Новейший философский словарь II

ШВЕЙЦЕР

(Schweitzer) Альберт (1875-1965) - немец-ко-французский мыслитель-гуманист, теолог, врач, пастор, музыковед, теоретик философии культуры, общественный деятель. "Негритянский доктор" в Ламбарене (Габон, Экваториальная Африка) (1913-1917, 1924-1965). Доктор философии (тема диссертации "Философия в постановке задач очищения религии И. Канта", 1899); доктор теологии (1900); доктор медицины (тема диссертации "Психиатрическая оценка Иисуса: характеристика и критика", 1913). Лауреат Нобелевской премии мира (1952) и франкфуртской премии Гете (1928). Основные сочинения: "Проблема Тайной вечери на основании научных исследований 19 столетия и исторических сообщений" (1901), "Тайна мессианизма и страдания. Очерк жизни Иисуса" (1901), "И.С. Бах" (1908), "Упадок и возрождение культуры. Философия культуры. Часть I" (1923), "Культура и этика. Философия культуры. Часть II" (1923), "Христианство и мировые религии" (1924), "Отношение белых к цветным расам" (1928), "Мистика апостола Павла" (1930), "Религия в современной культуре" (1934), "Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика" (1935), "О положении нашей культуры" (1947), "Гете. Четыре речи" (1950), "Философия и движение в защиту животных" (1950), "Идея Царства Божия в эпоху преобразования эсхатологической веры в неэсхатологическую" (1953), "Проблема мира в современном мире" (1954), "Проблема этического в развитии человеческой мысли" (1954-1955), "Гуманность" (1961, опубликована в 1966) и др. Человек, согласно Ш., приближает к себе и осваивает мир не на основе его познания, а благодаря переживанию его, которое трагично. "Два переживания омрачают мою жизнь, - писал Ш. - Первое состоит в понимании того, что мир предстает необъяснимо таинственным и полным страдания; второе - в том, что я родился в период духовного упадка человечества". Существование людей в исторической перспективе обусловливается не столько их мышлением, сколько осознанием того, что любой из нас "есть жизнь, желающая жить среди жизни". Стремясь сформулировать (в европейской интеллектуальной традиции вслед за Шопенгауэром) путь к избавлению от страданий, Ш. усматривал его в акцентированно свободном и осмысленном волеизъявлении человека. "Благоговение перед жизнью", согласно философскому миропредставлению Ш. (самообозначение - "новый рационализм"), должно выступать основанием универсальной, космической этики и мировоззрения вообще человека и человечества. (Согласно Ш., "свободное и глубокое мышление не подвержено субъективизму... мышление по самой своей природе особым образом побуждает благоговение перед жизнью вступить в бой со скептицизмом"). "Благоговение перед жизнью" содержит в себе, по мысли Ш., смирение, миро- и жизнеутвержде-ние и соответствующую этику. Последняя у Ш. "не подчеркивает различия между высшей и низшей, более ценной и менее ценной жизнью". "Благоговение перед жизнью" постулирует безграничную ответственность за все живое на Земле. "Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло - есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей". Мировоззрение миро- и жизнеутверждения способно стать истинной культуротворящей силой лишь в гармонии с подлинными этическими ценностями. Для осуществления принципа "благоговения перед жизнью" (этот принцип - ядро, несущая конструкция антинормативистской по сути этики Ш.), не допускающего парциальных решений, "... сознательно и по своей воле я отдаюсь бытию. Я начинаю служить идеалам, которые пробуждаются во мне, становлюсь силой, подобной той, которая так загадочно действует в природе. Таким путем я придаю внутренний смысл своему существованию". Лишь в границах такого подхода, по Ш., возможно преодолеть пагубный характер воздействия современной цивилизации на человека. Конкретно-личностное начало в человеке не должно подавляться интересом "всеобщего": воля, олицетворяющая свободное и нравственное начало в человеке, безусловно, значимее знания и понимания, обосновывающих неизбежность подчинения людей репертуарам объективации закономерностей внешнего мира. "Организованные государственные, социальные и религиозные объединения нашего времени пытаются принудить индивида не основывать свои убеждения на собственном мышлении, а присоединяться к тем, которые они для него предназначили. Человек, исходящий из собственного мышления и поэтому духовно свободный, представляется им чем-то неудобным и тревожащим, - отмечал Ш., -... сверхорганизация нашей общественной жизни выливается в организацию бездумья". Смысл бытия человека, полагал Ш., - непрестанное самосовершенствование с целью гармонизации и улучшения собственной природы. Иной путь не является достойным человека, его духа, освященного божественным происхождением. По мнению ТТТ., именно уровень гуманизма, достигнутый обществом в целом, адекватно отражает степень его зрелости и человекосо-размерности. А.Л.Грицанов

  1. швейцерШВЕЙЦЕРstrongSchweitzer Альберт немецкофранцузский мыслительгуманист теолог врач пастор музыковед теоретик философии культуры общественный деятель. Негритянский доктор ...История философии II
  2. швейцерШВЕЙЦЕР Schweitzer Альберт немецкофранцузский мыслительгуманист теолог врач пастор музыковед теоретик философии культуры общественный деятель. Негритянский доктор в Лам...Новейший философский словарь
  3. швейцерШвейцер прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  4. швейцерШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович род. кинорежисср народный артист СССР . В кино с . Режиссрской манере Швейцера свойственны драматизм романтическая приподнятость острая наблюдат...Русская энциклопедия
  5. швейцерШвейцер член МОДППсевдонимыi Левина М. К. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  6. швейцерSchweitzer Иоганн Баптист .VII. .VII. деятель герм. рабочего движения. Адвокат. Ш. увлекался идеями Ф. Лассаля и вступил в основанный последним Всеобщий германский рабо...Советская историческая энциклопедия
  7. швейцерШВЕЙЦЕР Schweitzer Альберт мыслитель представитель философии жизни протестантский теолог и миссионер врач музыковед и органист. Родился в Эльзасе. В организовал больн...Современная энциклопедия
  8. швейцерШВЕЙЦЕР Schweitzer Альберт немецкофранцузский мыслитель близкий к философии жизни протестантский теолог и миссионер врач музыковед и органист. В организовал госпиталь в...Современный энциклопедический словарь
  9. швейцерШВЕЙЦЕР Михаил Абрамович р . российский кинорежиссер народный артист СССР . Фильмы Чужая родня Мичман Панин Воскресение Золотой теленок Бегство мистера МакКинли Мер...Современный энциклопедический словарь
  10. швейцерМаксимилиан . эсер. Родился в Смоленске в купеческой семье. Закончил гимназию затем учился в университете. За участие в революционной деятельности сослан в в Сибирь. В ...Терроризм и террористы Исторический справочник
  11. швейцерМаксимилиан . эсер. Родился в Смоленске в купеческой семье. Закончил гимназию затем учился в университете. За участие в революционной деятельности сослан в в Сибирь. В ...Терроризм и террористы, исторический справочник II
  12. швейцерШВЕЙЦЕР Schweitzer Альберт философ этик теолог музыкант практикующий гуманист. Изучал теологию и философию в Страсбургском унте по окончании которого учился в Сорбонне...Философская энциклопедия
  13. швейцердив. Швейцер Альберт...Філософський енциклопедичний словник
  14. швейцерШВЕЙЦЕР Schweitzer Альберт немецкофранцузский мыслительгуманист теолог врач пастор музыковед теоретик философии культуры общественный деятель. Негритянский доктор в Лам...Энциклопедия История философии
  15. швейцерШВЕЙЦЕР Schweitzerem Альберт протестант. теолог органист и музыковед врач основавший в госпиталь в Ламбарене Габонem лауреат Нобелевской премии мира . В занимался тео...Энциклопедия культурологии
  16. швейцерШВЕЙЦЕР Schweitzer Альберт протестант. теолог органист и музыковед врач основавший в госпиталь в Ламбарене Габон лауреат Нобелевской премии мира . В занимался теологи...Энциклопедия Культурология XX век