Новейший философский словарь

АКСИОЛОГИЯ

АКСИОЛОГИЯ (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Выделение и конституирование предметной проблематики А. как самостоятельной области философской рефлексии было связано: 1) с пересмотром обоснования этики (в которой бытие отождествлялось с благом) Кантом, противопоставившим сферу нравственности, т.е. свободы, сфере природы, т.е. необходимости, что требовало четкого разграничения должного и сущего; 2) с расщеплением понятия бытия в послегегелевской философии, которое разделяется на «актуализированное реальное» и «желаемое и должное», рефлексией над теми теоретико-методическими и практически-деятельностными следствиями, которые следовали из тезиса о тождестве бытия и мышления; 3) с осознанием необходимости ограничения интеллектуалистских притязаний философии и науки, того, что познание не является областью их монополии и доминирования, а также того, что оно также связано сложными отношениями с направленностью человеческой воли (для которой критериальное различение истины и неистины является далеко не единственным и не всегда определяющим среди иных критериев: добро-зло, прекрасное-безобразное, полезное-вредное и т.д.); 4) с обнаружением неустранимости из познания оценочного момента, разных модальностей и (позднее) типов организации мыслительной деятельности (логика, антропология, лингвистика, семантика и т.д., с которыми окажется связан новый поворот в развитии А.); 5) с постановкой под сомнение самых основополагающих ценностей христианской цивилизации в концепциях Шопенгауэра, Кьеркегора, Дильтея и др., но прежде всего с «открытым вызовом» им, брошенным Ницше; 6) с осознанием, с другой стороны, невозможности редукции понятия ценности к «благу» (традиция, идущая от Платона) или ее понимания как «стоимости», экономической ценности (традиция утвердившаяся в классической политэкономии, существенно переосмысленная Марксом в «Капитале» и положенная затем в основу марксистской аксиологии, будучи соединена с разработками раннего Маркса и др.аксиологическими теориями). Таким образом, А. конституируется как философская дисциплина в специфических конкретно-исторических условиях философско-интеллектуальной жизни Европы, характеризующихся исчерпыванием импульсов, заданных Просвещением, осознанием (скорее, предчувствием) пе-реломности эпохи и необходимости смены вектора развития. В философии это вылилось в стремлении подвести черту под классическим этапом ее развития, что в частности стало фиксироваться и терминологически в определении направлений и школ как «нео» философий (неокантианство, неогегельянство и т.д.), а содержательно (кроме всего остального - смены проблематики, стилистики и т.д.) выразилось в том числе в плюрализации способов философствования, порождении многих разноаксиологически ориентированных традиций. Обращение к проблемам А. оказалось в этой ситуации одновременно и симптомом кризиса просвещенческого рационализма и способом его преодоления, свидетельством завершения одной фазы философского развития и в то же время основой переструктурации философского знания. Более того, «аксиологизация» познания обнаружила принципиальную различность иноорганизованность и иноупорядоченность) и взаимодополнительность и взаимопроникновение друг в друга разных возможных систем знания (сама идея построения и анализа различных «возможных миров», столь популярная в 20 в., предзадавалась аксиологическими изысканиями второй половины 19 в.). Именно в А. и благодаря ей была осознана со всей очевидностью неоднородность самого научного знания, наряду с естественнонаучным, математическим, техническим знанием было конституировано как особое социальное и гуманитарное научное знание. Антропологический и экзистенциальный поворот в философствовании также предопределен во многом произошедшим ранее аксиологическим поворотом. Основной вопрос, который изначально поставила А., и который потом внутри нее неоднократно переформулировался, - это вопрос об условиях возможности оценок, имеющих «абсолютное значение», их критериях и соотносимости разных систем ценностей между собой. Тогда основную задачу А. можно видеть в анализе того, как возможна ценность в общей структуре бытия и как она соотносится с миром наличного бытия, с данностями социума и культуры (как ценности, будучи обращены к человеку, реализуются в действительности). Последнее выводит А. за рамки чисто философской дисциплинарности и требует ее переформулирования в терминах социогуманитарной науки (социологии, психологии, культурологии и т.д., выступая основанием попыток построения отдельной научной дисциплины - аксиометрии). Решение названной задачи породило в А. изначально различные ответы в зависимости от понимания самой природы ценности, способа ее существования, источника ее возникновения (продуцирования). Одна из основных версий (в нескольких вариантах) А. была предложена в неокантианстве, и квалифицируется в А. как трансцендентали-стская. Традиционно начало диисцишшны связывается с именем Р.Г. Лотце (1817-1881), введшем в своем анализе логических и математических истин понятие «значимости» как специфической характеристики мыслительного содержания, а в эстетических и этических контекстах использовавшем в аналогичном смысле понятие «ценности». Взгляды Лотце развил Коген. Согласно Когену, ценности связаны с порождающей их «чистой волей» трансцендентального субъекта, при этом само трансцендентальное понимается как основопола-гание, постоянно зановосовершаемое мышлением (в частности, в этике постоянно «переполагается» идея свободы человеческой личности как абсолютный идеал, т.е. ценность). Основной же вариант трансцендентальной версии А. был предложен Баденской школой неокантианства (Виндельбанд и Риккерт). Виндельбанд обосновывал через теорию ценностей общезначимость не только нравственного действия, но и теоретического (философского) познания в целом. Утверждая «абсолютность оценки» как «коренного факта» философии, Виндельбанд видел в А. способ преодоленя релятивизма, отождествляемого им со «смертью» философии. Ни от чего и ни от кого не заисящая и в этом смысле абсолютная значимость (ценности истины, добра и красоты), к которой стремятся ради нее самой, обнаруживается в ценностях-благах культуры (наука, право, искусство, религия, «нормирующие» ценностные содержания) и оборачиваются к познающему, созерцающему и действующему индивиду, выступая как требования долженствования. Носитель ценностей и источник нормотворчества - трансцендентальный субъет. Как принципы бытия, познания и деятельности трактовал ценности Риккерт, считая, что единство «Я» и мира возможно только как единство действительности и ценности. Трансцендентные ценности обнаруживаются в имманентном мире как «смыслы», зафиксированные в культуре как «значимости» (нормативные требования долженствования). Изучаются ценности в науках о культуре с помощью особых идиографиче-ских методов, отличных от генерализирующих методов естествознания (наук о природе). Тем самым А. оборачивается и специальной методологией (одной из основных тем, в частности, социологии 20 в.). В целом же трансцендентальная версия неокантианства может быть охарактеризована как нормотивистская (нормативизм), ведущая либо к «субъекти-визации» (плюрализации) проблематики А., либо к ее «спи-ритуализации» через постулирование сверхчеловеческого логоса. Поэтому наряду и параллельно с трансценденталист-ской версией возникают разные варианты онтологизации и субъективизации ценностей. Онтологизацию А. можно проследить по работам Шелера, Н. Гартмана, Брентано и др. Так, Брентано, различая акты представления, суждения и «любви и ненависти», источником ценностей считает последние, как более фундаментальные феномены, чем акты выбора (суждения) на основе рациональной воли в неокантианстве, ведущие к неоправданной интеллектуализации понятия ценностей. В основе объективности ценности лежит объективность всеохватывающего чувства «любви-ненависти» (предпочтений и отвержений). Для Гартмана, с точки зрения его имманентно-трансцендентного отношения субъекта и объекта, предмет познания постулируется за пределами самого познавательного акта и наделяется онтологическим статусом, модально (ценностно) по разному «смоделированным», В свою очередь он различает познание и эмоционально-трансцендентные акты, позволяющие схватывать действительность непосредственно и прямо, а действительности «навязываться» субъекту. Кроме того, она обнаруживается в предвосхищениях субъекта (таких, как надежда, страх, беспокойство), а также фиксируется в спонтанных ориентационно-по-исковых актах субъекта (вожделении, желании, воле). Таким образом, в ценностном отношении один полюс постулируется эмоционально-трансцендентными актами, а другой их ин-тенциональными предметами, т.е. ценностями (они даны в интуиции, возникающей в актах любви-ненависти, как безоговорочное принятие-отвержение). Тем самым Гартман попытался обосновать А. вне религиозной проблематики и не прибегая к авторитету Бога (возможность высокой нравственности при атеистическом посыле, необходимом для обеспечения свободы человеческого деяния, ориентированного на ценность, обоснованная в его «Этике»). Иной, ставший классическим, варант онтологизации проблематики А. предложил Шелер, у которого реальность ценностного мира гарантируется «вневременной аксиологической серией в Боге», лишь отражаемой и воплощаемой на индивидуальном уровне, на котором типология личностей задается типологией их ие-рархизированных систем ценностей, задающих личностную онтологичность. Такой подход потребовал «переворачивания» ценностного отношения: не от целей к ценностям, а наоборот, от ценностей через волю к целям, в котором акт предпочтения (основанный на чувстве любви-ненависти) и есть суть познания ценностей. Структура ценностей априорна, они вечно тождественны сами себе, но в актах предпочтения устанавливаются их «ранги», на основе трех критериев: долговечности, «неделимости», способности к вызыванию у человека чувства удовлетворенности. Таким образом, Шелер ввел в А. проблематику типологии ценностей. Противоположной «онтологизму» в А. является версия субъективизации и психологизации понятия ценности. Вариантом такой версии является прагматизм, прежде всего инстументализм Дьюи, связавший понятие ценности со стандартизируемыми и типологизируемыми (социологически) представлениями о прагматически и утилитаристски понимаемой «полезности». Иной вариант «субъективизации» проблематики А. предложен в экзистенционализме, редуцирующем, в конечном итоге, ценности к выражению индивидуальной воли человека. «Моя свобода - единственное основание ценностей, и ничто, абсолютно ничто не может оправдать меня в принятии той или другой ценности, той или другой определенной шкалы ценностей, как бытие, посредством которого существуют ценности. Моя свобода вызывает у меня тревогу потому, что она лежит в основе ценностей, а сама лишена основания» (Сартр). Отождествлением ценности с «благом» отличалась позиция позитивизма, социологически редуцирующего их или к норме, задающейся ценностью, но получающей легитимизацию от стоящей за ней «санкции», или к операционным определениям, сводящим ценность (в конечном итоге) к верифицируемым фактам непосредственного опыта. В этой версии А. ценностью могли выступить любые предметы, обладающие поддающимся определению содержанием и значением для членов социальной группы, или «правила поведения», с помощью которых социальная группа сохранияет, регулирует и распространяет собственные типы действия среди своих членов (Знанецкий и У. Томас). Психологизированный вариант «субъективистских» версий задается в бихевиоризме, теории обмена, частично в символическом интеракцио-низме, в трактовках ценности как возникающей в процессах межсубъектных социокультурных обменов и взаимодействий в интерсубъективном пространстве. Все эти версии (за исключением экзистенционалистской) отличает сведение ценности к факту, неразличение ценности и ее носителя, смешение ценностной и предметной реальностей. Крайняя позиция в подходе к А. выражена Ф. Адлером, отказывающем понятию ценности в какой-либо содержательной наполненности, а следовательно и значимости, а А. - в возможности существования как дисциплины, занимающейся реальными проблемами (наблюдаемы факты поведения, но не ценности). Противоположную крайность презентирует натуралистическое понимание ценностей как атрибутов самих предметов действительности, не зависящих от наличия или отсутствия отношения к этим предметам субъектов. Особый круг версий А., получивших широкое распространение в 20 в. продуцирует культурно-исторический релятивизм, истоки которого видят в идее аксиологического плюрализма Дильтея, вводившей в научный оборот представление о множественности равноправных ценностных си/стем, опознаваемых с помощью исторического метода. Фактически им была впервые сформулирована нашедшая впоследствии многочисленных продолжателей программа критики самой возможности общей А. внутри А. (а не как негативная критика Ф. Адлера) как необоснованного абстрагирования от конкретно-исторических контекстов и произвольной абсолютизации некоей одной «подлинной» системы ценностей. Эта версия была поддержана Шпенглером, Тойнби, Сорокиным и др. «Выведение» А. за рамки чисто философской дисциплины и открывающиеся при этом эвристические возможности со всей очевидностью продемонстрировала социология, прежде всего культур-ориентированная. Первым ввел проблематику А. в социологию М. Вебер, исходивший из неокантианской методологии и резко выступавший против позитивизма и психологизма в подходе к пониманию ценностей, избегая крайностей «чистой значимости» (ценности, взятой самой по себе) и «растворения ценности» в имманентном бытии. Вебер сделал предметом своего рассмотрения и отправным пунктом своей социологии анализ «имманентного смысла» переживаний и действий людей, т.е. субъективно подразумеваемый смысл». Поведение становится действием (целерациональным или цен-ностнорациональным, а не остается традиционным и не является аффективным) только тогда, когда и поскольку оно связывается действующим индивидом с конкретным субъективным смыслом. Смысл же задается через соотнесение с ценностью, позволяющее артикулировать индивидуальные цели и нормативировать сами ценности. Постигаются ценности в понимающе-объясняющих процедурах (отсюда программа понимающей социологии). В целом «социологизация» А. шла в русле общей тенденции сдвига в А. от проблем нормирования и значения к проблемам смысла и анализу коммуникативно-языковых практик (как «мест бытования» ценностей). Другая линия внедрения аксиологических идей в социологию прослеживается от первой развернутой социологической теории Знанецкого через Сорокина к Парсонсу, считавшему ценности высшими принципами, обеспечивающими согласие (консенсус) в обществе и придающими значимость проявлениям конкретной эмпирической данности. Выделенные пять основных версий (со множеством вариантов внутри них) совместно с марксистской А. (шестая версия) и задают в своих продолжениях пересекающиеся исследовательские поля современной А. (определяемые ответами на вопросы: «что такое ценности?», «каким образом они существуют?» и «откуда возникают?»). В традициях русской философии наиболее развитыми аксиологическими подходами оказались неокантианский нормативизм (Новгородцев, Кистяковский и др.), фе-номенолого-герменевтический смысло-анализ Шпета, совершенно оригинальная (не имеющая прямых «западных» аналогов) концепция теории ценностей как «теории творчества» или «теории символизма» Белого, но прежде всего религиозно-ориентированная версия А., предложенная в различных вариантах B.C. Соловьевым, Бердяевым, Франком, Флоренским, Н.О. Лосским и др. мыслителями «русского религиозного ренесанса», которая может быть рассмотрена наряду с шестью уже обозначенными выше (основные ее концепты: «боготворчество», «софийность», «соборность» и т.д.). Советская философия долгое время игнорировала ценостную проблематику и не признавала за А. статуса особой философской дисциплины. Возрождение интреса к А. связано с пионерскими работами В.П. Тугаринова (в философии), О.Г. Дроб-ницкого (в этике), А.А. Ивина (в логике) и др. В 1966 вышла работа «Проблемы ценности в философии», в 1978 - «Философия и ценностные формы сознания», ставшие «программными» в советской А. Работами ряда авторов (Бакрад-зе, П.П. Гайденко, Б.Т. Григорьян, Ю.Н. Давыдов, М.А. Кис-сель, Н.В. Мотрошилова, И.С. Нарский, Э.Ю. Соловьев и мн. др.) в научный оборот была введена основная проблематика европейской А. (под этикеткой ее «критики»). Особая область аксиологических разработок - «реконструкция» марксистской А., давшая начало многим оригинальным концепциям (но уже в польской, венгерской, чехословацкой А. того времени). А. возвращалась и через культурологические анализы (Аверинцев, А.Я. Гуревич, Г.С. Кнабе, В.Л. Рабинович, A.M. Пятигорский, Померанц и др.), психологию (Узнадзе и его школа), социологию (В.А. Ядов и его школа). Такм образом, и в условиях монополии на философскую истину А. оказалась тем «троянским конем», который подтачивал устои официального философствования, вводил принципы методологического плюрализма (хотя формально обсуждение шло в рамках марксистской философии). Более того, обнаруживается, что А. позволила сохранить определенную преемственность в развитии, например, грузинской философии (Нуцубидзе, Бакрадзе, Узнадзе, Какабадзе, Чавчавадзе и др.). Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени А. утвердилась как особая область знания не только в западной, но и постсоветской традиции. Более того, современная А. выходит на новый этап своего развития (ценностный релятивизм постмодернизма, компаративистская философия, герменевтические теории, философия и социология знания, философия и социология образования и т.д.), связанный, во многом, с трактовкой философии как самосознания культуры, как рефлексии над ее предельными (смысловыми и ценностными) осованиями, как средства конструирования и освоения новых «возможных человеческих миров» (см.: ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ) (в этом отношении соотносимой с исскуством, религией и наукой), как задающей не только теоретическое, но и практически-духовное отношение к миру и человеку (в этом плане соотосимой с этикой, правом и наукой), в том числе на основе «ценностного причинения» (механизмы целеполагания и долженствования). А. поворачивает философское и социогуманитарное познание к анализу феноменов личности и индивидуальности, «человеческого в человеке», смыслам и оправданию человеческого бытия, его идеалам и императивам. В настоящее время А. как теория дополняется феноменологией ценностей (история как генетическое «дедуцирование» ценностей, социология как репрезентация типов и иерархий ценностных систем, культурология как конкретный целостный анализ автономных культурных образоаний). В качестве особого уровня научного изучения ценностей предлагаются различные программы аксиометрии.

Синонимы:
наука, ценность


  1. аксиологиясм. Ценностей теория....Большая Советская энциклопедия II
  2. аксиологиягреч. axios ценный . в философии теория ценностей существования человека . устойчивые представления о том что является для человека особенно значимым смыслообразующим вли...Большая энциклопедия по психиатрии
  3. аксиологиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. аксиологияот греч. ахга ценность и Zogos слово учение англ. axiology нем. Axiologie. Учение о ценностях исследование содержания типов критериев ценностей....Большой толковый социологический словарь II
  5. аксиологияот гр. axios ценный и logos учение слово теория ценностей обобщенные систематизированные представления о предпочтениях высоко ценимых человеком благах объектах его уст...Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
  6. аксиологияот греч. axios ценность logos слово учение философская дисциплина изучающая ценности как смыслоообразующие основания человеческого бытия которые направляют и мотивирую...Глоссарий философских терминов
  7. аксиологияучение о ценностях философская теория общезначимых принципов норм категорий определяющих иерархию ценностей и направленность человеческой деятельности соответствующую мот...Евразийская мудрость от А до Я
  8. аксиологияот греческого axia ценность и .логия учение о ценностях....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. аксиологияот греч. axia ценность и logos учение филос. учение о ценностях и об оценках в этике которая исследует в частности смысл человеческой жизни пед. новое понятие заимст...Исследовательская деятельность
  10. аксиологияАКСИОЛОГИЯ и ж. axiologie f. ampLTгр. axios ценный . логия. Лексис. Философское учение о ценностях а. возникла в буржуазной философии в конце нач. в. как идеалистическ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  11. аксиологияот греч. ценное учение учение о ценностях и структуре ценностного мира его взаимоотношении с природой социумом и личностью филос. теория общезначимых принципов определя...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  12. аксиологияот греч. axios ценность и logos учение учение о человеческих ценностях в том числе духовных материальных политических правовых религиозных ценностях определенных социальн...Краткий социологический словарь
  13. аксиологияот греч.u axios ценный учение о ценностях strong Награды и потери воскрешения и смерти в нем идеально наделяются по заслугам героев. Каким ты будешь такую судьбу и встре...Мир Лема - словарь и путеводитель
  14. аксиологияНачальная форма Аксиология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. аксиологияот греч. axia ценность logos учение учение о формах и способах ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений в будущее выбора ориентиров для наличной ж...Новая философская энциклопедия
  16. аксиологиягреч. axia ценность logos слово учение философская дисциплина занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия задающих направле...Новейший философский словарь II
  17. аксиологияАКСИОЛОГИЯ от греч . axia ценность и .логия учение о ценностях....Новый большой англо-русский словарь II
  18. аксиологиятеория ценностей. Точнее мораль устанавливающая иерархию ценностей например помещая на первый план уважение к добрым затем к благородным затем к красивым и т.д. Шелер. ...Новый философский словарь
  19. аксиологияаксиология аксиология и...Орфографический словарь
  20. аксиологияк.и. эко. ф.п. аксиологияп.п. ндылытандыру аксиология...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  21. аксиологиягр. ценное понятие это философское учение о природе характере и закономерностях формирования жизненных ценностей человека. Ценности рассматриваются как идеалы нормы дея...Основы духовной культуры
  22. аксиологияфилософское учение о материальных культурных духовных нравственных и психол. ценностях личности коллектива общества их соотношении с миром реальности изменении ценностнон...Педагогический словарь
  23. аксиологияот греч.u axios ценность и logos слово понятие учение о ценностях образования философская теория общезначимых принципов определяющих направленность человеческой деятель...Педагогический терминологический словарь
  24. аксиологияОрфографическая запись слова аксиология Ударение в слове аксиология Деление слова на слоги перенос слова аксиология Фонетическая транскрипция слова аксиология [ксалога] ...Полный фонетический разбор слов
  25. аксиологияот греч. axia ценность раздел философского знания философское учение о ценностях теория ценностей. Включает в себя вопросы природы и сущности ценностей их происхождения...Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел словарь
  26. аксиологияот греч. axia ценность и logos учение фшос. учение о ценностях и об оценках в этике этика ценностей которое исследует в частности смысл человеческой жизни ценность яв...Профессиональное образование
  27. аксиологияот греч. axios ценность и logos слово понятие учение о ценностях цель крого исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого различен...Российская социологическая энциклопедия
  28. аксиологияот греч.ценность слово учение теория ценности как особая отрасль философского знания появилась в России в кон. XIX в. Вместе с тем уже в течение предшествующего времени т...Русская философия
  29. аксиологияаксиология иСинонимы наука ценность...Русский орфографический словарь
  30. аксиологияж.учение о ценностяхem axiology...Русско-английский психологический словарь
  31. аксиологияаксиология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  32. аксиологияjizhlnСинонимы наука ценность...Русско-китайский словарь
  33. аксиологияаксиология иСинонимы наука ценность...Русское словесное ударение
  34. аксиологиятеория ценностей. Точнее мораль устанавливающая иерархию ценностей например помещая на первый план уважение к добрым затем к благородным затем к красивым и т.д. Шелер. ...Сверхкраткий философский словарь
  35. аксиологияаксиология наука ценность...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  36. аксиологияАКСИОЛОГИЯ [lt гр. axios ценный logos учение] филос. учение о ценностях и об оценках в этике которое исследует в частности смысл человеческой жизни лингв. раздел со...Словарь иностранных слов русского языка
  37. аксиологияот греч. axios ценность и logos слово понятие учение о ценностях цель которого исследовать высшие смыслообразующие принципы как условие необходимого и общезначимого р...Словарь по биомедицинской этике
  38. аксиологияаксиология сущ. колво синонимов теория ценности философия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы наука ценность...Словарь синонимов II
  39. аксиологияучение о ценностях философская теория общезначимых принципов определяющих направленность человеческой деятельности мотивацию человеческих поступков....Словарь-справочник по философии
  40. аксиологияот греч. axios ценность и logos слово понятие учение о ценностях философская теория общезначимых принципов определяющих направленность человеческой деятельности мотивацию...Современная западная философия
  41. аксиологияАКСИОЛОГИЯ от греческого axia ценность и.логия учение о ценностях....Современная энциклопедия
  42. аксиологияАКСИОЛОГИЯ от греч . axia ценность и .логия учение о ценностях....Современный энциклопедический словарь
  43. аксиологияот гр. axios ценный и logos наука представления о предпочитаемых благах объектах значимых для человека являющихся предметом его желаний интереса философское учение о ц...Социальный менеджмент. Словарь-справочник
  44. аксиологиягреч. axia ценность logos слово учение философская дисциплина занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия задающих направленно...Социологическая энциклопедия
  45. аксиологияучение о ценностях их типах и критериях....Социология права. Словарь специальных терминов
  46. аксиологияот греч. учение о ценностях раздел философских знаний в котором исследуется учение о природе ценностей их месте в реальном мире и о структуре ценностей...Тематический философский словарь
  47. аксиологияфилософское учение о природе ценностей.Синонимы наука ценность...Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
  48. аксиологияаксиология [гр. axios ценный .доеия] философское учение о ценностях а. возникла в буржуазной философии в конце нач. в. как идеалистическая субъективистская доктрина ...Толковый словарь иностранных слов
  49. аксиологияУдарение в слове аксиологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове аксиология...Ударение и правописание
  50. аксиологиячасть философии изучающая анализирующая природу ценностей их происхождение и развитие смену ценностных ориентаций их влияние на жизнь человека и общества....Философия - конспект лекций и словарь терминов
  51. аксиологияв общем случае учение о ценностях при этом весьма различным образом трактуемое в зависимости от общих исходных философских установок и предпосылок учения от естественно ...Философия науки
  52. аксиологияот греч. axia ценность logos слово учение философское учение о природе ценностей....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  53. аксиологиягреч. axia цена ценность и logoz учение учение о ценностях....Философия политики
  54. аксиологияАКСИОЛОГИЯ от греч. axia ценность и logos учение филос. дисциплина исследующая категорию ценность характеристики структуры и иерархии ценностного мира способы его позн...Философская энциклопедия
  55. аксиологияот греч. ценность и слово учение учение о ценностях сложившееся к нач. в. в бурж. философии и получившее в последние десятилетия широкое распространение как одна из...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  56. аксиологияот греч. axia ценность и .логия учение о ценностях....Философские термины
  57. аксиологияот греч. axia ценность и logos учение учение о ценностях см. Философия ценностей а к сиологический определяемый согласно своей ценности с точки зрения теории ценностей....Философский энциклопедический словарь II
  58. аксиологияот греч. axia ценность и logos учение учение о ценностях см. Философия ценностей а к сиологический определяемый согласно своей ценности с точки зрения теории ценносте...Философский энциклопедический словарь
  59. аксиологияСалки Сакля Сак Саго Ося Осока Осок Осляк Осло Ослик Оскол Оскал Оса Оля Околия Око Ока Оао Лоск Локо Лок Логос Логия Логико Логик Лог Лис Лик Лиго Лига Лаос Лак Лагос Ла...Электронный словарь анаграмм русского языка
  60. аксиологияАКСИОЛОГИЯ от греч. ценностьem учение о ценностях их происхождении сущности функциях типах и видах. В традиц. понимании раздел филос. знания ориентированный на решение ...Энциклопедия культурологии
  61. аксиологияАКСИОЛОГИЯ от греч. ценность учение о ценностях их происхождении сущности функциях типах и видах. В традиц. понимании раздел филос. знания ориентированный на решение п...Энциклопедия Культурология XX век
  62. аксиологияот греч. ахга ценность и Zogos слово учение англ. axiology нем. Axiologie. Учение о ценностях исследование содержания типов критериев ценностей. Antinazi.Энциклопедия ...Энциклопедия социологии
  63. аксиологияАКСИОЛОГИЯ от греч. axia ценность и logos учение понятие слово философское учение о природе ценностей их обосновании и происхождении о сущности функциях типах и иерарх...Энциклопедия эпистемологии и философии науки