Новейший философский словарь

ЗЕНЬКОВСКИЙ

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) - русский философ и богослов. Окончил историко-филологический факультет Киевского университета. Профессор психологии этого университета (1915-1919). Министр вероисповедания (1918) в правительстве гетмана П.П. Скоропадского. В 1919 эмигрировал. Работал в Белграде (профессор философии Белградского университета, 1920-1923), Праге (директор педагогического института, 1923-1926), Париже (профессор Свято-Сергиевского православного богословского института, 1926-1962). В 1942 принял сан православного священника (протоирей), декан Богословской академии (1944, после смерти С. Булгакова). Основные труды: «Проблема психической причинности» (1914), «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918), «Психология детства» (1923), «Дар свободы» (1928), «О чуде» (1929), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934), «История русской философии» (в 2-х т., 1948-1950, переведена на фр. и англ, в 1953), «Окамененное нечувствие (У истоков агрессивного безбожия)» (1951), «На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола» (1955), «Наша эпоха» (1955), «Русские мыслители и Европа» (1955), «О мнимом материализме русской философии» (1956), «Апологетика» (1957), «Философские мотивы в русской поэзии (Пушкин - Ф.И. Тютчев - А.К. Толстой)» (1959, 1961), «Русская педагогика XX века» (1960), «Н.В. Гоголь» (1961), «Основы христианской философии» (в 2-х т., 1961-1964) и др. В своем творчестве испытал и отразил влияние B.C. Соловьева и Лопатина, а также духовные поиски Н.В. Гоголя и Толстого. Разрабатывал проблемы психологии, антропологии, истории философии (русской, прежде всего). Свои взгляды 3. называл «опытом христианской философии», развивал темы метафизики человека, христианской гносеологии и космологии. Философия 3. является ярким примером богословской философии (или философского богословия), в которой догматы христианской веры опробуются «философским инструментом». Бытие, по 3., тварно, мир сотворен Богом по определенному замыслу (София бо-жия). Познание мира регулируется «светоносной силой,..исходящей от Христа», она же создает познающий разум, который должен различать Софию божественную (мысли в Боге, «идеи», концепцию мира) и Софию тварную (мысли в мире, «логосы», идеи космических процессов). Единство тварных «логосов» - мировой дух. Богопознание возможно только сердцем (как вершиной иерархии души), которое связано с Богом, с основой мира. Сердце, как средство постижения Бога, «срабатывает» только по преодолении человеком последствий первородного греха - разрушенной гармонии и единства тела, души и духа, - что возможно только «под знаком креста», т.е. внутреннего закона, моральной жизни, одухотворенности (здесь видны мотивы Киреевского о собирании духа в себе и мотивы Восточных Отцов Церкви). В мире существует два вида деятельности: эмпирический причинный (историческое время, смена событий и т.п.) и субстанциональный (охватывает цельный цикл бытия) корреляции. 3. вводит понятие активной, но сотворенной субстанции как посредника между Богом и человеком, утверждая, что нет необходимости строить жесткую детерминацию между добром в человеке и волей Бога. Полемизируя с Дюркгеймом, Фрейдом и др., которые считали религиозный опыт производным от других форм опыта, 3. заявляет о самостоятельности религиозного опыта и его непосредственной связи со своим источником (объектом), который представляет собой трансцендентный принцип, выражаемый в мистическом опыте как всеохватывающее целое и невыразимое в рациональных понятиях. 3. предостерегает, что такая логика религиозного опыта может привести к пантеизму. С другой стороны, есть свидетельства религиозного опыта, выраженные понятным, рациональным языком (видения, явления, откровения и т п.), т.е. теистические свидетельства. Опасность пантеизма и наличие теистического религиозного опыта снимается и объясняется путем различения Софии божественной и тварной (3. считает, что теистический опыт - это ошибочное принятие мыслей в мире за мысли в Боге). Как историк философии, 3. усматривал своеобразие и значимость русской философии в ее устремленности к религиозным мотивам: русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой.., пронизана историософскими, этико-антропо-логическими и социальными темами; носит самостоятельный характер (»История русской философии»).

  1. зеньковскийЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич . Проскуров ныне Хмельницкий . Париж русский религиозный философ и историк философии. Профессор психологии Киевского унта с . В министр в...Большая советская энциклопедия
  2. зеньковскийВасилий Васильевич российский философ психолог религиозный и общественный деятель России и российского зарубежья. Окончил Киевский унт св. Владимира где учился у Г.К....История психологии в лицах
  3. зеньковскийЗЕНЬКОВСКИЙ Зньквський К. М. биогр. сведения не обнаружены укр. переводчик Слова о полку Игореве. В в журн. Зоря М. с. был опубликован только Плач Ярославны но сохр...Краткий энциклопедический словарь по «Слову о полку Игореве»
  4. зеньковскийНачальная форма Зеньковский винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор прилагательных
  5. зеньковскийВасилий Васильевич русский философ и богослов. Окончил историкофилологический факультет Киевского университета. Профессор психологии этого университета . Министр вероис...Новейший философский словарь II
  6. зеньковскийЗЕНИН ЗЕНЬКОВ ЗЕНЬКОВСКИЙ ЗЕХНОВ ЗЕНКЕВИЧ ЗЕНКОВ ЗЕНЧЕНКО ЗЕНЯКИН ЗЕНЯКИНЗена Зеня уменьшительные формы имени Зенон от греческого Зеус род. падеж Зенос бог Зевс реже Зин...Словарь фамилий
  7. зеньковскийЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич российский религиозный философ историк русской философии. С в эмиграции....Современный энциклопедический словарь
  8. зеньковскийЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич р. реакц. философ и теолог белоэмигрант с . Доцент затем проф. с Киевского унта. С проф. Православной богословской академии в Париже в...Философская энциклопедия
  9. зеньковскийСевок Сев Своз Свиной Оськин Ось Осень Осевки Онский Оникс Окь Окский Окк Окись Озен Овин Овес Овен Ньий Ноский Носик Нос Нок Ной Новь Новик Никс Низок Низовье Низко Низ ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  10. зеньковскийЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич философ богослов и религиозный деятель историк рус. философ мысли педагог и литературовед. Учился на естеств.мат. и ист.филол. фтах Киев. ...Энциклопедия культурологии