Новейший философский словарь

БЛОХ

БЛОХ (Bloch) Эрнст (1885-1977) - немецкий философ, социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель «философии надежды» и «онтологии Еще-Не-Бытия». Сумел в определенной мере дополнить интенцию европейской культуры на анамнесис, воспитание, Прошлое установкой на «конкретную утопию надежды», на Будущее. Учился у Зиммеля, М. Вебера. Эмигрировал в США (1933). (Хорк-хаймер отказался принять Б. на работу в Институт социальных исследований, переместившийся из Франкфурта в Нью-Йорк, по причине «слишком коммунистических» убеждений Б., а также его веры в утопию как ту философскую форму, которая позволит постичь современные общественные проблемы). Профессор философии Лейпцигского университета (ГДР) (1949-1956). Директор Института философии при Лейпцигском университете (с 1949). Действительный член Германской Академии наук (1954, еще не разделенной). Национальная премия 2 класса по науке и технике (1954). Отечественный орден за заслуги (1955). За неортодоксальность воззрений был принужден покинуть кафедру. С 1957 - на пенсии без права публичных выступлений. Его сторонники были подвергнуты репрессиям. С 1961 - в ФРГ. Премия по культуре от Объединения немецких профсоюзов (1964). Международная премия мира немецких издателей (1967, в другие годы этой премии удостаивались Марсель, Тиллих, Ясперс, Гвардини, Бубер). Почетный доктор Загребского университета (1969). Почетный доктор Сорбонны и Тюбинген-ского университета (1975). Основные работы: «Дух утопии» (1917), «Томас Мюнцер как теолог революции» (1921), «Наследие этого времени» (сборник очерков, 1924-1933), «Следы» (1930), «Наследство нашего времени» (1935), «Субъект-Объект. Комментарий к Гегелю» (1940), «Свобода и порядок. Очерк социальных утопий» (1946), «Авиценна и аристотелевские левые» (1952), «Христиан Томазиус, немецкий ученый без убожества» (1953), «Принцип надежды» (в трех томах, 1954, 1955, 1960), «Основные философские вопросы онтологии еще-не-бытия» (1961), «Тюбингенское введение в философию» (1963), «Атеизм в христианстве» (1968), «Experimentum Mundi» (1975) и др.Философия Б. трактовала несуществующее еще будущее человечества как подлинно человеческое пространство. (»Мир - это никогда не закон», это всегда «тенденция» и «эксперимент». «Материя» же - это всего лишь «По-Возможности-Сущее»). Согласно Б., и жизнетворящий Эрос Платона, и «отчаянная надежда» у Гераклита, и «потенция бытия» - материя у Аристотеля, и ориентированная в будущее диалектика Гегеля - являют собой разноплановые фрагменты такого подхода. (По мнению Б., практически вся домарксистская философская традиция обращена в прошлое, ибо она трактует настоящее в контексте тезиса об идеале совершенства, уже достигнутого в Абсолюте). Несущей категориальной конструкцией системы Б. выступает понятие «надежда». Человек обречен на состояние неизбывной надежды: прошлое постижимо лишь по истечении определенного времени, а подлинное настоящее в данный момент всегда отсутствует. (Согласно Б., Настоящее постижимо посредством «гештальта неконструируемого вопроса» - «Для Чего?» Или: «Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Что ожидаем мы? Что ожидает нас?»). В исконном космическом (присущем и до - и сверхчеловеческим мирам) импульсе «голода», осуществляющемся в мире человека как «надежда», реализуется, согласно Б., возможное будущее, «Еще-Не-Бытие». С точки зрения Б., «сознательный человек - животное, насытить которое труднее всего. Если у него отсутствует необходимое к жизни, то эту нехватку он осуществляет как никакое другое существо. Если он имеет необходимое, то вместе с удовлетворением появляются новые вожделения, которые мучают ничуть не меньше...». Онтологический статус «Еще-Не-Бытия» задан, по Б., тем, что стремление конструировать потенциально возможное, «еще незавершенное» - необходимое основание для освободительного преодоления людьми недостаточной адекватности земного бытия. Преодолевая разделение субъекта и объекта (»отчуждение»), которое, согласно Б., неизначально, люди своей активностью призваны воссоединить этот разрыв, тем самым создавая реальность (»Все», «совершенство», «предельное блаженство», Царство Свободы, коммунизм), адекватную подлинной себе самой. Пафос этого истинно философского пути, его начало и конец у Б. - формула «Я есмь»: «У самого себя. В Мире как Родине. Здесь и Теперь». Альтернативной возможностью является «Ничто» - конец мирового процесса. Надежда, как и страх - аффекты ожидания, первая так же включает в себя и «знание о будущем». Анализируя «формы воплощения» надежды, Б. различал «дневные мечты» (грезы, иллюзии, плоды воображения) и «ночные грезы» (схожие со «сновидениями», толкуемые Фрейдом). Особо продуктивным было вычленение Б. «малых дневных мечтаний» в контексте того, что Бессознательное - это не только «Уже-Не-Осознанное» (по Фрейду), но также и «Еще-Не-Осознанное», сопротивление которому отнюдь не нев-ротично, а продуцируется самим предметом постижения. С точки зрения Б., для воплощения лучшего в человеке для истории необходимы индивиды, способные активно действовать в пространстве становящегося. По Б., лишь часть людей живет и действует в «Теперь», остальные же (в Германии в середине 1930-х - крестьянство, разоряющиеся государственные служащие и т.п.) лишь внешне в нем присутствуют, исконно принадлежа своим образом действий временному пласту «Раньше» и идеалам «готического» образа жизни, «нордической чести» и т.д. Данная «теория неодновременности», эксплицировавшая процессы самоидентификации этносоциальных групп, объясняла механизмы глухого неприятия немцами Веймарской республики дня сегодняшнего, ту «застывшую ярость», которая и привела фашистов к власти. По мнению Б., «субъективный фактор есть потенция, не замкнутая эволюционным процессом, объективный фактор есть также незамкнутая потенциальность мировых мутаций в рамках его законов, которые в новых условиях меняются, но не перестают быть законами». Человек становится соразмерен масштабам того, что должно стать, лишь конституируясь как адекватная этим процессам тотальность собственных внешних и внутренних условий и их определений. «Только действующий и познающий человек может построить из подвижных конструкций дом и родину, т.е. то, что древние утописты называли «царством человека». Марксизм, согласно Б., - воплощенный «акт надежды», соединяющий конкретную «теорию-практику» с «объективно-реальной возможностью» эволюции мира. Подлинная философия, по мнению Б., т. обр., являет собой «систему теоретического мессианизма» и «руководство» для «пророков» и «провозвестников будущего»: «... философия будет обладать совестью завтрашнего дня, партийностью будущего, знанием надежды - или она не будет обладать никаким знанием». Религия у Б. - не только продукт отчуждения и самоотчуждения человека, но и ожидание «нового неба» и «новой земли». «Теократическое» пространство, по Б., элиминирует человека из процесса порыва к новому, «еретическое» же - оспаривает существующий порядок вещей, взывая к Новому. «Коммунистическая космология» Б. постулирует достижимость, реальность воплощения Бога в грядущем мире - мире, где мышление тождественно бытию, где тем самым преодолевается ограниченность природы человека и он становится бессмертным. Известная «дуга Б.» (»мир - утопия») постулировала главную идею его философского учения: непрерывную устремленность человека к обретению возможной Родины в контексте процессуальной трансформации окружающего мира. Несмотря на то, что Б. нередко именовали «философом Октябрьской революции» (Б. воспринял как «скандал» успешный социалистический переворот в России, а не в Германии), он уже в 1918 обозначил Ленина как «красного царя» и «Чин-гис-хана». По Б., «революция по Ленину» неизбежно вернет Россию к ее самодержавному прошлому. Б. на протяжении всей своей жизни отстаивал идею о множественности потенциально возможных моделей социализма, будучи убежденным в том, что советский опыт ни в коем случае не может выступать как эталон. (см. также НАДЕЖДА).

  1. блохБЛОХ Bloch Конрад Эмиль р. Нейсе американский биохимик по национальности немец. Окончил Высшую технич. школу в Мюнхене. После прихода к власти Гитлера переехал в Швейцар...Большая советская энциклопедия
  2. блохБЛОХ Bloch Феликс р. . Цюрих американский физик член Нац. акад. наук США . Учился в Высшей технич. школе в Цюрихе и Лейпцигском унте. С занимает кафедру теоретич. физики...Большая советская энциклопедия
  3. блохБЛОХ Bloch Эрнест . Женева . Портленд штат Орегон швейцарский и американский композитор скрипач дирижр и педагог. Среди его учителей Э. ЖакДалькроз и Э. Изаи. Проф. Жен...Большая советская энциклопедия
  4. блохвыискивать блохловить блох...Большой русско-английский фразеологический словарь
  5. блохBloch Конрад Эмиль р. американский биохимик. Родился вГермании с в США. Установил роль холестерина в обмене веществ уживотных и основные этапы его биосинтеза. Нобелевс...Большой энциклопедический словарь II
  6. блохBloch Иоганн немецкий врач венеролог и сексолог. Один из основателей сексологии. В г. провозгласил создание синтетической науки о поле. В г. содействовал организации ...История психологии в лицах
  7. блохБЛОХstrongBloch Эрнст немецкий философ социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель философии надежды и онтологии ЕщеНеБытия. Сумел в определенной мере до...История философии II
  8. блохкорень БЛОХ нулевое окончаниеОснова слова БЛОХВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой БЛОХ Слово Блох содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  9. блохБЛОХstrong Bloch Конрад Эмиль р. американский биохимик уроженец Германии. Изучал МЕТАБОЛИЗМ ЖИРОВЫХ КИСЛОТ в частности способ образования ХОЛЕСТЕРОЛА в организме. За сво...Научно-технический энциклопедический словарь
  10. блохBloch Эрнст немецкий философ социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель философии надежды и онтологии ЕщеНеБытия. Сумел в определенной мере дополнить ин...Новейший философский словарь II
  11. блох. ЖанРишар Блок франц. писателькоммунист Не надо римского мне купола Или прекрасного далека. Предпочитаю вид на Луппола сов. философа Под сенью ЖанРишара Блоха. ОМ . Я...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  12. блохБЛОХ . ЖанРишар Блок франц. писателькоммунист Не надо римского мне купола Или прекрасного далека. Предпочитаю вид на Луппола сов. философа Под сенью ЖанРишара Блоха. Ш...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  13. блохБЛОХ Эрнест швейцарский и американский композитор дирижер. Симфония с пением Израиль рапсодия для виолончели с оркестром Шеломо и другие сочинения крупных форм основан...Современный энциклопедический словарь
  14. блохБЛОХ Раиса Ноевна русская поэтесса. В эмигрировала жила в Берлине. Сборники стихов Мой город Тишина оба Заветы совместно с М. Бородиной. Стихотворение Принесла случай...Современный энциклопедический словарь
  15. блохБЛОХ Bloch Конрад Эмиль р . американский биохимик. Родился в Германии с в США. Установил роль холестерина в обмене веществ у животных и основные этапы его биосинтеза. Н...Современный энциклопедический словарь
  16. блохБЛОХ Феликс американский физик один из основоположников квантовой теории твердого тела. Родился в Швейцарии с в США. Разработал теорию энергетического спектра кристалло...Современный энциклопедический словарь
  17. блохтяжелая болезнь....Сонник Соломона
  18. блохБЛОХ Bloch Эрнст нем. философ. С жил и работал в США с в ГДР а с в ФРГ. Б. автор ряда работ в которых с позиции философской антропологии обосновывал и развивал иде...Философская энциклопедия
  19. блохБЛОХ Bloch Эрнст немецкий философ социолог и публицист неомарксистской ориентации. Создатель философии надежды и онтологии ЕщеНеБытия. Сумел в определенной мере дополни...Энциклопедия История философии