Новейший философский словарь

МАРКУЗЕ

МАРКУЗЕ (Markuse) Герберт (1898-1979) - немецко-американский социолог и философ, представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно и Хоркхаймером (с 1933). В 1933 - эмигрировал в Женеву. В США - с 1934. В 1939-1950 работа на правительство США, в информационных органах Управления стратегической разведки. Преподавал в Колумбийском (1934-1941, 1951-1954), Калифорнийском (1955-1964) университетах и университете в Сан-Диего (1965-1976). Основные труды: «Онтология Гегеля и основание теории историчности» (1932), «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» (1941), «Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда» (1955), «Советский марксизм. Критическое исследование» (1958), «Одномерный человек: Исследование по идеологии развитого индустриального общества» (1964), «Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Западном Берлине» (1967), «Негации. Эссе по критической теории» (1968), «Психоанализ и политика» (1968), «Эссе об освобождении» (1969), «Идеи к критической теории общества» (1969), «Контрреволюция и восстание» (1972), «Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики» (1977) и др. На начальном этапе своего философского творчества, часто квалифицируемом как «хайдеггерианский марксизм» и совпавшем с пребыванием М. во Фрейбургском университете (1928-1932), мыслитель находился под влиянием идей Хайдеггера. К периоду знакомства с ним М. уже имел ученую степень доктора немецкой литературы (1922), серьезно штудировал тексты Маркса и располагал солидным политическим опытом участия в Ноябрьской (1918) революции в Германии, примыкая к СДПГ. Однако, М. не устраивала ортодоксальная марксова доктрина социал-демократов, недооценивавшая философские аспекты этого учения. Испытывая настоятельную потребность в придании историческому материализму Маркса подлинно философского фундамента, М. обращается к хайдеггеровской аналитике Dasein, видя в ней радикально новую точку отсчета для современной социальной философии.В синтезе экзистенциальной онтологии и исторического материализма, осуществленном в контексте философской антропологии, М. усмотрел искомый идеал т.наз. «конкретной философии». Однако, после знакомства с ранее не опубликованными «Фи-лософско-экономическими рукописями 1844 года» Маркса, наметился радикальный разрыв М. с идеями Хайдеггера, которые кажутся ему крайне абстрактными и не способными охватить реально-исторические структуры современности. При этом влияние Хайдеггера будет иметь место и в более поздних работах М. Следующий период творчества М. характеризуется отходом от марксизма и переходом к философствованию без экономических категорий Маркса. В качестве объекта исследования у М. выступила новая квазиреальность в виде «технологической рациональности»: на первый план выдвигалось уже не экономическое содержание социальности, не природа экономического господства и т.п., а сам тип западной цивилизации с имманентно присущим ему подчинением природы. Последнее обстоятельство, в свою очередь, согласно М., порождает и подчинение внутренней природы всего импульсивного, и, как результат, - господство человека над человеком. На данном этапе своего творчества М. активно применял категориально-понятийные ряды и некоторые гипотезы наиболее спорной части фрейдистского учения (идеи о неизбывном конфликте между природой человека и его общественной формой существования) в качестве методологического фундамента для критического рассмотрения и диагностики современного общества. Предлагая современное философское толкование взглядов Фрейда, М. признал психоаналитическую идею о детерминации культуры архаическим наследием, но утверждал, что прогресс все же возможен при самосублимации сексуальности в Эрос и установлении либидонозных трудовых отношений (социально полезной деятельности, не сопровождающейся репрессивной сублимацией). С точки зрения М., конфликт между инстинктами людей и цивилизацией не неизбывен, он присущ лишь «специфически исторической организации человеческого существования». «Влечение к жизни» (Эрос) и «влечение к смерти» (Танатос) несовместимы с «правилами игры» цивилизации. Они подавляются обществом и сублимируются (Эрос), либо переориентируются (Танатос) на внешний мир в форме труда - покорения природы и на внутренний мир - в ипостаси совести. «Принцип реальности» Фрейда, в основе которого лежит факт нужды и результирующийся в борьбе людей за существование, согласно М., в настоящее время трансформировался. Общественно значима не только и не столько сама нужда, сколько то, как она распределена между членами общества. В интересах привилегированных групп, по мнению М., на плечи большинства индивидов падает дополнительное социальное давление (»прибавочная репрессия»). Принцип реальности эволюционирует в «принцип производительности». По мнению М., достигнутый уровень науки и техники создает принципиально новую систему удовлетворения зачастую «ложных» материальных потребностей людей в высокоразвитых обществах. Становится возможным освободить инстинкты от ненужного подавления, тело может стать самодостаточной целью, труд в состоянии превратиться в свободную игру человеческих способностей. Но необходимость сохранения существующего социального порядка диктует, по М., всевозрастающее усиление репрессий в облике несоизмеримо выросшего общественного контроля. Результатом этого процесса в условиях современной индустриальной цивилизации выступило формирование «одномерного человека» - объекта духовного манипулирования с пониженным критическим отношением к социуму и включенного в потребительскую гонку. Общественные изменения в этих условиях могут осуществляться, по М., только через «Великий отказ» от господствующих ценностей как капитализма, так и тоталитарного социализма (»культурная революция»), а революционные инициативы становятся уделом социальных аутсайдеров (люмпенизированных слоев) вкупе с радикальной интеллигенцией и студентами. М. принадлежал к идеологам «новых левых», но позже отверг наиболее одиозные положения своего миропонимания и дистанцировался от леворадикального движения. В конце жизни М. безуспешно пытался осуществить разработку новых моделей и типов рациональности, призванных освободить чувственность из-под гнета культуры. В ряде поздних работ, в которых М. анализировал глубинные истоки человеческого бытия, вновь сказалось некоторое влияние взглядов Хайдеггера. В основании современной индустриальной цивилизации, по М., лежит определенный исторический проект в виде вполне конкретного отношения человека к миру, мышления - к деятельности в нем. Этот проект М. именовал «технологическим проектом» или технологической рациональностью, суть которой в том, чтобы поработить природу и приспособить ее к человеку. Но это стремление, согласно М., оборачивается против самого человека как части природы, в чем и заключается иррациональность репрессивной рациональности, глубоко укорененной в самом бытии.

  1. маркузеМАРКУЗЕ Marcuse Герберт p. . Берлин немецкоамериканский философ и социолог. Наряду с Т. Адорно iи М. Хоркхаймером один из основателей Франкфуртского инта социальных исс...Большая советская энциклопедия
  2. маркузеMarcuse Герберт немецкоамериканский философ исоциолог представитель франкфуртской школы. С в США. В х гг.выдвинул идею о том что рабочий класс утратил революционную ро...Большой энциклопедический словарь II
  3. маркузеMarcuse Герберт немецкоамериканский философ социолог и социальный психолог. Др философии профессор Колумбийского Гарвардского Калифорнийского унтов и унта в СанДиего К...История психологии в лицах
  4. маркузеМАРКУЗЕstrongMarkuse Герберт немецкоамериканский социолог и философ представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вме...История философии II
  5. маркузеMarkuse Герберт немецкоамериканский социолог и философ представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с Адорно ...Новейший философский словарь II
  6. маркузеМАРКУЗЕ Marcuse Герберт немецкоамериканский философ и социолог представитель франкфуртской школы. С в США. Утверждал что в современном обществе революционная роль пер...Современная энциклопедия
  7. маркузеМАРКУЗЕ Marcuse Герберт немецкоамериканский философ и социолог представитель франкфуртской школы. С в США. В х гг. выдвинул идею о том что рабочий класс утратил революц...Современный энциклопедический словарь
  8. маркузеMarcuse нм. флософ соцолог представник франкфуртсько школи вд на емграц у Швейцар та США займався соцальною та полтичною флософю критик сучасно культури намагався подн...Універсальний словник-енциклопедія
  9. маркузеMarcuse Герберт нм. флософ соцолог представник франкфуртсько школи вд на емграц у Швейцар та США займався соцальною та полтичною флософю критик сучасно культури намага...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  10. маркузеМАРКУЗЕ Marcuse Герберт нем.амер. философ видный представитель неофрейдизма один из основателей франкфуртской школы. В х гг. появились его первые работы Онтология Гегел...Философская энциклопедия
  11. маркузедив. Маркузе Герберт...Філософський енциклопедичний словник
  12. маркузеМАРКУЗЕ Markuse Герберт немецкоамериканский социолог и философ представитель Франкфуртской школы. Сооснователь Франкфуртского института социальных исследований вместе с...Энциклопедия История философии
  13. маркузеМАРКУЗЕ Marcuseem Герберт нем.амер. философ культуролог один из основателей и ведущих представителей Франкфурт школы. С МАРКУЗЕ социалдемократ после убийства Р. Люксем...Энциклопедия культурологии
  14. маркузеМАРКУЗЕ Marcuse Герберт нем.амер. философ культуролог один из основателей и ведущих представителей Франкфурт школы. С социалдемократ после убийства Р. Люксембург и К....Энциклопедия Культурология XX век
  15. маркузеМаркузе Marcuse Герберт . . Берлин. Штарнберг немецкоамериканский философ и социолог представитель франкфуртской школы неомарксизма работал во Франкфуртском институте со...Энциклопедия социологии