Новейший философский словарь II

ТОПИКА

(греч. topos - место) - техника пространственной организации мышления и понимания, а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия восходит к античности. "Т." - одна из книг аристотелевского "Органона", посвященная вопросам логической организации мышления в коммуникативных ситуациях: в устной беседе, философской дискуссии, при публичном изложении некоторой темы и т.п. Особенность коммуникативного содержания состоит, по Аристотелю, в том, что оно основано не на онтологических началах и истинных положениях, а лишь на правдоподобных, т.е. кажущихся правильными большинству людей или мудрейшим из них. Поэтому в коммуникации, считал Аристотель, необходимо использовать особую логическую технику, отличную от описанной им в "Аналитиках". Т. рассматривалась Аристотелем как такое искусство (techne), "при помощи которого мы в состоянии будем из правдоподобного делать заключения о всякой предлагаемой проблеме и не впадать в противоречие, когда мы сами отстаиваем какое-нибудь положение". Для этого он предлагал использовать топы - общие места, общие положения, которые организуют построение доводов, критику положений и т.д. Топы задают общую структуру различительности в пространстве коммуникативного содержания. Использование Т. существенно изменяло организацию коммуникации: высказывание тезисов, доводов и положений предполагало теперь фиксацию определенного топа, в котором они строились. Неконтролируемые переходы из топа в топ запрещались. Однако, Т. Аристотеля, как и вся его логика, предполагала параллелизм между строением мыслительного содержания и строением речевой формы. Поэтому возможный набор топов строился Аристотелем, исходя из зафиксированных им предикабильных и категориальных характеристик сказуемого. Отказ от принципа параллелизма и включение Т. в контекст современной философско-методоло-гической культуры открывают горизонты для новых подходов к разработке и освоению Т. как средства организации мышления и понимания в коммуникации. Современную интерпретацию и разработку понятие Т. получило в системо-мыследеятельностной методологии (СМД-методологии), в рамках которой Т. имеет организованное употребление в качестве особой мыслительной техники. Возрождение интереса к Т. можно объяснить как общим поворотом философско-методо-логической мысли к тематике коммуникации и диалога, так и тем значением, которое придается современным мышлением проблеме организации понимания. В употреблении Т. в СМД-методологии выделяются несколько этапов организации интеллектуальных процессов (мышления, понимания, рефлексии): 1) обнаружение/полагание Т. - это изначально естественно-исторический процесс в реальности мыслеком-муникации, в которой нечто обнаруживает себя, становясь существенным, принципиально важным, местом-средоточием проблемной ситуации, но именно общим местом - топом. Топ здесь - это самая общая фиксация проблемной точки ситуации, это то, что в дальнейшем предстоит понять и отрефлексировать, связать с другими топами в общем, целостном представлении. Т. здесь пока еще неотделима от смысловых структур, в которых организовано понимание ситуации, и является их функциональной компонентой. Вместе с тем, полагая Т., методолог стремится задать минимальную структуру различительности, необходимую для схватывания ситуации. Для этого он противопоставляет различные компоненты мыслекоммуникативной ситуации друг другу как различные ее топы: "...больше всего занимает нас вопрос, есть ли нечто одно и то же или разное" (Аристотель). С этой точки зрения, Т. представляет для методолога особое средство проблематизации, используя которое, он может фиксировать противоречия в наличной ситуации. Технически этап полагания завершается номинацией топов и фиксацией их в топической схеме, изображающей Т. как неупорядоченный набор пустых мест. 2) Первичная организация Т. начинается с восстановления рефлексивного контроля над процессами, протекающими на этапе полагания. Это предполагает осуществление двух мыслительных процедур: (i) элиминацию смысловых связей между топами и введение вместо них отношения дополнительности, в соответствии с которым топы полагаются как независимые, дополняющие друг друга проекции ситуации (в схеме этот момент выражается неупорядоченностью набора топов); (и) содержательную не-гацию самих топов, т.е. такой интенциональный разворот мышления, в результате которого топы перестают рассматриваться мышлением как содержательные ядра ситуации, а переходят в разряд граничных условий, рамок и тем для дальнейшего анализа (именно поэтому в топической схеме топы изображаются как пустые места). С этого момента становится возможным говорить о специфике Т. как формы организации интеллектуальных процессов: а) Т. есть наименее нормированный тип мыслительной техники, но именно это позволяет считать ее наиболее эффективным средством организации мышления в неопределенных, проблемных ситуациях; б) Т. не является изображением идеального объекта, она не задает никаких содержательных связей и отношений между топами, несмотря на то очевидное обстоятельство, что смысловым образом соответствующие топам компоненты ситуации тесно переплетены и связаны между собой, а общее понимание ситуации "угадывает" за Т. некоторый целостный объект; в) Т. не определяет последовательности и связи мыслительных процедур при рассмотрении топов, формальные отношения между ними не заданы; г) изначально Т. поддерживает лишь различительную способность мышления, т.е. фиксирует то, что вычленяется и полагается в общем "проблемном месиве" (термин Р. Акоффа) ситуации как разное, как то, что необходимо различать, как различные фокусы этой ситуации (Деррида называет такую установку и организацию интеллектуальных функций неологизмом differance - различение); д) Т. предуготавливает само пространство, в котором рефлексия может устанавливать отношения между смысловыми структурами, удерживающими общее понимание ситуации, и идеальными объектами мышления. Таким образом, Т. есть прежде всего организация самого пространства в котором становятся возможными методологические мышление и понимание. 3) Употребление Т. в методологической работе зависит от типа решаемых задач, формы и жанра работы. При анализе ситуации, схематизации смысла, тематизации, целеполагании, проблематизации Т. используется по-разному, сама она при этом погружается в более широкие по отношению к данной мыслекоммуникативной ситуации контексты. Сама по себе Т. еще не дает оснований для определения порядка рассмотрения топов, последовательности процедур, установления отношений и связей между топами и объектами и т.п. Основания эти содержатся, во-первых, в функциональных структурах смыслов, во-вторых, в целевых и задачных установках, а, в-третьих, в системах мыслительных средств, используемых методологом. Их соотнесение в Т. и составляет содержание этого этапа. В целом, в контурах употребления Т. можно выделить несколько специфических моментов. Общим категориальным средством, регулирующим работу с Т., является категориальная пара "место - наполнение места". В соответствии с ней, один и тот же материал может рассматриваться в различных топах, и, наоборот, материал, полагаемый в том или ином топе, может по необходимости сменяться, дополняться и т.д. Изначально, Т. полагается свободной от материала, а его привнесение определяется конкретными целевыми и заданными установками. Так, использование Т. в проблематизации позволяет организовать и особым образом фокусировать проблемный материал. Фиксируя на материале противоречия и разрывы на границах между топами, методолог вместе с тем проецирует эти противоречия в мышление, где им обозначаются дефициты средств и недостатки существующих объектных представлений. При этом может быть показано, что данная Т. является минимальной (или, если необходимо, может быть минимизирована) относительно определенного класса задач или определенного класса объектов, т.е. что в меньшем числе топов данные задачи не могут быть решены, а данные объекты - описаны. Такое "выворачивание" Т. в мышление изменяет ее функцию: теперь методолог стремится определить ту идеальную действительность, которая может быть в ней выражена. Т. активно употребляется в процедурах схематизации смыслов и идеализации содержания. Для этого в ней задается необходимая система категориальных отношений. Схематизация производится функциональной рефлексией, устанавливающей функциональные смысловые отношения между топами в соответствии с заданной категориальной структурой. Схема смысла как бы "рисуется" поверх Т., и одновременно Т. схватывает и организует смысл своей категориальной структурой. Очевидно, всякая Т. ограничивает набор возможных схематизаций. Если смысл не может быть "размещен" в Т., требуется расширение пространства. Схема предоставляет методологу возможность различных употреблений, в зависимости от типа решаемых задач. Например, может использоваться объектно-онтологический способ употребления, при котором содержание схемы идеализируется, а сама она интерпретируется как изображение объекта. Установление объектных отношений и связей в Т. меняет ее организацию: она становится объектным пространством или особой идеальной действительностью существования объектов. Если проблематизация подтвердит предположение о минимальности Т. относительно класса объектов, то последняя становится "ортогональной", т.е. своего рода эпистемологическим аналогом координатного пространства в геометрии. Схематически такая Т. изображается системой ортогональных плоскостей-топов. Т. легко позволяет переходить от объектных представлений к тематизации, в которой определяются формы и границы данности того или иного содержания. Каждый топ полагается при этом как отдельная единица тематизации (рамка, тема, сюжет). На разных этапах методологической работы с Т. особенно часто применяются процедуры фокусирования и рефлексивного "выворачивания". Процедура фокусирования предполагает выделение различных частных фокусов или аспектов в материале, организуемом Т. Каждая Т. позволяет выделить столько же фокусов, сколько топов она содержит. Для этого каждый ее топ последовательно центрируется, т.е. полагается как центр, организующий вокруг себя все остальные топы и соответственно весь остальной материал, иначе говоря, вся Т. рассматривается с позиции и точки зрения отдельного топа. Другой часто используемой процедурой является "рефлексивное выворачивание", которая позволяет переносить ("выворачивать") организованности материала из топа в топ. Поскольку в данном случае переносится уже так или иначе заданный и организованный материал, то прямое его "перекладывание" становится невозможным, ведь каждый топ определяет свою форму задания и свою собственную организацию. Поэтому, каждый топ при этой процедуре необходимо рассматривать как "рефлексивно равно-мощный" всей Т. в целом, т.е. как способный в своих границах ассимилировать материал, организованный в других топах. Для этого топ, в который производится выворачивание, полагается в качестве организующей рамки, тогда как выворачиваемые топы, наоборот, полагаются не как организующие начала, а как организуемая этой рамкой морфология и содержание. Фокусирование и рефлексивное выворачивание лежат в основе ряда типологических процедур, выделяющих идеальные типы объектных отношений и структур. Помимо того, рефлексивное выворачивание нередко используется для конструктивного развертывания тематизации или онтологических представлений. А.Ю. Бабайцев

  1. топикаТОПИКА strongтрактат Аристотеля strongвходящий в состав Органона. strongСостоит из книг последняя из которых традиционно выделяется в самостоятельный трактат О софистич...Античная философия
  2. топикаTopeka город в США административный центр штата Канзас на р. Канзас приток Миссури. тыс. жителей с пригородами тыс. жителей . Железнодорожный узел. Торговый центр с.х....Большая Советская энциклопедия II
  3. топикасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. топикаTopeka город в центральной части США административный центршт. Канзас. тыс. жителей с пригородами тыс. жителей.Химическая полиграфическая пищевая промышленность. Маши...Большой энциклопедический словарь II
  5. топикакорень ТОП суффикс ИК окончание А Основа слова ТОПИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТОП ИК А Слово Топика содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  6. топикаНачальная форма Топика женский род множественное число неодушевленное родительный падеж...Морфологический разбор существительных
  7. топикаТОПИКА греч. topos место техника пространственной организации мышления и понимания а также организованное на ее основе мыслительное пространство. Происхождение понятия ...Новейший философский словарь
  8. топикатопика ж. Искусство пользоваться общими местами общими суждениями при изложении какойл. темы в риторике. Общий довод общее суждение применимое ко всем однородным случая...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  9. топикатопика топика и филос. лог. лит....Орфографический словарь
  10. топикатопика топики топики топик топике топикам топику топики топикой топикою топиками топике топиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  11. топикаОрфографическая запись слова топика Ударение в слове топика Деление слова на слоги перенос слова топика Фонетическая транскрипция слова топика [топк] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  12. топикатопика и филос. лог. лит.em Синонимы учение...Русский орфографический словарь
  13. топикаЖ fls. topika . mumi dlil mumi sbut . bir fikri ifad edrkn mumi dlillrdn istifad etmk bacar . hr ks blli olan eynnmi fikir....Русско-азербайджанский словарь
  14. топикаТопка...Русско-белорусский словарь
  15. топикав разн. знач.i топка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  16. топикатопика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  17. топикатопикаСинонимы учение...Русское словесное ударение
  18. топикаТОПИКА греч. topos. в риторике общие места. местные наружные средства т. е. действующие непосредственно на больную часть тела. Словарь иностранных слов вошедших в соста...Словарь иностранных слов русского языка
  19. топикатопика сущ. колво синонимов суждение учение Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы учение...Словарь синонимов II
  20. топикапонятие использованное З. Фрейдом для описания местоположения систем и элементов психического аппарата а также процессов протекающих в человеческой психике. Представление...Словарь-справочник по психоанализу
  21. топикаТОПИКА Topeka город в центральной части США административный центр шт. Канзас. тыс. жителей с пригородами тыс. жителей. Химическая полиграфическая пищевая промышленнос...Современный энциклопедический словарь
  22. топикаTopeka адм. центр штата Канзас США расположенный на р.Канзас жителей . Основан в г. как ж.д. станция в г. стал адм. центром штата здесь расположен конечный пункт и прав...Страны и города мира. Словарь
  23. топикаинструмент кодировкиположений нормативноправовых актов.Синонимы учение...Толковый переводоведческий словарь
  24. топикаТОПИКА топики ж. греч. topik techne искусство пользоваться общими местами от topos место филос....Толковый словарь русского языка II
  25. топикаТОПИКА ж. Искусство пользоваться общими местами общими суждениями при изложении какойлибо темы в риторике. Общий довод общее суждение применимое ко всем однородным случ...Толковый словарь русского языка
  26. топикаУдарение в слове топикаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове топика...Ударение и правописание
  27. топикаТОПИКА со времен Аристотеля учение о topoi местах общих местах общих исходных пунктах которые служат для изложения темы. Под трансцендентальной топикой Кант понимал опред...Философская энциклопедия
  28. топикасо времен Аристотеля учение о topoi местах общих местах общих исходных пунктах которые служат для изложения темы. Под трансцендентальной топикой Кант понимал определение ...Философский энциклопедический словарь II
  29. топикатопика топики топики топик топике топикам топику топики топикой топикою топиками топике топиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы у...Формы слова
  30. топикаОпак Опа Опиат Окат Окапи Ока Кот Опт Оптик Копт Копа Пак Паки Пакт Коат Пат Патио Пик Кито Кит Кипа Пико Катио Кат Пока Поти Тик Тип Топ Топика Капо Кап Итак Икт Икота А...Электронный словарь анаграмм русского языка
  31. топикаТопика греч. у древних греков и римлян так называлось учение о риторическом изложении какойлибо темы в особенности систематическое соединение общих суждений греч. лат. ...Энциклопедический словарь
  32. топикагреч. у древних греков и римлян так называлось учение о риторическом изложении какойлибо темы в особенности систематическое соединение общих суждений греч. лат. loci co...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  33. топикаТОПИКА греч. Тотка лат. Topica труд Аристотеля. Был написан повидимому после Категорий и до Аналитик. Правда некоторые исследователи считают что Т. начинается там где за...Энциклопедия эпистемологии и философии науки