Новейший философский словарь II

ФЛОРОВСКИЙ

Георгий Васильевич (1893-1979) - русский богослов, философ, историк культуры. Окончил историко-филологический факультет Одесского университета. Богословского образования не имел. В 1920 - эмигрировал. С 1926 - профессор патрологии Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. В 1932 принял священство. В 1948-1955 - профессор, затем декан Свято-Владимирской Духовной Академии в Нью-Йорке. Преподавал в Гарвардском (профессор истории восточной церкви, 1956-1964) и Принстонском (отделение богословия и славяноведения, 1964-1979) университетах (США). Вице-президент Национального совета церквей США (1954-1957). Основные сочинения: "Восточные Отцы 1У века" (1931), "Византийские Отцы У-УШ веков" (1933), "Пути русского богословия" (1937) и др. Ф. был уверен, что современная эпоха томится по "новому христианскому синтезу", и свое творчество подчинил выработке основ этого синтеза, называя систему своих взглядов "неопатристическим синтезом" (основное движение философского мышления Ф. осуществлялось в контексте идеи "Вперед - к Отцам!"). Выступал против некоторых идей русской религиозной философии, противник софиологии (В. Соловьева, Булгакова, Флоренского) как выражения, по его оценке, немецкого идеализма и гностицизма; критиковал теорию всеединства и считал, что Бог творит мир как иную, отличную от себя реальность. Бог создал человека, по Ф., свободной деятельностной личностью, история - единство творческих актов свободной личности; человеческое познание бесконечно в своем прогрессе. Смерть и воскресение Христа превращают смерть человека из "космической катастрофы" в "сон" до времени, когда душа и тело соединяться при воскрешении из мертвых ("Смерть на кресте", 1930). Христианское мировоззрение (в отличие от греческого, философско-рационального) исторично: время - не циклично, представляет собою не круговорот, а линию, имеющую начало, конец и цель. Будучи деятелем экуменического движения. Ф. выступал за "фактическую совместную работу... в стремлении к христианской истине", но считал, что католицизм подменяет незримое присутствие (и руководство) Христа в Церкви идеей его наместника (папы), который по сути подменяет Христа в земной церкви и истории ("Проблема христианского объединения", 1933). В своем фундаментальном труде "Пути русского богословия", охватывающем период с 14 в. по 1917 Ф. дал конкретный анализ процесса производства философского знания в России, выделил его особенности, проследил историю взаимосвязи западной и русской философской культуры. Ф. отмечал, что для России характерна рано сложившаяся ориентация на осмысление собственной истории и роли России в мировой культуре. Эта ориентация чаще всего облекалась в форму теологических исканий. Важную роль в становлении русской философии сыграла русская художественная литература. Ф. был уверен, что нельзя пренебрегать западной мыслью (системами схоластов, опытом католических мистиков и теологов, которые обусловили с 17 в. своеобычное "западное пленение" отечественной религиозной мысли), но на русской почве ее надо усваивать в опоре на стиль и методы представителей восточной патристики. Согласно Ф., непреходящей парадигмой православного богословствования выступает "христианский эллинизм" эпохи Вселенских соборов и греческой патристики (4-8 вв.). "Пути русского богословия" не лишены некоторого субъективизма автора, что вызвано его церковным консерватизмом и панрелигиозностью в философских темах. Так, Ф. полагал в качестве формы истинно церковной соборности евхаристию, на основе которой церковь способна выступать как преображенное человечество. Н.О. Лосский считал, что из всех русских богословов о. Георгий является наиболее верным православному учению. Ф. стремится точно придерживаться святого писания и патриотической традиции. Следует добавить, что консервативный подход к богословию у Ф. никогда не сочетался со слепым поклонением прошлому и был чужд нетерпимости и формализму. Выступая крупнейшим авторитетом в сферах исследования славистики и византинистики, стремясь преодолеть отчужденность греческой и славянской ветвей православия, Ф., безусловно, адекватно трактовался на Западе как высокоинтеллектуальный "голос православия" 20 ст. Д.К. Безнюк

  1. флоровскийАнтоний Васильевич российский историк славист. Снач. х гг. в эмиграции. Профессор Карлова университета в Праге. Трудыпо истории Уложенной комиссии пореформенного крест...Большой энциклопедический словарь II
  2. флоровскийФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич русский богослов философ историк культуры. Окончил историкофилологический факультет Одесского университета. Богословского образования не и...Новейший философский словарь
  3. флоровскийГеоргий Васильевич . философ ученый и православный мыслитель. Родился в Одессе в семье священнослужителя. В январе эмигрировал вместе с родителями в Болгарию где участво...Русская энциклопедия
  4. флоровскийФЛЕРОВ ФЛОРИН ФЛОРОВ ФЛОРОВСКИЙ ФРОЛОВ ФРОЛОВСКИЙ ФРОЛКИН ФРОЛКОВ ФРОЛОЧКИН ФЛЕРКО ФРОЛОВСКИХ ФРОЛОВСКИХФлор имя. От латинскогофлос род. падеж флорис цветок. Флер прос...Словарь фамилий
  5. флоровскийАнтоний Васильевич дек. .III. рус. историк. Сын священника. Окончил Новороссийский Одесский унт. Ученик проф. Е. Н. Щепкина специализировался по истории России в. С х...Советская историческая энциклопедия
  6. флоровскийФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич православный богослов и историк. В начале х гг. эмигрировал из России. Труды по патристическому и византийскому богословию вв. по исто...Современная энциклопедия
  7. флоровскийФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич русский православный богослов и историк. С нач. х гг. в эмиграции. Труды по патристическому и византийскому богословию вв. по истории русс...Современный энциклопедический словарь
  8. флоровскийФЛОРОВСКИЙ Антоний Васильевич российский историк славист. С нач. х гг. в эмиграции. Профессор Карлова университета в Праге. Труды по истории Уложенной комиссии пореформ...Современный энциклопедический словарь
  9. флоровскийФЛОРОВСКИЙ ФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич [ августа сентября Елизаветград августа Принстон США] русский православный богослов философ историк культуры. Родился в сем...Философская энциклопедия
  10. флоровскийФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич религ. деятель философ богослов историк культуры. В окончил с золотой медалью гимназию и поступил на историкофилол. фт Новоросс. унта. В ...Энциклопедия культурологии
  11. флоровскийФЛОРОВСКИЙ Георгий Васильевич религ. деятель философ богослов историк культуры. В окончил с золотой медалью гимназию и поступил на историкофилол. фт Новоросс. унта. В ...Энциклопедия Культурология XX век