Новейший философский словарь

ЛОСЕВ

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - русский философ 20 в. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 20-е активно входит в философскую жизнь послереволюционной России, продолжая традиции русской религиозной философии, но уже с учетом открытий и достижений философии и науки 20 в. Миросозерцание Л. формируется на основе глубокого овладения философским учением Платона, сквозь призму которого он воспринимал и интерпретировал самые различные проявления духовной культуры. Результатом явился выход в конце 20-х цикла философских сочинений Л. (8 книг), центральное место среди которых занимают «Философия имени» и «Диалектика мифа». Итогом публикации стала разносная критика Л., его арест и «трудовое перевоспитание» на Беломорканале. После освобождения в 1933 Л. в течение почти 20 лет занимался исключительно педагогической деятельностью в области классической филологии и не имел возможностей публиковаться. Новый этап в его жизни начался с конца 1950-х. Итогом стала публикация ок. 400 научных работ, выдающееся место среди которых занимает фундаментальная 8-томная «История античной эстетики». В поздних работах Л. предпринимает попытку сблизить свое философское учение с марксизмом, однако органического синтеза в итоге не получилось. Л. фактически перестал «существовать» как оригинальный мыслитель (»Я только подошел к большим философским работам, по отношению к которым все, что я написал, только предисловие».). Правда, публикация в последние годы рукописей Л. позволяет сделать вывод, что философ продолжал развивать свою систему. Соответственно - актуальной становится задача адекватной интерпретации его творчества как целостности, включая и «марксистский» этап. Философский поиск Л. был изначально ориентирован на создание оригинальной системы диалектико-феноменологической философии, имеющей в своей основе новые концепции имени, символа и мифа, генетически связанные с имеславием и доктриной православного энергетизма, понимаемой в духе исихазма. Именно в символически интерпретированном энергетизме Л.видел единственно возможный путь разрешения предельно значимой для религиозного философствования антиномии дуализма и монизма. Для решения поставленных задач Л. разрабатывает собственный метод (которому он останется верен на протяжении всего своего творчества) - метод логико-смыслового конструирования философского предмета на основе синтеза феноменологии и диалектики. Результатом применения данного метода является «платоновско-гуссерлианский эйдос» - совершенное единство умственного и чувственного содержания, что есть не что иное, как символ: необходимым продолжением эйдологии оказывается симвология (»символ... есть эйдос, воспроизводимый на ином»). Лосевская трактовка символа открывает широкие пути для конкретных приложений: феноменологическая компонента метода дает возможность зафиксировать живое своеобразие каждого конкретного рода символов; диалектическая компонента обеспечивает эффективный и единообразный их анализ в рамках целостной философской системы. В итоге обнаруживается грандиозный замысел Л. - создание качественного нового типа философии как всеохватного символистского синтеза, в котором вместо традиционного членения (онтология, гносеология и т.д.) философия организуется по видам символов и сферам их применения. В духе имеславия такая система строится Л. на основании тщательного анализа природы «имени» или «слова». Понятое онтологически имя является особым местом встречи смысла человеческой мысли и имманентного смысла предметного бытия, что в законченном выражении делает имя «идеей», улавливающей и очерчивающей «эйдос», существо исследуемого предмета (символа, энергии). Наибольшую глубину и полноту имя обретает, охватывая сокровенный слой бытия и раскрываясь как миф, который есть не вымысел, но последняя полнота реальности, «непосредственно ощущаемая действительность», уже не эйдос, а «само бытие» в его самораскрытии. При этом миф всегда личностей, тогда как символ может быть только лишь статуарен: «тождество символа и мифа... есть личность», точнее, «миф не есть сам личность, но лик ее», т.е. «личность есть миф не потому, что она - личность, но потому, что она осмыслена и оформлена с точки зрения мифического сознания». Результатом является оригинальная трактовка Л. истории. Исторический процесс имеет три слоя, высший из которых - самосознание истории, выражаемое в речи, слове; тем самым история становится ликом личности, т.е. мифом. В итоге «миф не есть историческое событие как таковое, но... всегда есть слово... миф есть в словах данная личностная история». Данная концепция дополняется Л. оригинальной интерпретацией понятия «чудо», что приводит к итоговой формуле лосевской философии: «... миф есть в словах данная чудесная личностная история». Очевидно движение символистского синтеза Л. к православно-персоналистскому синтезу, осуществить который до конца философу не было суждено. Основные сочинения: «Эрос у Платона» (1916); «Античный космос и современная наука» (1927); «Музыка как предмет логики» (1927); «Диалектика художественной формы» (1927); «Диалектика числа у Платона» (1928); «Критика платонизма у Аристотеля» (1929); «Очерки античного имволизма и мифологии» (т. 1, 1930); «Диалектика мифа» (1930); «Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии» (1953); «Античная мифология в ее историческом развитии» (1957); «История античной эстетики» (т. 1-6, 1963-1980; «История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития», кн. 1-2, 1992-1994); «Античность как тип культуры» (1988); «Дерзание духа» (1989); «Владимир Соловьев и его время» (1990); «Жизнь. Повести. Рассказы. Письма» (1993) и др.

  1. лосевписатель по сел. хоз. г. землемер.Венгеров...Большая биографическая энциклопедия
  2. лосевимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. лосевАлексей Федорович российский философ и филологпрофессор . В был репрессирован. В работах х гг. далсвоеобразный синтез идей русской религиозной философии нач. в. прежд...Большой энциклопедический словарь II
  4. лосевАлексей Федорович Новочеркасск Москва российский философ филолог историк и теоретик культуры прозаик. Окончил Новочеркасскую классическую гимназию с золотой медалью за...Литература и язык. Современная энциклопедия
  5. лосевАлексей Фдорович Новочеркасск Москва российский философ филолог историк и теоретик культуры прозаик. Окончил Новочеркасскую классическую гимназию с золотой медалью зат...Литературная энциклопедия
  6. лосевкорень ЛОС суффикс ЕВ нулевое окончаниеОснова слова ЛОСЕВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЛОС ЕВ Слово Лосев содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  7. лосевАлексей Федорович русский философ в. Учился на историкофилологическом факультете Московского университета. В е активно входит в философскую жизнь послереволюционной Ро...Новейший философский словарь II
  8. лосевЛОСЕВ Алексей Фдорович философ и филолог. Профессор Нижегородского университета с . В преподавал эстетику в Московской консерватории. В работах х гг. дал своеобразный с...Русская энциклопедия
  9. лосевЛОСЕВ ЛОСЕВИЧ ЛОСЬВ старину были рапространены имена от названий лесных животных. Лось одно из таких.Также известен пример изменени фамилии немца Лос Los на Лось чтобы е...Словарь фамилий
  10. лосевЛОСЕВ Алексей Федорович российский философ и филолог. В русле традиций Платона и неоплатонизма диалектики Шеллинга и Гегеля феноменологии Гуссерля разрабатывал проблем...Современная энциклопедия
  11. лосевЛОСЕВ Олег Владимирович российский радиофизик. Создал полупроводниковый радиоприемник кристадин. Открыл ряд явлений в кристаллических полупроводниках свечение Лосева фо...Современный энциклопедический словарь
  12. лосевЛОСЕВ Лев Владимирович р . русский поэт литературовед. С в эмиграции в США. В центре поэзии отмеченной игрой иронией элементами пародии цитатностью темы России поиски ...Современный энциклопедический словарь
  13. лосевЛОСЕВ Алексей Федорович российский философ и филолог профессор . В был репрессирован. В работах х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии нач. в...Современный энциклопедический словарь
  14. лосевЛОСЕВ ЛОСЕВstrong Алексей Федорович род. сект. Новочеркасск ум. мая Москва рус. философ и филолог. Окончил классическую гимназию и Московский унт посещал Религиозно...Философская энциклопедия
  15. лосевЛОСЕВ Алексей Федорович философ и религиозный мыслитель переводчик и комментатор античной и средневек. в т.ч. богословскойem литры продолжатель а в череде мыслителей сер...Энциклопедия культурологии
  16. лосевЛОСЕВ Алексей Федорович философ и религиозный мыслитель переводчик и комментатор античной и средневек. в т.ч. богословской литры продолжатель а в череде мыслителей сере...Энциклопедия Культурология XX век