Новейший философский словарь

ВИТГЕНШТЕЙН

ВИТГЕНШТЕЙН (Wittgenstein) Людвиг (1889-1951) - австрийский философ, профессор Кембриджского университета (1939-1947). Основоположник двух этапов становления аналитической философии в 20 в. - логического (совместно с Расселом) и лингвистического. Автор ряда широко известных философских произведений, из которых наибольшее влияние на формирование современного ландшафта философской мысли оказали такие книги, как «Логико-философский трактат» (1921), «Философские исследования» (опубликованы посмертно, 1953), «Заметки по основаниям математики» (1953), «О достоверности» (1969) и др. Формирование личности В. проходило в тот период (конец 19 - начало 20 вв.), когда венская культура достигла значительных высот в области музыки, литературы, психологии. Знакомство с творчеством Брамса, Малера, Казельса, с публицистикой основателя авангардного журнала «Факел» Крауса, несомненно, оказало влияние на становление богатой творческой индивидуальности В. Философия также рано вошла в круг его интересов. В юности В. читал работы Лихтенберга и Кьеркегора, Спинозы и Августина. Одной из первых философских книг В. была книга Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Большое влияние на В. оказало знакомство с идеями немецкого математика и логика Фреге, у которого он некоторое время учился, и английского философа, логика и математика Рассела, с которым он долгое время поддерживал дружеские отношения. В творчестве В. выделяют два периода. Первый из них связан с написанием «Логико-философского трактата», первое издание которого было осуществлено в Германии (1921), а второе в Англии (1922). Основной замысел книги В. видел не в построении развитой теории предложения как образа мира, а в создании особой этической позиции, целью которой является демонстрация того тезиса, что решение научных проблем мало что дает для решения экзистенциальных проблем человека. Тот, кто осознал это, должен преодолеть язык «Трактата», подняться с его помощью еще выше. Что касается логической стороны, то в основе данного произведения лежало стремление В. дать точное и однозначное описание реальности в определенным образом построенном языке, а также при помощи правил логики установить в языке границу выражения мыслей и, тем самым, границу мира.Несмотря на то, что в «Логико-философском трактате» В. говорит о том, что «Я» есть мой мир и границы моего языка определяют границы моего мира, его позицию нельзя назвать позицией солипсизма, потому что В. не отрицал как возможности познания мира, что зафиксировано в его теории отображения, так и существования других Я, о чем свидетельствуют последние этические афоризмы «Трактата». На логическую составляющую «Трактата» большое влияние оказала логика Фреге, из которой В. позаимствовал также понятия, как «смысл», «пропозициональная функция», «истинное значение», а также некоторые из идей Рассела: идею создания идеального логического языка; идею о том, что логика составляет сущность философии; гипотезу бессмысленности предложений традиционной метафизики. После опубликования «Логико-философского трактата» В. на целых восемь лет покидает философское сообщество. Одной из причин этого ухода послужило написанное Расселом предисловие к «Трактату», в котором он остановился исключительно на логических достижениях книги, а ее этическую сторону оставил без должного внимания, что дало повод В. для резкой критики Рассела. С началом 30-х связано начало второго этапа философской эволюции В., который характеризуется переходом от языка логического атомизма (объект, имя, факт) к новой «языковой игре», целью которой является устранение ловушек естественного языка путем терапии языковых заблуждений, перевод непонятных предложений в более совершенные, ясные и отчетливые. По словам В., весь туман философии конденсируется в каплю грамматики. В первоначальном виде концепция В. была представлена в двух курсах лекций, которые он прочитал в 1933-1935. Позднее, при опубликовании, они получили название «Голубой и коричневой книги». Свой наиболее законченный вид программа В. принимает в «Философских исследованиях», основной работе позднего периода. В этом произведении главными выступают понятия «языковые игры» и «семейное подобие». Языковая игра - это определенная модель коммуникации или конституция текста, в которой слова употребляются в строго определенном смысле, что позволяет строить непротиворечивый контекст. Языковая игра дает возможность произвольно, но строго описать факт, явление, построить модель поведения человека или группы, задать самим построением текста способ его прочтения. При этом на первый план выступает то, что можно было бы назвать «анатомией чтения» - ситуация, когда одна возможная языковая игра прочитывается принципиально различными стратегиями. Интересно отметить, что в такой ситуации происходит превращение и изменение языковой игры из того, что уже создано и написано как текст, в то, что создается различными стратегиями чтения. Большое значение для В. имел вопрос о том, как возможна коммуникация различных языковых игр. Этот вопрос решался В. при помощи введения в свою систему концепта «семейное подобие». В. утверждает и доказывает с помощью идеи «семейного подобия», что в основе коммуникации лежит не некая сущность языка или мира, а реальное многообразие способов описания. Идея «семейного сходства» используется В. для прояснения пути образования абстракций. В «Философских исследованиях» В. показывает, что тому, что в языке обозначается с помощью определенного слова или понятия, в реальности соответствует огромное множество сходных, но не тождественных между собой явлений, процессов, включающих в себя многочисленные случаи взаимопереходов. Такое понимание происхождения абстракций говорит о том, что метод «семейного сходства» является сугубо номиналистической идеей и служит для развенчания представлений о том, что в основе какого-либо понятия (например, «сознание») лежит конкретная сущность. Кроме указанных выше, особое внимание В. привлекали проблемы природы сознания, механизмов его функционирования и их выражения в языке, проблема индивидуального языка его понимания, вопросы достоверности, веры, истины, преодоления скептицизма и многое др. Несмотря на то, что в творчестве В. выделяют два периода, его взгляды представляют органичное целое по ключевому вопросу - что такое философия. Согласно взглядам В. как раннего, так и позднего периодов, философия - не теория, а деятельность, целью которой является прояснение языка, а, следовательно, и мира. Результатом этой деятельности должно явиться более четкое и ясное понимание предложений языка и его структуры. Только если на первом этапе целью интеллектуальных усилий В. выступал сконструированный по логическим законам язык, то на втором - естественный язык человеческого общения.

  1. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Птр Христианович Людвиг Адольф Петер [. Перес лав льЗалесский . Львов] граф рус. ген.фельдмаршал светлейший князь . Из нем. аристократич. рода графов цу Са...Большая советская энциклопедия
  2. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Wittgenstein Людвиг . Вена . Кембридж австрийский философ и логик представитель аналитической философии. iС жил в Англии проф. Кембриджского унта . В первом ...Большая советская энциклопедия
  3. витгенштейнПетр Христианович светлейший князь русский генералфельдмаршал . В Отечественную войну командиркорпуса на петербургском направлении. В апреле мае командовалрусскопрус...Большой энциклопедический словарь II
  4. витгенштейнПтр Христианович Людвиг Адольф Петер рос. военачальник ген.фельдм. . На воен. службе с . В войнах против Франции в комр гусар. полка. В Отеч. войну командовал прикрыва...Военный энциклопедический словарь
  5. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙНstrongWittgenstein Людвиг австрийскобританский философ профессор Кембриджского университета скиталец и подвижник. Основоположник двух этапов становления ан...История философии II
  6. витгенштейнWittgenstein Людвиг австрийский философ профессор Кембриджского университета . Основоположник двух этапов становления аналитической философии в в. логического совмест...Новейший философский словарь II
  7. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Птр Христианович светлейший князь генералфельдмаршал . Отличился в Польской кампании Персидском походе войнах с Францией и Турцией Швецией . В Отечеств...Русская энциклопедия
  8. витгенштейнWittgenstein Людвиг австрийскобританский философ профессор Кембриджского университета скиталец и подвижник. Основоположник двух этапов становления аналитической филос...Словарь постмодернизма
  9. витгенштейнПетр Христианович фельдмаршал рус. армии с князь . В участвовал в войне с Польшей. Принимал участие в войнах против Франции . В Отечеств. войне командовал м отд. кор...Советская историческая энциклопедия
  10. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Wittgenstein Людвиг австрийский философ и логик один из основателей аналитической философии. С в Великобритании. Друг и ученик Б. Рассела. Основные труды ...Современная энциклопедия
  11. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Петр Христианович генералфельдмаршал светлейший князь . В Отечественную войну командующий корпуса прикрывавшего СанктПетербург. В апрелемае главнокоманд...Современная энциклопедия
  12. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Петр Христианович светлейший князь русский генералфельдмаршал . В Отечественную войну командир корпуса на петербургском направлении. В апреле мае командо...Современный энциклопедический словарь
  13. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Wittgenstein Людвиг австрийский философ и логик представитель аналитической философии. С в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного идеа...Современный энциклопедический словарь
  14. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Wittgenstein Людвиг австроангл. философ Проф. философии в Кембриджском унте в . Филос. взгляды В. сформировались как под воздействием определенных явлений в...Философская энциклопедия
  15. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Wittgenstein Людвиг австрийскобританский философ профессор Кембриджского университета скиталец и подвижник. Основоположник двух этапов становления аналити...Энциклопедия История философии
  16. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Wittgensteinem Людвиг австр. философ. Получил инженерное образование затем увлекся чистой математикой учился у Г. Фреге потом в Кембридже у Б. Рассела интен...Энциклопедия культурологии
  17. витгенштейнВИТГЕНШТЕЙН Wittgenstein Людвиг австр. философ. Получил инженерное образование затем увлекся чистой математикой учился у Г. Фреге потом в Кембридже у Б. Рассела интенси...Энциклопедия Культурология XX век