, мудрость Божья в исходном своем бытии может быть обозначена как Логос; будучи же воплощена в Творении, Божественная мудрость выступает как С, плоть которой (материя, семантически сопряженная - от античности - с материнским началом) придает ее семантике женскую окрашенность: шехина в иудаизме как женская ипостась Бога и христианская С. В сочетании с характерной для теизма установкой на глубоко интимное, личностное восприятие Абсолюта, это задает персонификацию С, как женского божества, характеристики и проявления которого изначально амбивалентны: С. может быть рассмотрена в ее отношении к Богу и в ее отношении к человечеству, являя в каждой системе отсчета специфические свои черты. По отношению к Богу С. выступает как пассивная сущность, воспринимающая и воплощающая его творческий импульс (ср. с древнеиндийской Шакти - женским космическим началом, соединение с которым является необходимым условием реализации космотворческой потенции Шивы, - см. ТАНТРИЗМ). Однако, если восточная версия космогенеза предполагает в качестве исходной своей модели фигуру сакрального космического брака, сообщающего Шиве творческую энергию Шакти, то христианская С, сохраняя женский атрибут «многоплодной» креативности, практически лишается - в соответствии с ситемой ценностей аскезы - какой бы то ни было эротической семантики, которая редуцируется к таким характеристикам С, как «веселие» и свободная игра творчества (Библия, Прем., VIII, 30-37). Семантические акценты женственности, с одной стороны, и внесексуально-сти - с другой, задают вектор интерпретации С. как девственницы (ср. мотив соблюдения целомудрия как залога сохранения мудрости и колдовских сил в традиционной мифологии, деву Афину в классической и др.). С. рождается в мир, исходя «из уст Всевышнего» (Библия, Сир., 24, 3), будучи прямым и непосредственным порождением Абсолюта: С. выступает как «дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. Сол., 7, 25 сл.), фактически тождественное ему в мудрости и славе (ср. с рождением Афины из головы Зевса). Трактовка девственной С. как зачинающего лона по отношению в Богу приводит к последующему семантическому слиянию ее образа с образом девы Марии, непорочность и просветленность которой привносит в тварный мир смысл (эквивалентный приходу Мессии), придавая ему, таким образом, софийность (например, у немецкого мистика Г. Сузо (ок. 1295-1366), ученика Мейстера Экхарта). В обратной ситуации полного растворения Божественной сущности С. в тварном бытии, семантически изоморфного утрате девственности, возникает образ падшей С, как, например, в гностицизме, где С.-Ахамот, пребывая во мраке, несет в себе лишь отблеск гнозиса (знания, мудрости), и ее стремление к воссоединению с Богом выступает залогом тотальной гармонии Плеромы, семантически эквивалентной креационному мироустроению. Что же касается другой стороны С, то в отношении к человечеству она выступает как персонифицированное Божественное творчество: ветхозаветная С.-художница (Притч., 8, 27-31), смысловая наполненность творения. В контексте западного христианства культурная доминанта рациональности задает интерпретационный вектор, в рамках которого образ С. сближается с понятием логоса, во многом утрачивая свои внелогосные характеристики: например, С. как «бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого, но при том одушевленное и как бы живое» (Ориген). В этой связи С. фактически лишается женской персонифицирован-ности, семантически отождествляясь в западном христианстве с Христом как Логосом - Иисус как «Божия слава и Божия премудрость» (1 Кор., 1, 24) - или даже с Духом Святым (монтанизм). Вместе с тем, в мистической традиции католицизма продолжают артикулироваться персонифицированно женские, внелогостные черты С, восходящие к ранней патристике. Так, у Беме термин С. выступает единственным залогом просветвления «темного» тварного мира: если земной, т.е. «плотский» мир мыслится Беме как «поврежденный» (порча духа при воплощении: запретный «плод был поврежден и осязаем...; таковое же плотское и осязаемое тело получили... Адам и Ева»), то единственным пронизывающим тварный мир светом выступает С. как «блаженная любовь», «мать души», «благодатная невеста, радующаяся о женихе своем». «Просветвленный человеческий дух» способен постичь и возлюбить ее (фило-София как служение Господу), ибо, постигая бытие, «он восходит к тому же точно образу и тем же рождением, как и свет в Божественной силе, и в тех же самых качествах, какие в Боге». Аналогично - у Г. Арнольда в протестантском (пиетизм) мистицизме. В философии романтизма образ С. приобретает новую - лирическую - аранжировку, сохраняя однако ключевые узлы своей семантики. Так, например, у Новалиса С. артикулируется в контексте аллегорического сюжета, практически изоморфно воспроизводящего базовые гештальты Писания: в царстве Арктура, олицетворяющего собою дух жизни, С. одновременно и «высшая мудрость», и «любящее сердце»; являясь супругой Арктура, она покидает его, дабы стать жрицей у алтаря истины в «своей стране» (»природе, какой она могла бы быть») с целью пробудить, дав ей сакральное знание, свою дочь Фрею, жаждущую духовного просветвления и подъема (наложение христианской семантики на фольклорную основу сюжета спящей девушки - см. АНАНКА). Это знание дает Фрее возмужавший Эрос, и С. воссоединяется с Арктуром, что символизирует собою всеобщее единство и гармонию ожившего царства: венок Арктура из ледяных листьев сменяется живым венком, лилия - символ невинности - отдана Эросу, «небо и земля слились в сладчайшую музыку» (семантика сакрального брака, имеющая креационный смысл). В аксиологической системе галантно-романтического посткуртуазного аллегоризма Новалиса С. фактически отождествляется с любовью (»- Что составляет вечную тайну? - Любовь. - У кого покоится эта тайна? - У Софии.»), Абсолютной Женственностью (именно С. наделяет Эроса чашей с напитком, открывающим всем эту тайну) и Девой Марией (постижение тайны приобщает к лицезрению Великой Матери - Приснодевы). Синтетизм христианской аксиологии (акцент Марии), сюжетов языческой мифологии (засыпающая и воскресающая Фрея, мифологема Великой матери), сказочно-фольклорных мотивов (спящая красавица, тема любовного напитка), куртуазного символизма (голубой цветок, лилия, роза) и реминисценций классического рыцарского романа (изоморфизм образа С. образу королевы Гиньевры из романов Артуровского цикла) - делает семантику С. у Новалиса предельно поливалентной. Архаические языческие смыслы детерминируют и тот семантический пласт «Фауста» Гете, где в эксплицитной форме поставлен вопрос о С. как «вечной женственности», гармонии телесного и духовного начал, необходимой человечеству в качестве альтернативы, культурного противовеса тотальному интеллектуализму. Таким образом, в своем отношении к человечеству С. оказывается столь же фундаментально значимой, сколь и в своем отношении к Богу. Важнейшим аспектом С. в этом контексте является то, что будучи феноменом, онтологически относящимся к Космосу как целому, С. и с человечеством соотносится лишь как с целым, конституированным в качестве общности (общины). В западной культуре с ее доминантой логоса как воплощения рациональности это приводит к постепенной (начиная с Августина) идентификации С. с церковью, истолкованной в мистическом духе в качестве «невесты Христовой» (см., например, «Надпись на книге «Песнь песней» Алкуина: «В книгу сию Соломон вложил несказанную сладость: // Все в ней полно Жениха и Невесты возвышенных песен, // Сиречь же Церкви с Христом...»). В противоположность этому, в восточной версии христианства оказывается доминирующей именно парадигма внелогостной С, задавая аксиологически акцентированную ее артикуляцию: сам факт крещения Руси был оценен митрополитом Илларионом как «воцарение Премудрости Божьей». В православной культуре складывается богатая традиция иконографии С, в агиографической традиции христианства имя «С.» относится также к мученице, казненной императором Адрианом (2 в.) вместе с тремя ее дочерями - Верой, Надеждой и Любовью, - что в аллегорическом переосмыслении делает С. матерью основных христианских добродетелей. Проблема теодицеи в контексте восточнохристианской культуры формулируется как проблема этнодицеи, и идея народа-богоносца тесно связывается с идеей софийности, задавая в русской культуре идеал соборности, в русской философии - традицию софиологии, а в русской поэзии - идеал Абсолютной Женственности, стоящий за конкретными воплощениями его в отдельных женских ликах (B.C. Соловьев, Я.П. Полонский, М.А. Волошин, Вяч. Иванов, А.К. Толстой, А. Белый, А. Блок и др.) В этом контексте реальная возлюбленная выступает как «живое воплощение совершенства» (А. Блок), - само же совершенство есть С, для которой всегда и изначально характерна божественная сопричастность (»Бог сиял в ее красе» у Я.П. Полонского). В силу этого, устремляясь к совершенству женщины, мужчина неизменно устремляется к С. как олицетворенному совершенству (в терминологии аллегоризма B.C. Соловьева - к «солнцу», «лучами» которого выступают живые женские лица): «Порой в чертах случайных лиц // Ее улыбки пламя тлело... // Но, неизменна и не та, // Она сквозит за тканью зыбкой» (М.А. Волошин). Именно С. (»Дева Радужных ворот» у B.C. Соловьева) может на путях любви (всеобщей сизигии) даровать душе воскресенье и благодать Божию. Но дьявольским наваждением выступает олицетворенный в Доне Жуане искус узреть самую С, а не тени ее (»Небесного Жуан пусть ищет на земле // И в каждом торжестве себе готовит горе» у А.К. Толстого). Между тем, для B.C. Соловьева метафорические окликания С. служат вехами на пути духовного совершенствования (символическая система поэмы «Три свидания», фактически конгруэнтная аналогической системе «Новой жизни» Данте), а «софийный цикл» стихотворений задает аксиологическое пространство, в рамках которого причастность С. выступает максимальной ценностью. Вынашиваемая B.C. Соловьевым мечта о единстве христианства была органично сопряжена в его воззрениях с мистической идеей непосредственной причастности Первосвященника, которого он мыслил как объединителя христианской церкви (а себя - как исполнителя этой миссии) к женской сущности С.

Синонимы:
астероид, божественная премудрость, город, имя, мифологема, сердика, собор, софья, столица


  1. софияСофияstrong гр. мудрость. Ср. философия любомудрие софисты последователи греч. философской школы. Столица Болгарии носит название София ударение на первом слоге по главн...Ты и твоё имя (список имён)
  2. софиягреч. sophia мастерство знание мудрость понятиемифологема античной и ср.век. Социализм и религия философии связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенн...Атеистический словарь
  3. софиягреч. sophia мастерство знание мудрость понятиемифологема античной и ср.век. Социализм и религия философии связанное с представлением о смысловой наполненности и устрое...Атеистический словарь II
  4. софияСОФИЯ столица крупнейший город гл. экономич. и культурный центр Народной Республики Болгария. Занимает удобное географич. положение на путях исстари проходящих по долинам...Большая советская энциклопедия
  5. софиястолица крупнейший город главный экономический и культурный центр Народной Республики Болгария. Занимает удобное географическое положение на путях исстари проходящих по д...Большая Советская энциклопедия II
  6. софиягород Sofia Итальянорусский словарь. Синонимы астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. софиягородem Sofia n s астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. софиягородem Sofa...Большой русско-испанский словарь
  9. софияимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  10. софияSofia...Большой русско-французский словарь
  11. софияСофия Гитару.strong Жарг. мол. Шутл.em Певица София Ротару. Я молодой . Софья Васильевна Власьевна.strong Жарг. угол. Шутл.ирон.em Советская власть. emgt От сокращения...Большой словарь русских поговорок
  12. софияSofia астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. софиястолица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийскойкотловины. Административный центр Софийской обл. самостоятельнаяадминистративная единица млн. жителей . Транспорт...Большой энциклопедический словарь II
  14. софияСОФИЯ столица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийской котловины. Административный центр Софийской обл. самостоятельная административная единица млн. жителей . Т...Большой энциклопедический словарь III
  15. софияСОФИЯ греч. sophia мастерство знание мудрость понятиемифологема античной и средневековой философии связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности в...Большой Энциклопедический словарь V
  16. софияСОФИЯ столица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийской котловины. Административный центр Софийской обл. самостоятельная административная единица млн. жителей . ...Большой Энциклопедический словарь V
  17. софияСофия strong столица Болгарии Основана в I в.em н. э. в составе Рим империи как город Сердика. Название от фрак этнонима серды в слав переосмыслении Среден от середина. С...Географическая энциклопедия
  18. софияБОЛГАРИЯ София столица и крупнейший город Болгарии расположена на южной окраине Софийской котловины у подножия живописного горного массива Витоша который за покрытые ле...Города и столицы мира
  19. софияОбразован в включн в состав города Царское Село ныне Пушкин в . астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Города России
  20. софияв иуд. и христ. религ. представлениях олицетв. мудрость божества. Термин С.em возникший в Др. Греции употребл. там как отвлеч. умозрит. понятие хотя первонач. у Гомера он...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. софияв иуд. и христ. религ. представлениях олицетв. мудрость божества. Термин С. возникший в Др. Греции употребл. там как отвлеч. умозрит. понятие хотя первонач. у Гомера он в...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. софияСофия столица Болгарии. Под названием Сердика возникла в в. н.э. после завоевания римлянами области расселения фракийцев. В г. разрушена гуннами. В г. вошла в состав ...Исторический словарь
  23. софиягреч. sophia мастерство знание мудрость смыслообраз античной а позднее христианской и в целом европейской культуры фиксирующей в своем содержании представление о смыслово...История философии
  24. софияСОФИЯstrongгреч. sophia мастерство знание мудрость смыслообраз античной а позднее христианской и в целом европейской культуры фиксирующей в своем содержании представлен...История философии II
  25. софиявысшая божественная Премудрость. У Вл.Соловьева средоточие Божия замысла о мире как Всеединстве бытия она производна от Логоса. Вместе с тем София предстает также и как ...Краткий религиозно-философский словарь
  26. софиякорень СОФ окончание ИЯ Основа слова СОФВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СОФ ИЯ Слово София содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  27. софияНачальная форма София слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж топоним неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  28. софиястолица Народной Республики Болгарии. l млн. жит. . Первые сведения о муз. культуре С. относятся к в. церк. песнопения обрядовые игры. В в. при дворе боярина Калояна сл...Музыкальная энциклопедия
  29. софияс греч. буквально мудрость премудрость специфическое понятие мистической философии и теологии. Как самостоятельное философское понятие возникает в философии Платона. Прио...Новая философская энциклопедия
  30. софиягреч. sophia мастерство знание мудрость смыслообраз античной а позднее христианской и в целом европейской культуры фиксирующей в своем содержании представление о смысло...Новейший философский словарь II
  31. софияСофия Sophia курфюрстина Ганноверская двенадцатый ребенок в семье курфюрста Фридриха Пфальцского и Елизаветы дочери Якова I. Вышла замуж за ЭрнстаАвгуста БрауншвейгЛюне...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  32. софияСофияstrong и ж. Стар. форма имени Софья см. Софон а м. Разг. к Софоний см. Отч. Софонович Софоновна....Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  33. софияСофия София и имя город Софийский собор Божественная премудрость религ.филос....Орфографический словарь
  34. софияг. София....Осетинско-русский словарь
  35. софиягр. мудрость ценностное философское понятие означающее мудрость ум знание. В христианстве это святая Премудрость Божья несущая свет человеку не способному достичь уров...Основы духовной культуры
  36. софияОрфографическая запись слова софия Ударение в слове София Деление слова на слоги перенос слова софия Фонетическая транскрипция слова софия [сафиа] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  37. софиямученица пострадавшая вместе с дочерьми см. Вера Надежда Любовь и мать их СофияСинонимы астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Православный энциклопедический словарь
  38. софияГреч. Мудрость. Женский Логос гностиков Вселенский Разум и женский Святой Дух у прочих.Источник Теософский словарь Синонимы астероид божественная премудрость город имя м...Религиозные термины
  39. софиягород близ Царскосельской резиденции Екатерины II основан в как программный идеальный город что отразилось в его имени и посвящении городского собора во имя св. Софии Пр...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  40. софияв сознании человека Святой Руси одно из основополагающих понятий Бытия воплощение Премудрости Божией одухотворяющей все сущее придающее ему высший смысл и порядок. Три гл...Русская энциклопедия
  41. софияСофия и имя город Софийский собор Божественная премудрость религ.филос.em Синонимы астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Русский орфографический словарь
  42. софияСафя...Русско-белорусский словарь
  43. софияг.i Сафя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  44. софияж астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Русско-венгерский словарь
  45. софияСофия г....Русско-греческий словарь (Сальнов)
  46. софиясофия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  47. софияг. sufiyСинонимы астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Русско-китайский словарь
  48. софиястолица Болгарии Sofia n....Русско-немецкий словарь
  49. софияSofia...Русско-нидерландский словарь
  50. софияSofia астероид божественная премудрость город имя мифологема сердика собор софья столица...Русско-норвежский словарь
  51. софияSofia...Русско-финский словарь
  52. софияSofie...Русско-чешский словарь
  53. софияхолодная София период возврата холодов в Европе около середины мая связанный с вторжением холодного воздуха в тылу циклона или атмосферного фронта. Синонимы астероид бож...Словарь ветров
  54. софияБолгарская столица...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  55. софиямастерство знание мудрость понятиемифологема античной и средневековой философии связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. Нашло отражени...Словарь исторических терминов
  56. софияСофия и жен.em Стар.em форма имени см.em Софья. Словарь личных имн София заимств. жен. в быту сокращ. до Соня ассоциируется с Сонакай золотце Цыганские имена.Словарь зн...Словарь личных имен
  57. софияСофия и жен. устар. форма имени Софья...Словарь русских личных имен
  58. софиясофия божественная премудрость сердика собор Словарь русских синонимов. софия сущ. колво синонимов астероид божественная премудрость город имя мифологема серд...Словарь синонимов II
  59. софиясофия божественная премудрость сердика собор...Словарь синонимов
  60. софияСофия столица Болгарии. Расположена на высоте м на Ю. Софийской котловины у подножия гор Витоша и Люлин. тыс. жителей . Основана римлянами в I в. н. э. под названием С...Словарь современных географических названий
  61. софияh Софияbig сущ.жен.одуш.i ед.им. Лиза София со свечкою за ней МолчалинГоУ . рем. София Лиза Молчалин ФамусовГоУ . рем. София ЛизаГоУ . рем. София Лиза Слуга за ним Чацки...Словарь языка Грибоедова
  62. софияh София h . О церкви в Киеве Съ тоя же Каялы Святоплъкь полелfontя отца своего междю Угорьскими иноходьцы ко святfontи Софи emкъ Кыеву. i. И заложена бысть святая София...Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
  63. софиягреч. премудрость Премудрость Божия в ветхозаветных книгах Притчей Соломоновых Премудрости Соломона и Премудрости Иисуса сына Сирахова олицетворение высшей мудрости и тво...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  64. софияСофияstrong . О церкви в Киеве Съ тоя же Каялы Святоплъкь полеля отца своего междю Угорьскими иноходьцы ко святи Софи къ Кыеву. И заложена бысть святая София Кыев. Нов...Слово о полку Игореве - словарь-справочник
  65. софиясм....Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  66. софияв назв. в христианстве олицетворенная Премудрость Божия в знач. . см. тж БОГ А мои цветы для святой Софии В тот единственный светлый день Когда возгласы литургии Возлет...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  67. софияСОФИЯ см. АЙЯСОФИЯ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  68. софияСОФИЯ тж в назв. в христианстве олицетворенная Премудрость Божия тж в знач. нариц. см. тж БОГ А мои цветы для святой Софии В тот единственный светлый день Когда возглас...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  69. софиястолица Нар. Республики Болгарии адм. центр Софийского округа. Расположена в котловине между хребтом СтараПланина и горным массивом Витоша. т. ж. . Осн. экономич. и куль...Советская историческая энциклопедия
  70. софияСОФИЯ греческое sophia мастерство знание мудрость понятиемифологема античной и средневековой философии связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенност...Современная энциклопедия
  71. софияСОФИЯ столица с Болгарии. млн. жителей. Международный аэропорт. Машиностроение металлургия химическая резиновая целлюлознобумажная полиграфическая легкая промышленность...Современная энциклопедия
  72. софияСОФИЯ столица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийской котловины. Административный центр Софийской обл. самостоятельная административная единица млн. жителей . ...Современный энциклопедический словарь
  73. софияСОФИЯ греч . sophia мастерство знание мудрость понятиемифологема античной и средневековой философии связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности в...Современный энциклопедический словарь
  74. софияСОФИЯ Римская ум . ок. христианская святая мать мучениц Веры Надежды и Любови Римских пострадавших в гонение императора Адриана. Память в Православной церкви сентября ...Современный энциклопедический словарь
  75. софиягорная вершина в КарачаевоЧеркессии находится в северном отроге Главного Кавказского хребта в верховьях одноименной реки. Высота метров. В основе названия этого топоним...Топонимический словарь Кавказа
  76. софияУдарение в слове СофияУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове София...Ударение и правописание
  77. софияRzeczownik София f Sofia f Zofia Sophia...Универсальный русско-польский словарь
  78. софиямудрость в русской религиозной философии особенно у Вл.Соловьева творческая премудрость Божия в которой заключены все мировые идеи и которая вмещает в своем сердце всю п...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  79. софияСОФИЯ от греч. лат. sophia мудростьв рус. религиозной философии софиологии творческая премудрость Божия в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем серд...Философская энциклопедия
  80. софиягреч. мастерство знание мудрость понятиемифологема антич. и ср.век. философии связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилос. др....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  81. софияот греч. sophia мастерство знание мудрость понятиемифологема античной и средневековой философии связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности веще...Философские термины
  82. софияот греч. лат. sophia мудрость в рус. религиозной философии софиологии творческая премудрость Божия в которой заключены все мировые идеи и которая носит в своем сердце всю...Философский энциклопедический словарь II
  83. софияСофия столица Болгарии. Живописно расположена у подножия горного массива Витоша. В I в. н. э. древнеримское поселение Сердика. С называется Средец с конца XIV в. София ...Художественная энциклопедия
  84. софиязаимств. жен. в быту сокращ. до Соня ассоциируется с Сонакай золотце...Цыганские имена
  85. софияСофия Сиф Соя Ося Офис...Электронный словарь анаграмм русского языка
  86. софияСофия Sophie жена курфюрста ганноверского дочь зимнего короля Фридриха V Пфальцского и Елизаветы Стюарт. Из дома своей жестокой матери С. отправилась в Гейдельберг к св...Энциклопедический словарь
  87. софияСОФИЯ столица Болгарии. Расположена на южной окраине Софийской котловины. Административный центр Софийской обл. самостоятельная административная единица млн. жителей . ...Энциклопедический словарь естествознания
  88. софияSophie жена курфюрста ганноверского дочь зимнего короля Фридриха V Пфальцского и Елизаветы Стюарт. Из дома своей жестокой матери С. отправилась в Гейдельберг к своему б...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  89. софияБОЛГАРИЯСофия столица и крупнейший город Болгарии расположена на южной окраине Софийской котловины у подножия живописного горного массива Витоша который за покрытые лес...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  90. софияБОЛГАРИЯСофия столица и крупнейший город Болгарии расположена на южной окраине Софийской котловины у подножия живописного горного массива Витоша который за покрытые лес...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  91. софияСОФИЯ греч. sophia мастерство знание мудрость смыслообраз античной а позднее христианской и в целом европейской культуры фиксирующей в своем содержании представление о ...Энциклопедия История философии
  92. софияСофия Премудрость греч.em мастерство знание мудрость евр.em hokma в иудаистических и христианских религиозных представлениях олицетворенная мудрость Божества. Термин С в...Энциклопедия культурологии
  93. софияСОФИЯПремудрость греч. мастерство знание мудрость евр. hochesupmh в иудаистических и христианских религиозномифологических представлениях олицетворнная мудрость божества...Энциклопедия мифологии
  94. софияСофья. Из греч. ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  95. софияСофия СофияСофья. Из греч. ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)