Новейший философский словарь

БЕСКОНЕЧНОЕ

БЕСКОНЕЧНОЕ - философская категория для характеристики бытия в его целостности и структурной расчлененности, его пространственных и временных, качественных и количественных свойств, видов и форм движения и развития. Проблема Б. была поставлена в самых первых учениях различных направлений мировой философии, и впоследствии постоянно обогащалась достижениями математики, астрономии, физики и других естественных наук. В европейской философии одним из первых к проблеме Б. обратился Анаксимандр в своем учении о существовании «апейрона» (беспредельного). Согласно же Платону, «сросшееся во единое» предел (конечное) и беспредельность Б. являются началами, заключенными в «вечно сущем». Понятие Б. подверглось серьезной критике в учении Зенона из Элей, который против представления о множестве вещей выдвинул ряд апорий, имея целью защитить и лучше обосновать точку зрения своего учителя Парменида, утверждавшего, что бытие едино, неподвижно и неизменно. Основным аргументом против множественности вещей у Зенона является необходимость (в случае признания этой множественности) одновременного признания вещей бесконечно малыми (т.к. их можно было бы делить до бесконечности) и бесконечно большими (т.к. не было бы конца для накопления все новых и новых частей). В апориях против Б. (против множественности вещей), как и в апориях против движения, Зенон обнаружил действительную противоречивость этих понятий и на этом основании отверг их. Анаксагор выдвинул учение о «гомеомериях», неразрушимых элементах (»подобночастных»), которых, вопреки Эмпедоклу, он признавал бесконечное количество и, вопреки Демокриту, считал бесконечно делимыми. Анаксагор предвосхитил современное математическое учение о бесконечных множествах, в которых часть может быть не только конечной, но и бесконечной (примером такого бесконечного множества является натуральный ряд чисел, частью которого является ряд четных (или нечетных) чисел, который тоже бесконечен). В математике учение Анаксагора нашло благоприятную почву благодаря открытию пифагорейцами несоизмеримых величин - величин, которые не могут быть представлены рациональными числами: открытие иррациональных чисел, напр.Аристотель отчетливо различал два вида бесконечности: потенциальную и актуальную. Создатель формальной логики, законы которой отказывают противоречию на право быть характеристикой адекватного миру мышления, Аристотель не признавал актуальную бесконечность, поскольку ее понятие противоречиво. В средневековой философии обращает на себя внимание диалектика Б. и конечного, развиваемая Николаем Кузанским. В бесконечности сливаются противоположности: диаметр окружности, являющийся отрезком прямой (как и вписанный в круг треугольник), сливается с самой окружностью, если сделать ее бесконечно большой. Эти идеи были восприняты и развиты Бруно в его учении о бесконечности миров во Вселенной, подобных земной жизни. Поддерживая и аргументируя мысль о бесконечной протяженности материальной субстанции Декарта, Спиноза бесконечность субстанции основывал на абсолютном характере ее существования. Преодолевая «дурную» бесконечность причинно-следственных связей, Спиноза приходит к пониманию природы как «причины самой себя». Английский материализм 17-18 вв. в лице Гоббса и Локка отверг тезис о бесконечной протяженности субстанции. Кант, рассматривая связь Б. с конечным, понимал отношение этих категорий как антиномию чистого разума, как свидетельство его ограниченности и бессилия. Гегель, упрекая Канта в субъективизме и агностицизме, выступил с попыткой создать подлинно диалектическую концепцию Б. Диалектическое единство конечного и Б., по Гегелю, служит тем мостом, по которому человечество от познания конечного идет к познанию Б. Но Гегель отказывает конечному в подлинной объективности, конечное - лишь отблеск бесконечной идеи. Высмеивая и критикуя «дурную» бесконечность, образом которой является прямая линия, неограниченно продолжающаяся в обе стороны, Гегель выступил за «истинную» Б., образом которой для него является круг, линия всецело наличная и замкнутая на себя. В рамках марксизма проблема Б. считалась составной частью всех важнейших вопросов философии - о сущности внешнего мира и его развития, сущности человека и его познания и т.п. Б. (вместе с конечным) трактавалась как атрибут материи. Логический аспект проблемы Б. был представлен в понятии диалектической логики «Б. логическое» (С. Церетели). Категория Б. входит в понятийный аппарат современного неотомизма, в контексте идеи о бесконечности интерпретаций входит в философскую парадигму постмодерна.

  1. бесконечноеприставка БЕС корень КОНЕЧ суффикс Н окончание ОЕ Основа слова БЕСКОНЕЧНВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный Б...Морфемный разбор слова по составу
  2. бесконечноефилософская категория то конец чего не может мыслиться границы чего нельзя усмотреть. В этом смысле бесконечным является пространство и время ибо любая граница ср. Безгр...Начала современного естествознания
  3. бесконечноефилософская категория для характеристики бытия в его целостности и структурной расчлененности его пространственных и временных качественных и количественных свойств видов...Новейший философский словарь II
  4. бесконечноеЛОГИЧЕСКОЕ понятие диалектической логики введенное грузинским философом С.Б. Церетели . Б. Л. по определению Церетели есть то отрицание чего утверждает его же. Точнее эт...Новейший философский словарь II
  5. бесконечноебесконечное ср. Философская категория характеризующая неисчерпаемость материи и движения многообразие предметов материального мира форм и тенденций его развития....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  6. бесконечноешексз...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. бесконечноебесконечное разнообразие бесконечное сострадание бесконечное терпение бесконечное уважение бесконечное удовольствие...Словарь русской идиоматики
  8. бесконечноефилос. категория характеризующая неисчерпаемость материи и движения многообразие явлений и предметов материального мира форм и тенденций его развития. Признавая объективн...Советский философский словарь
  9. бесконечноевещь вне которой ничего нет. По [] бесконечное это совершенно другое качество отличное от конечного. Математики говорят о бесконечно большом то что больше любой наперед ...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  10. бесконечноеБЕСКОНЕЧНОЕ ср. Философская категория характеризующая неисчерпаемость материи и движения многообразие предметов материального мира форм и тенденций его развития....Толковый словарь русского языка
  11. бесконечноеБЕСКОНЕЧНОЕ филос. категория характеризующая неисчерпаемость материи и движения многообразие явлений и предметов материального мира форм и тенденций его развития. Признав...Философская энциклопедия
  12. бесконечноеСовокупность элементов является бесконечной когда в качестве составных частей она содержит другие совокупности которые имеют точно такое же число элементов....Философский словарь разума, материи, морали
  13. бесконечноефилософская категория то конец чего не может мыслиться границы чего нельзя усмотреть. В этом смысле бесконечным является пространство и время ибо любая граница которую мы...Философский энциклопедический словарь II
  14. бесконечноеБесконечное понятие имеющее для философии не меньшее значение чем для математики. Оно употребляется в различных смыслах. В логике отрицательное суждение иногда называетс...Энциклопедический словарь
  15. бесконечноепонятие имеющее для философии не меньшее значение чем для математики. Оно употребляется в различных смыслах. В логике отрицательное суждение иногда называется бесконечным...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона