Новейший философский словарь

САМАРИН

САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876) - русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из «старших» славянофилов. Основные сочинения: «Письма из Риги» (1845); «О мнениях «Современника» исторических и литературных» (1847); «Письма о материализме» (1861); «Предисловие к сочинениям Хомякова «(1867); «Разбор работы Кавелина. Задачи психологии» (1872); «По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии» (1876) и др. Как философ С. начал сторонником Гегеля. Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что «вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может» и что «религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие». Под влиянием Хомякова С. отказался от гегельянства и в середине 40-х 19 в. выступает как приверженец славянофильства. В философском наследии С. (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предвяряет и определяет гносеологию. С. четко различает два понятия личности - как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм). С. выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в «высшем акте личной свободы и сознания - самоотречении» изнутри, а не извне. Такое самоотречение характерно христианству и русскому общинному строю, «основанному не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия». Религиозное начало - единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком. В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога - «личное откровение», - которое человеком переживается и ощущается, которое заставляют искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохранить цельность духа.Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни. Центр личности - моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознанием и независимое от внешнего мира. В гносеологии С. выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания «невещественной среды»: реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана «...Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой цельности» - здесь С. полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хомякова. С. постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму. В гносеологии С. явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпосылки познания: «Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума - ... всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней». Материализм, по мнению С,- источник «бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма» - затмевает правду христианства. Политическая эмансипация, которой требует материализм, - суеверие, ибо «если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую...». Работы С. дали для русской философии «прочное основание для борьбы с материализмом...» (Лосев). Особенность государственного и политического строя России С. видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с «отвлеченной цивилизацией» как средством разложения народности. С. выдвинул теорию трех периодов истории русского народа: «исключительная национальность» - «подражательность» - «разумная народность». Основную причину «подражания» С. видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы. С. был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости.

  1. самаринСАМАРИН Александр Михайлович [. с. Саконы ныне Ардатовского рна Горьковской обл. . Москва] советский металлург акад АН СССР чл.корр. . Чл. КПСС с . В чл. Центр бюро про...Большая советская энциклопедия
  2. самаринСАМАРИН Юрий Фдорович [. Петербург . Берлин] русский общественный деятель мыслитель историк публицист один из крупнейших славянофилов. Из родовитой дворянской семьи. Око...Большая советская энциклопедия
  3. самаринСАМАРИН Иван Васильевич [. Петербург . Москва] русский актр и педагог. Ученик и последователь М. С. Щепкина. Род. в семье крепостного. В по окончании Московского театра...Большая советская энциклопедия
  4. самаринЮрий Федорович российский философ историкобщественный деятель публицист. Один из идеологов славянофильства. Авторлиберальнодворянского проекта отмены крепостного права ...Большой энциклопедический словарь II
  5. самаринЮрий Федорович русский философ публицист общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета . В защитил магистерскую диссертацию Стефан Яв...Новейший философский словарь II
  6. самарин.strong САМАРИН Александр Михайлович металлург академик АН СССР . Осн. труды по электрометаллургии стали и ферросплавов теории металлургических процессов вакуумной метал...Русская энциклопедия
  7. самаринРусский актр...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  8. самаринСамарин сотр. газ. Рабочая Москвах Псевдонимыi Рабочий Нирамас Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  9. самаринНастоящее имя Волошкевичu Сергей КсенофонтовичИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. На т. л....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  10. самаринСАМАРИН САМАРСКИЙ САМАРЦЕВ САМОРОКОВСКИЙСамарин. от города Самара или реки того же названия от названия длиннополой крестьянскойодежды самара или самарка отсюда прозви...Словарь фамилий
  11. самаринЮрий Федорович рус. общественный деятель славянофил писатель историк Парк преданьями состарен. Здесь стоял Наполеон И славянофил Самарин Послужил и погребен. о бывшем и...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  12. самаринСАМАРИН Юрий Федорович рус. общественный деятель славянофил писатель историк Парк преданьями состарен. Здесь стоял Наполеон И славянофил Самарин Послужил и погребен. о ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  13. самаринЮрий Федорович .IV. .III. рус. обществ. деятель историк и публицист. Из дворян. Окончил Моск. унт . Защитил магистерскую диссертацию Стефан Яворский и Феофан Прокопович...Советская историческая энциклопедия
  14. самаринСАМАРИН Иван Васильевич актер педагог драматург. С в Малом театре зачислен в труппу на амплуа первого любовника игре свойственны благородное изящество патетичность. П...Современная энциклопедия
  15. самаринСАМАРИН Иван Васильевич российский актер педагог. С в труппе Малого театра. Прославился в ролях Чацкого Фамусова Горе от ума А. С. Грибоедова играл в пьесах У. Шекспира...Современный энциклопедический словарь
  16. самаринСАМАРИН Александр Михайлович российский металлург академик АН СССР . Основные труды по электрометаллургии стали и ферросплавов теории металлургических процессов вакуумно...Современный энциклопедический словарь
  17. самаринСАМАРИН Юрий Федорович российский философ историк общественный деятель публицист. Один из идеологов славянофильства. Автор либеральнодворянского проекта отмены крепостно...Современный энциклопедический словарь
  18. самаринСАМАРИН САМАРИНstrong Юрий Федорович род. ум. рус. философ историк общественный деятель называл себя неисправимым славянофилом. Увлекшись философией Гегеля стремился ...Философская энциклопедия