Новейший философский словарь

АЙЕР

АЙЕР (Ауег) Алфред Джулс (1910-1989) - британский философ и логик, представитель неопозитивизма. Профессор Лондонского (1946-1959) и Оксфордского (1959-1978) университетов. Философские взгляды А. сформировались под воздействием Рассела, Мура и Венского кружка, членом которого он был. В работе «Язык, истина и логика» (1936) А. дал классическое изложение доктрины логического позитивизма, которую стремился приспособить к традиции британского эмпиризма. Предложения логики и математики считал аналитическими (априорными) и отделял от синтетических (эмпирических) предложений естествознания. Главную задачу видел в элиминации «метафизики», т.е. традиционных философских проблем и мировоззренческих вопросов. Предложил вероятностную (косвенную) модель верификации, основанную на двух утверждениях: 1) предложение в конъюнкции с некоторыми другими посылками должно быть верифицируемо хотя бы в одном утверждении, не дедуцируемом непосредственно из одной из посылок; 2) эти посылки не должны включать в себя какое-либо утверждение, которое не было бы ни аналитическим, ни непосредственно проверяемым, ни способным к независимому его установлению в качестве непосредственно верифицируемого.Фактически эта «поправка» А. была равнозначна отказу от классической редукционистской схемы верификации и переходу к гипотети-ко-дедуктивной концепции построения научного знания. Последняя предполагала выдвижение гипотез с последующим подтверждением их через эмпирически проверяемые следствия (т.е. было снято требование возможности сведения теории к эмпирическому базису науки). Вопросы философии науки А. сводил к логическому анализу и реконструкции языка последней вкупе с переводом соответствующих понятий в систему логически ясной и непротиворечивой терминологии. Предложения «метафизики» для А. «научно-неосмысленны», поскольку не являются ни логическими тавтологиями, ни эмпирическими гипотезами, представляя собой следствия логических и лингвистических ошибок. В центре внимания раннего А. - концепция «сильной» и «слабой» (вероятностной) верификации, однако в 1940-1950 под воздействием критики он стал трактовать принцип верификации как чисто методологическое требование установления осмысленности предложений. А. поддержал введение семантического определения истины в принцип верификации (утверждение истинности положения в метафизике эквивалентно факту принятия этого предложения в предметном языке). Тем самым верификация выступала как допустимость операции написания предложения, заменяющей чувственную верификацию операциями фиксации предложения. А. активно использует метод лингвистического анализа выражений естественного языка. В работе «Проблема познания» (1956) рассматривал особенности восприятия, памяти, тождества личности, возможности познания «других сознаний», а физические объекты понимал как логические конструкции из «чувственных данных». В работе « Центральные вопросы философии» (1973), А. квалифицирует свою философию как «усовершенствованный реализм», причем приверженность последнему он объясняет как результат выбора с точки зрения «удобства». Обращая внимание на разнообразие феноменов языка и их способов употребления, А. отвергал идею о необходимости логической формализации и унификации языковых выражений. А. также известен как один из основателей доктрины эмоти-визма, отрицающей научную значимость утверждений теоретической и нормативной этики. Осмысленность признавалась им только за утверждениями описательной этики (фиксация фактов реального поведения в конкретных социокультурных операциях). Теоретическая же этика, по А., конвенциональна, а нормативная этика есть дедукция из нее. Однако, согласно А., главное в нормативной этике то, что она служит средством воздействия на поведение людей через навязывание им соответствующих воззрений.

  1. айерAyer Алфред Джулс р. английский философ представительнеопозитивизма. Пропагандировал идеи Венского кружка для поздних работхарактерна тенденция к лингвистической филосо...Большой энциклопедический словарь II
  2. айерАЙЕР ailleurs adv. В другом месте.em Я не солгу если скажу что меня не было дома т. е. что я не находился сам в себе а гдето ailleurs. . . . Толст. Н. Н. Страхову. . ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  3. айерАЙЕРstrongАуег Алфред Джулс британский философ и логик представитель логического неопозитивизма. Получил образование в Итоне и КрайстЧрчколледже Оксфордского университе...История философии II
  4. айерАуег Алфред Джулс британский философ и логик представитель неопозитивизма. Профессор Лондонского и Оксфордского университетов. Философские взгляды А. сформировались п...Новейший философский словарь II
  5. айерАЙЕР Ayer Алфред Джулс р . английский философ представитель неопозитивизма. Пропагандировал идеи Венского кружка для поздних работ характерна тенденция к лингвистической...Новый большой англо-русский словарь II
  6. айерАуег Алфред Джулс р. . Лондон англ философ представитель аналитической философии. Получил известность своей кн. Язык истина логика Language truth and logic в крой выступ...Советский философский словарь
  7. айерАЙЕР Ayer Алфред Джулс р . английский философ представитель неопозитивизма. Пропагандировал идеи Венского кружка для поздних работ характерна тенденция к лингвистической...Современный энциклопедический словарь
  8. айерАЙЕР Ауег Альфред Джулиус англ. философ аналитической школы. Проф. Лондонского и Оксфордского унтов. В своем творчестве попытался соединить основные принципы логическ...Философская энциклопедия
  9. айерАЙЕР Ауег Алфред Джулс британский философ и логик представитель логического неопозитивизма. Получил образование в Итоне и КрайстЧрчколледже Оксфордского университета. О...Энциклопедия История философии