Новейший философский словарь

БАКУНИН

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-1876) - русский мыслитель, революционер, идеолог и теоретик анархической версии народничества. В 1828-1833 учился в Петербургском военном училище. В 1836 вышел в отставку и поселился в Москве. Вошел в кружок Станкевича. Увлекся философией Гегеля, которую определял как синтетическую систему, преодолевшую крайности идеализма и эмпиризма, разрыв бесконечного и конечного, духа и материи, а также примирявшую человека с действительностью. Б. истолковывал действительность как вечную божественную жизнь, волю и деятельность духа. Всеообщее должно быть реализовано в жизни личности, проникнутой любовью. Соответственно, познание призвано объяснить «тайну» этой реализации. В свою очередь, единичное самосознание, по мнению В., движется «всеобщей сущностью». Мысль должна перейти из теории в «действительность». В 1840 выехал в Берлин для продолжения образования. Познакомился с А.Руге, В. Вейтлингом, Марксом, что способствовало переходу Б. в лагерь левых гегельянцев и увлечению политической проблематикой, а затем и революционизации его мышления. Б. становится профессиональным революционером - эмигрантом. Принял активное участие в революционных событиях 1848-1849 в Париже, Праге, Дрездене. В 1849 арестован и приговорен к смертной казни. В 1851 Б. выдают в Россию как опасного государственного преступника. Отбывал наказание в Петропавловской, затем (с 1854) - в Шлиссельбургской крепости. После смерти Николая I выслан в Сибирь на вечное поселение. В 1861 бежал из ссылки через Японию в Америку, затем перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. С середины 1860-х занялся разработкой анархической доктрины. С 1868 - член I Интернационала, из которого исключен в 1872 на Гаагском конгрессе. В эти годы Б. являлся одним из основных оппонентов Маркса. После поражения Парижской коммуны отошел от активной политической деятельности. Основные сочинения: «Гимназические речи Гегеля. Предисловие переводчика» (1838), «О философии» (1840), «Реакция в Германии» (1842), «Кнуто-Германская империя и социальная революция» (1871), «Государственность и анархия» (1873), «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена), «Бог и государство» (не закончена), «Исповедь» (написана в заключении) и др.Во второй период своего творчества Б. предложил анархическую версию философии действия, построенную на отрицании всего существующего порядка. В марксизме Б. видел главным образом «материализм экономический», игнорирующий социальные инстинкты человека. Разумная трудовая деятельность людей переводит их, по Б., из сферы биологического в сферу общественного. Как часть природы, человек должен повиноваться ее законам, но социальную действительность люди творят сами. Цель прогресса и его критерий - постоянное приращение свободы личности. Главный угнетатель человечества - государство, созданное меньшинством для господства над большинством. Государство, по мнению Б., - антипод гражданского общества. Власть опирается на фикцию Бога. В своей идейной эволюции Б. проделал путь от имманентной «новой религии» (религии жизни и деятельности, иначе - «дела»), в которой борются откровение и рассудок, между которыми действует мысль, преобразующая рассудок в разум, - до полного отрицания религии и дискредитации ее как социального института и культурного феномена. «Если Бог существует, то у человека нет свободы, он - раб; но если человек может и должен быть свободен, то, значит, Бога нет». Отсюда, религия - второе основное препятствие в движении человека к свободе. В конечном итоге, Б. стал трактовать религию как вид «коллективного сумасшествия», а церковь - как разновидность «небесного кабака». Для обретения счастья необходима ликвидация религии и государства как института и принципа власти как такового. По Б., власть обладает уникальным свойством развращать всех независимо от классовой принадлежности. Любые правительство и парламент, сформированные из рабочих, трансформируются в угнетателей и эксплуататоров. Всякая форма легитимного политического поведения, по мнению Б., лишь укрепляет государственную власть. Уничтожить ее может лишь стихийный бунт. Революция, согласно Б., «закроет кабаки и церкви, развращающие душу и тело призрачными радостями». Разум преодолеет религию, а бунт разрушит государство, как главные препятствия на пути свободы. Антиавторитарные формы жизни Б. трактовал как неизбежное будущее человечества. Идеал Б. - созданная исключительно «снизу вверх» свободная федерация земледельческих и ремесленно-фабричных ассоциаций - был явно утопичен. В России Б. абсолютизировал социальный потенциал общинной артели с ее идеей «права на землю» и «социалистическим инстинктом». Полагал, что русскому народу присущи «наивное чувство братства» и «любовь к огню». Пожар из России призван, по В., уничтожить мировую цивилизацию буржуазного типа и заменить ее свободным союзом народов на основаниях автономии и федерализма.

  1. бакунинБакунин М. А. знаменитый русский революционер один из основоположников и теоретиков анархизма. Своей революционной деятельностью протекавшей не только в России но и в...1000 биографий
  2. бакунинБАКУНИН Михаил Александрович [. Новоторжский у. Тверской и.б] русский революционер один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Род. в помещичьей семье. Уч...Большая советская энциклопедия
  3. бакунинМихаил Александрович российский революционер теоретиканархизма один из идеологов революционного народничества. В х гг. членкружка Н. С. Станкевича. С за границей участ...Большой энциклопедический словарь II
  4. бакунинкорень БАКУН суффикс ИН нулевое окончаниеОснова слова БАКУНИНВычисленный способ образования слова Суффиксальный БАКУН ИН Слово Бакунин содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  5. бакунинМихаил Александрович русский мыслитель революционер идеолог и теоретик анархической версии народничества. В учился в Петербургском военном училище. В вышел в отставку...Новейший философский словарь II
  6. бакунинБАКУНИН Михаил Александрович революционер один из идеологов анархизма и народничества. Брат А. А. и Н. А. Бакуниных. В х гг. член кружка Н. В. Станкевича. С за границей...Русская энциклопедия
  7. бакунинБАКУНИНБакуня то же что бакуля говорун краснобай. Может быть и другое происхождение Бакуня уменьшительная форма имени Абакум Аввакум. Ф. В Ономастиконе ВеселовскогоБакун...Словарь фамилий
  8. бакунинМихаил Александрович .V. .VI.VII. рус. революционер один из идеологов анархизма и народничества. Родился в помещичьей семье в Новоторжском уезде Тверской губернии. В у...Советская историческая энциклопедия
  9. бакунинБАКУНИН Михаил Александрович революционер теоретик анархизма один из идеологов народничества. В х гг. член кружка Н.В. Станкевича. С за границей участник Революции ...Современная энциклопедия
  10. бакунинБАКУНИН Михаил Александрович российский революционер теоретик анархизма один из идеологов революционного народничества. В х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С за грани...Современный энциклопедический словарь
  11. бакунинБАКУНИН Михаил Александрович [. Новоторжский у.em Тверской губ.em . Берн Швейцария] рус.em революционер один из основателей и теоретиков анархизма. Во й пол.em х гг.em жи...Философская энциклопедия