Новейший философский словарь II

МЕТАФИЗИКА

(греч. meta ta physica - буквально: после физики) - философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. "Physica" обычно переводят - "природа". Однако следует иметь в виду, что это понятие воспроизводило в философии античности два основных смысла: сущее как таковое и внутренняя сущность предмета (т.е. "природа сущего"). Эти два значения были взаимодополняющими при анализе вещей. Поэтому уже в античности философствование в собственном смысле слова - это и есть вопрошание о "фюсис" в указанном выше двойном значении: вопрошание о сущем и вопрошание о бытии этого сущего. Понятие "М." - несмотря на весь его глубокий смысл - имеет прежде всего искусственное происхождение и связано с систематизацией аристотелевского наследия в соответствии с тремя дисциплинами - логикой, физикой и этикой. Однако часть работ Аристотеля, посвященная проблемам сущего в целом и составившая так называемую "первую философию", не укладывалась ни в одну из названных дисциплин, ибо в ней обсуждались наиболее общие принципы бытия и знаний. Поэтому редактор аристотелевских работ Антро-никос из Родоса, руководитель школы Ликеон (Лицей) в 1 в. до н.э., предложил использовать для их обозначения термин "М.", что и давало возможность поставить собственно философию вслед за физикой. Кроме того, это было данью уже сложившейся традиции, культивируемой в Ликеоне: науки о мире, природе, растениях, животный называли "физикой", а все то, что находилось вне ("мета") их сферы и составляло как бы общую теорию действительности, обозначалось "М.". Соответственно и философия как таковая стала называться этим же термином. Проблематика, составившая предмет М., представляет собой наиболее древнюю отрасль философии, ибо уже начиная с милетских досократиков (4 в. до н.э.) в ней стали размышлять о вечной субстанции, лежащей в основании изменяющегося мира. М. и стала той областью философии, которая стремилась ответить на вопрос "Что есть реальность" и разработать нормативные критерии для ее определения и отличения от того, что только кажется реальностью, но ею фактически не является. Более того, в философской традиции комплекс подобных фундаментальных вопросов о действительности считался сущностью философии и основанием всех других наук. Он являлся также объектом осмысления и различных комментариев до такой степени, что разные философские направления получали свое название именно в зависимости от способа решения "метафизических" вопросов. Последующая трансформация понятия М. привела к появлению более четких содержательных смыслов, когда М. стала указывать на выход за пределы отдельных сфер сущего. В результате это понятие начало обозначать науку о сверхчувственном (т.е. расположенном за сферой чувственного) и способ его познания. Истоки систематизированных метафизических учений обнаруживаются уже в эпоху классического эллинизма, которая может считаться своеобразной точкой отсчета для европейской М. В этот период своего формирования М. зачастую отождествлялась с учением о бытии, получившем в 17 в. название "Онтология". Предметы М. и онтологии совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое сущее, какова его природа, что такое мир, в чем смысл бытия и т.д. В последующих исторических типах М. по-разному выявлялась фундаментальная структура философствования, которое по сути и является ее основной задачей. Так, определенное своеобразие в метафизическое изучение сущего как такового привнесло средневековье. Патристика, например, продолжая античные традиции размышления о сущем в целом, постепенно изменяет их прежние смыслы, ибо ее сущее здесь понимается как имя Того, кто выше всякого имени, им же установленного (т.е. имя Бога). В отличие от традиционного понимания сущего как творящего начала, сущее обрело в патристике черты тварного бытия. В поздней схоластике наблюдается поворот к региональным онтологиям, где уже ставится вопрос о бытии объектов того или иного рода, в частности, универсалий, чисел и др. Движение традиционной М. к новоевропейской связано с научной революцией, произведенной во взглядах на природу Коперником, Кеплером, Галилеем, Ньютоном, и становлением экспериментально-математического естествознания. В этот период наблюдается заметное переориентирование философской рефлексии от традиционных метафизических проблем к оформлению программы научного познания природы и построению новых систем "первой философии" (Ф. Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.). Подъем научной мысли был связан с интересом к природе, проявлением "вкуса познания" реальных вещей. Установка на выявление объективно-причинных зависимостей стимулировала разработку системы научных методов, так как стало ясно, что для познания недостаточно только созерцания природы. Поэтому знание, наука были объявлены основным средством власти человека над природой. Идеалом науки Нового времени выступала классическая физика (первая теоретическая область естествознания). Она рассматривала мир как огромный механизм, состоящий из множества простых и устойчивых тел, изменения которых сводились к их перемещению в пространстве. Сложившийся в культуре этой эпохи пиетет перед физикой вызвал не только редукцию к ее представлениям других сфер естествознания, но и переоценку роли философской рефлексии: она неизменно должна была стать наукоцентричной и превратиться, главным образом, в метод научного исследования, скоррелированный к тому же с базисными принципами ньютоновской механики. Подобная интерпретация М. как специфического метода познания, фиксирующего объективную устойчивость и неизменность вещей, имела, таким образом, определенное историческое оправдание и стала позже характерной для ряда рационалистических философских систем (марксизма, позитивизма, неопозитивизма и др.). Своей содержательной трансформацией традиционная М. обязана и картезианскому перевороту, переосмыслившему проблему сущего как вопрос о познающем субъекте. Декарт видит цель философского развития в познании истины, основание которой находится в самодостоверности своего "Я". Субъект может в принципе сомневаться в существовании всего сущего - других субъектов и мира в целом, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. "Мыслю, следовательно, существую" и есть главный принцип декартовской философии, который должен стать опорой для всякой иной достоверности. Методическое сомнение есть подлинное новшество Декарта по сравнению с традиционной М.: истинно сущим становится мышление субъекта, а в качестве прежнего сущего выступает мир исследуемых объектов. Не природа, не Бог, не мир идей, а именно мыслящее Я и есть последнее основание философии. В этом принципе заложены истоки последующего преобразования классической М. объекта в неклассическую М. субъекта. Следующей культурно значимой вехой в исторической судьбе М. является формирование теории субъекта, в которой делается акцент на специфике познающего сознания. Новоевропейская трактовка сущего как объекта, определяемого через Я-субъекта (Декарт, Беркли), получает новую версию в философии Канта, который видит сущее в трансцендентальном единстве сознания. Тем самым Кант модернизирует классическое философское знание, так как построение М. субъекта связано у него с движением от М. субстанции (бытия объекта) к познанию как деятельности, протекающей по своим собственным законам. Анализируя структуру субъекта, Кант пытается ответить на вопрос, что такое истинное знание Для его решения он различает - исходя из структуры субъекта - субъективные и объективные элементы знания. Предметом теоретической философии поэтому должно стать исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ, а не изучение вещей как таковых - природы, мира, человека. Это означает, что Кант заставил философов взглянуть на мир другими глазами: не с точки зрения картезианского варианта М. ("Что и как познает человек"), а в принципиально иной плоскости - "Как в принципе возможно познание мира" (в кантовском варианте это М. природы) и "Как возможна свобода человека" (М. нравственности). Интерпретация сущего в немецкой классической философии имеет и другие варианты определения: так, Фихте видит сущее "в сознании как таковом", Шеллинг - в "Я", как "абсолютном сущем". Новый подход породил и два пути решения проблемы познающего субъекта - рациональный и иррациональный. Рациональный способ решения метафизических проблем получил свое логическое развитие в философии Гегеля, для которого сущее репрезентировано абсолютной идеей, понимаемой как мысль, мыслящая саму себя, как разворачивающееся всеобщее мышление. Исходя из данной трактовки сущего, Гегель рассматривает отдельные вещи только как моменты саморазвития и самопознания идей или понятий, тем более, что ничего существующего вне понятия нет. Таким образом, Гегель демонстрирует рациональное познание особого типа, которое строится по законам диалектической логики. Развивая диалектический метод, он одновременно делает его и инструментом М. субъекта и тем самым пытается преодолеть прежнюю теорию М. с ее метафизическим способом мышления. Последующая ревизия М. как теории и метода и развитие диалектики как всеобщего философского метода осуществлялось в философии марксизма. Дихотомия М. и науки, анализ М. как методологии позитивного знания являлись предметом исследования классического позитивизма и неопозитивизма. Проблеме мировоззренческой реабилитации М., когда она объявляется вполне законной философской дисциплиной, необходимым элементом всякой теоретической деятельности, выяснению ее значимости для развивающегося постнеклассического естествознания 20 в. и построению "новой М. - неометафизики" уделяет внимание постпозитивизм (или в более широком контексте "философия науки"). Вторая половина 19 в. привнесла иные смыслы в жизнь человека, до сих пор находившегося под влиянием культа разума, знания и науки, с помощью которых предполагалось радикально изменить прежний мир. Внутри культуры в виде оппозиции начинает формироваться новое видение мира, которое стремится выявить сущностные характеристики бытия человека, определить способы его ориентации в мире и предложить систему общезначимых ценностей, базирующихся на иных постулатах и принципах, и способных помочь человеку освободиться от веры в прогресс. Комплекс новых проблем человеческого бытия расширил первоначальные рамки М. субъекта. Тем более, что формирующаяся неклассическая (современная) философия, отказавшись от классического рационализма, занялась исследованием огромного, практически неизученного, пласта иррациональных (внелогических) факторов человеческой субъективности. Стало ясно, что человеческий мир намного многограннее, противоречивее и бесконечнее, чем представлялось рациональному знанию. Именно в силу указанных причин произошел так называемый "антропологический поворот" в современной философии, когда многие проблемы теории субъекта, только поставленные в новоевропейской М., получили дальнейшее развитие в русле новых методик. Таким образом, проблема человека стала сквозной темой неклассической философии, даже, когда эти вопросы выходили в иные области философского знания: философию науки, философию языка и др. Это означает, что многообразный культурный опыт породил философский плюрализм в русле иррационалистических, этико-психологиче-ских, религиозных, феноменологических ориентации в изучении проблем бытия человека, наряду с развивающимися рационалистическими направлениями, пытающимися выявить новые эвристические возможности М. для современного научного знания. На этом историческом этапе наблюдались попытки реформирования идеалистических концепций сущего, например, в учении Шопенгауэра о мировой воле и рассуждениях Ницше об исторически преобразующейся воле к власти. Не менее глубокие трактовки сущего обнаруживаются в русской философии - у В. Соловьева (сущее как "всеединое сущее"), Франка (сущее как "абсолютное бытие или сверхвременное единство"), С. Трубецкого (сущее как явление, либо как идея, либо как предмет веры). Впоследствии Хайдеггер отметит основные исторические вехи М., которые, с его точки зрения, ознаменованы тремя основными способами понимания сущего: античный (сущее как подлежащее), средневековый (сущее как сотворенность), новоевропейский (сущее как объект, определяемый через Я-субъект). Предметом современной М., по Хайдеггеру, является бытие сущего, что принципиально разнит его позицию от марксистского определения сущего как бытия вообще. Кроме того, все исторические версии М. одновременно демонстрируют и процессу-альность метафизического мышления, которое осуществлялось в разные периоды европейской философии через такие основные способы, как: 1) созерцание; 2) познавание; 3) вопроша-ние; 4) слушание. Наконец, судьба М. в течение всего 20 в. в немалой степени оказалась зависимой от интерпретации проблемы языка во всех его функциональных проявлениях. Ведь апелляция к теме языка - это попытка, с одной стороны, преодоления традиционных, исторически себя исчерпавших форм разума, легализованных целым рядом "центризмов" (лого-, эго-, этно- и т.п.), с другой - возможность переключиться на решение проблемы соотношения языка - мира - человека, модифицировав тем самым предметное поле предшествующей М. Правда, критики такого подхода усматривают в этой триаде контуры формирования абсолютного пан-лингвизма, который вытесняет мир и человека на периферию языка. Проблема статуса языка, его онтологического бытия имеет в структуре метафизического знания свою историю: так явственно прослеживается тенденция движения от взглядов Витгенштейна с его методом философской терапии (направленной на выявление "языковых аномалий", "болезней" в процессуальной деятельности М.) - к позиции Хайдегте-ра, для которого "Язык - дом Бытия", в обители которого живет человек, Дерриде и его методу деконструкции метафизических высказываний. В отличие от метода реконструкции как рабочего инструмента всех историко-научных исследований в пределах панлогизма, деконструкция отвергает саму возможность анализа "означаемых, минуя означающее", и ее цель видится в активизации внутритекстовых "очагов сопротивления" диктату "логоцентризма". Последний связан с элиминацией из сети взаимоуказательных знаков одного квазиобъекта, который сам перестает что-либо означать, но при этом означается всеми остальными знаками. Такими "трансцендентальными означаемыми" оказываются не только Бог (обобщенная категория теологии), бытие (категория философской онтологии), но и Истина (категория гносеологии), "Вещь в себе" и т.д. Историческая судьба М. представляется сложной и неоднозначной, вынуждающей часто менять характер философствования - либо в силу авторских вариантов решения тех или иных концептуальных построений, либо как следствие цивилизационных сдвигов, затронувших в целом философское знание. Поскольку трактовки М. связаны, в первую очередь, с пониманием предмета философии, ее сущности и функций в культуре, поскольку существовали не просто различные версии М., но зачастую и ее альтернативные интерпретации. В ее развитии просматриваются как моменты преемственности новых вариантов М. с классической традицией, так и попытки отказа от нее. Однако, при всем многообразии интерпретаций М. в современной философской мысли господствующей является трактовка ее как философского учения о наиболее общих основаниях бытия человека в мире. Вместе с тем встречаются и иные подходы (также продолжающие ту или иную традицию): М. понимается и как "философствование вообще", и как синоним понятия "онтология", и как специфический и и исторически ограниченный ("антидиалектический") метод познания. А.В. Барковская

  1. метафизикаМЕТАФИЗИКА греч. strongлат. Metaphysica под таким названием То что идет после физики в широком смысле как всего комплекса естественнонаучных сочинений Аристотеля Анд...Античная философия
  2. метафизикадр.греч. meta ta physika после физики умозрит. филос. учение о сверхчувственных сверхприропных причинах и началах Аристотель всего сущего. М. в этом смысле идеалистич. п...Атеистический словарь
  3. метафизикадр.греч. meta ta physika после физики умозрит. филос. учение о сверхчувственных сверхприропных причинах и началах Аристотель всего сущего. М. в этом смысле идеалистич....Атеистический словарь II
  4. метафизикаМЕТАФИЗИКА филос. наука о сверхчувств. принципах бытия. Термин М. имеет искусств происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский в. до н. э. стремившийся...Большая советская энциклопедия
  5. метафизикафилософская наука о сверхчувствительных принципах бытия. Термин М. имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский в. до н. э. стремив...Большая Советская энциклопедия II
  6. метафизикагреч. meta физика . отрасль философии занятая поисками первичных принципов и выходящая по необходимости за рамки механики или физики. Так назывались труды Аристотеля по ф...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. метафизикаж. metafisica Итальянорусский словарь. Синонимы метагностика Антонимы диалектика...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. метафизикаж филос.Metaphysik f метагностикаАнтонимы диалектика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. метафизикаметафизика ж филос. Metaphysik fСинонимы метагностикаАнтонимы диалектика...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. метафизикаж.metafsica f...Большой русско-испанский словарь
  11. метафизикаж. mtaphysique f...Большой русско-французский словарь
  12. метафизикаmetaphysics . Раздел философии о перечных принципах например о вопросах существования бытия см. Онтология знания см. Эпистемология. . Уничижительно в позитивизме чисто с...Большой толковый социологический словарь
  13. метафизикаот греч. Meta ta physika после физики англ. metaphysics нем. Metaphysik. . Название философских сочинений Аристотеля помещенных после его трактата по физике. . Наука о ...Большой толковый социологический словарь II
  14. метафизикаж.mtaphysique f метагностикаАнтонимы диалектика...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. метафизикаот греч. meta ta physika после физики философскоеучение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. Терминвосходит к названию данному Андроником Родосским в....Большой энциклопедический словарь II
  16. метафизикаМЕТАФИЗИКА от греч. meta ta physika после физики философское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. термин восходит к названию данному Андроником ...Большой Энциклопедический словарь V
  17. метафизикаМЕТАФИЗИКА от греч. meta ta physika после физики философское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. термин восходит к названию данному Андроником ...Большой Энциклопедический словарь V
  18. метафизикаучение о сверхчувственных принципах и началах бытия....Глоссарий философских терминов
  19. метафизикас греческого то что за физическим способ познания противоположный диалектическому синоним неподвижности разрозненности отсутствие связи она мыслит крайними категориями ...Глоссарий философских терминов ИФ им.Киренского РАН
  20. метафизикаэтот термин ввел издатель произв. Аристотеля Андроник Родосский в. до н.э. крый так назвал следующую после физикиem группу его трактатов по онтологии и теории познания. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. метафизикаэтот термин ввел издатель произв. Аристотеля Андроник Родосский в. до н.э. крый так назвал следующую после физики группу его трактатов по онтологии и теории познания. По...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. метафизикапонятие которое употребляется в пяти основных значениях философия как учение о всеобщем о предельных проблемах и первоначалах первопричинах всего существующею особая фи...Евразийская мудрость от А до Я
  23. метафизикаот греческого meta ta physika после физики философское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. Термин восходит к названию данному Андроником Родосск...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  24. метафизикаМЕТАФИЗИКА и ж. mtaphysique f. Metaphysik ampLT ср.лат. metaphysica. strong. Раздел философии содержащий учение о выходящих за пределы опыта неизвестных началах мира по А...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  25. метафизикапервоначально название данное учениками Аристотеля записям его рассуждений об умозрительно постигаемых началах бытия. Впоследствии М. стали называть все подобные рассужде...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  26. метафизикагреч. meta ta physika после физики выражение веденное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским предложившим его в качестве названия трактата Аристотеля...История философии
  27. метафизика.strongМЕТАФИЗИКАstrongгреч. meta ta physika после физики выражение веденное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским предложившим его в качестве назв...История философии II
  28. метафизикаметафизика....Киргизско-русский словарь
  29. метафизикафилософский метод изучения явлений природы общества и сознания как неизменных и не связанных между собой. Метафизический метод в философии обычно противопоставляется диал...Краткий политологический толковый словарь
  30. метафизикагреч. meta ta physika то что после физики название впервые данное группе трактатов Аристотеля и обозначающее область философии где изучается природа реальности. В качеств...Краткий религиозно-философский словарь
  31. метафизикаО метафизике часто говорят с суеверным ужасом метафизическим трепетом. Это заблуждение возникло вследствие совпадения ряда обстоятельств. Все началось с некоего Андроника...Краткий философский словарь предрассудков
  32. метафизикаМетафизика metaphysicaaef metaphysicaorumn...Латинский словарь
  33. метафизикаМетафизика Смеяться над ней это служит доказательством обширного ума.Синонимы метагностикаАнтонимы диалектика...Лексикон прописных истин
  34. метафизикаи ж.em Метод познания противоположный диалектике рассматривающий явления вне их взаимной связи противоречий и развития.Идеалистическое философское учение о выходящих за п...Малый академический словарь
  35. метафизикаприставка МЕТА корень ФИЗ суффикс ИК окончание А Основа слова МЕТАФИЗИКВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффиксальный МЕ...Морфемный разбор слова по составу
  36. метафизикаmetaphysics греч. то что после физики соответственно порядку соч. Аристотеля область философии исследующая наиб общие категории и понятия имплицитно содержащиеся в опис...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  37. метафизикаот греч. Meta ta physika букв. После физики так было названо александрийским составителем аристотелевского каталога Андроником Родосским сочинение Аристотеля по первой ...Начала современного естествознания
  38. метафизикафилософское учение об общих отвлеченных от конкретного существования вещей и людей принципах формах и качествах бытия. В марксизме М. рассматривалась как противоположност...Новая философская энциклопедия
  39. метафизикаМЕТАФИЗИКА греч. meta ta physica буквально после физики философское учение о первичных основах всякого бытия или о сущности мира. Physica обычно переводят природа. Одн...Новейший философский словарь
  40. метафизикаметафизика . ж. Рассмотрение явлений вне их взаимной связи и развития как недиалектический способ мышления. Философское учение о неизменных раз и навсегда данных начала...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  41. метафизикаот гр. meta ta phusika после физики [под таким заголовком были объединены трактаты Аристотеля помещенные издателем после его Физики] познание переопричин и принципов ве...Новый философский словарь
  42. метафизикаОтрасль философии которая занимается поисками первичных принципов и по необходимости должна выходить за пределы того что может быть изучено механикой или физикой. Часто и...Оксфордский толковый словарь по психологии
  43. метафизикаОтрасль философии которая занимается поисками первичных принципов и по необходимости должна выходить за пределы того что может быть изучено механикой или физикой. Часто и...Оксфордский толковый словарь по психологии
  44. метафизикаметафизика метафизика и...Орфографический словарь
  45. метафизикаu ж метагностикаАнтонимы диалектика...Орфографический словарь русского языка
  46. метафизикагр. сверхфизическое наука о мире как целом и неделимом но выходящем за грань физической реальности. Метафизика изучает бытие духовное абсолютное бытие Бога и изменчивое...Основы духовной культуры
  47. метафизикаметафизика метафизики метафизики метафизик метафизике метафизикам метафизику метафизики метафизикой метафизикою метафизиками метафизике метафизиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  48. метафизикаОрфографическая запись слова метафизика Ударение в слове метафизика Деление слова на слоги перенос слова метафизика Фонетическая транскрипция слова метафизика [митфизк] ...Полный фонетический разбор слов
  49. метафизиказический метафзика фзичний....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  50. метафизикаметафизика иСинонимы метагностикаАнтонимы диалектика...Русский орфографический словарь
  51. метафизикаЖ мн. нет metafizika . dialektikaya ks olaraq tbit v cmiyytin hrktsiz v dyimz olduunu dnyann allah trfindn yaradldn iddia edn idealist dnyagr . mc. abstrakt anlalmaz mhak...Русско-азербайджанский словарь
  52. метафизикаmetaphysics метагностикаАнтонимы диалектика...Русско-английский политехнический словарь
  53. метафизикаж....Русско-английский психологический словарь
  54. метафизикаметафизика ж.imetaphysics...Русско-английский словарь
  55. метафизикаN...Русско-армянский словарь
  56. метафизикаМетафзка...Русско-белорусский словарь
  57. метафизикав разн. знач.i метафзка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  58. метафизикаметафи метагностикаАнтонимы диалектика...Русско-ивритский словарь
  59. метафизикаметафизика...Русско-казахский словарь
  60. метафизикаметафизика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  61. метафизикаж. филос. метафизика жаратылыштын жана коомдун кубулуштарын аларды бирибирине байланышсыз кыймылсыз жана дайыма тынчтык трд турат деп кароочу кубулуштардын ички каршылыкт...Русско-киргизский словарь
  62. метафизикаxngrshngxuСинонимы метагностикаАнтонимы диалектика...Русско-китайский словарь
  63. метафизикаmetafizika...Русско-латышский словарь
  64. метафизикаМетафизик...Русско-монгольский словарь
  65. метафизикаж. Metaphysik f....Русско-немецкий словарь
  66. метафизикаметафизикаж ....Русско-новогреческий словарь
  67. метафизикаmetafysikk метагностикаАнтонимы диалектика...Русско-норвежский словарь
  68. метафизикажmetafsica f метагностикаАнтонимы диалектика...Русско-португальский словарь
  69. метафизикаМетафизикаmetafizikia...Русско-суахили словарь
  70. метафизикажmetafizik doatesi fiziktesi метагностикаАнтонимы диалектика...Русско-турецкий словарь
  71. метафизикаmetafysika metafyzika...Русско-чешский словарь
  72. метафизикаMetafsika...Русско-эстонский словарь
  73. метафизикаметафизикаСинонимы метагностикаАнтонимы диалектика...Русское словесное ударение
  74. метафизикаот гр. meta ta phusika после физики [под таким заголовком были объединены трактаты Аристотеля помещенные издателем после его Физики] познание переопричин и принципов ве...Сверхкраткий философский словарь
  75. метафизикаметафизика метагностикаАнтонимы диалектика...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  76. метафизикаметафизика и Синонимы метагностикаАнтонимы диалектика...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  77. метафизикагреч.em то что идет после физики этот термин ввел издатель произведений Аристотеля Андроник Родосский в. до н. э. который так назвал следующую после физики группу его тр...Словарь античности
  78. метафизикадиалектикаСинонимы метагностикаАнтонимы диалектика...Словарь антонимов
  79. метафизикаМЕТАФИЗИКА раздел философии о сверхчувственных началах бытия Боге душе свободе воли постигаемых умозрительным путем....Словарь астрологических терминов
  80. метафизикаМЕТАФИЗИКА греч. от metata physika вещи в неестественных физических. Учение о понятиях отвлеченных которая не могут быть подвергнуты непосредственному опытному исследова...Словарь иностранных слов русского языка
  81. метафизикафилософское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. Термин восходит к названию данному Андроником Родосским I в. до н. э. сочинению Аристотеля об умо...Словарь исторических терминов
  82. метафизикаот греч. meta ta physika после физики т.е. после земной природы философское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. Термин восходит к названию данн...Словарь по истории психологии
  83. метафизикаотгреч. meta ta physika после физики философское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. Термин восходит к названию данному Андроником Родосским в...Словарь по педагогической психологии
  84. метафизикагреч. meta ta physika после физики выражение введенное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским предложившим его в качестве названия трактата Аристоте...Словарь постмодернизма
  85. метафизикаМЕТАФИЗИКА фfontс исика и ж.iСр.лат. metaphysika непоср. и через фр. mtaphysique нем. Metaphysik.Раздел философии содержащий учение о выходящих за пределы опыта неизве...Словарь русского языка XVIII в
  86. метафизикаметафизика сущ. колво синонимов метагностика философия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы метагностика Антонимы диалектика...Словарь синонимов II
  87. метафизикаантидиалектический способ мышления результат односторонности в познании когда вещи и явления рассматриваются как неизменные и независимые друг от друга отрицающий внутрен...Словарь-справочник по философии
  88. метафизикаот греч. после физики наука о сверхчувств. принципах и началах бытия. В марксизме понятие М. обозначает противоположный диалектике филос. метод отрицающий качеств. самора...Советский философский словарь
  89. метафизикаТрадиционно под М. понимается философское учение о предельных сверхопытных принципах и началах бытия. Термин идет от древнегреч. meta ta physica буквально после физики ег...Современная западная философия
  90. метафизикаМЕТАФИЗИКА от греческого meta ta physika после физики философское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. термин восходит к названию данному Андрони...Современная энциклопедия
  91. метафизикаМЕТАФИЗИКА от греч . meta ta physika после физики философское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия. Термин восходит к названию данному Андроником...Современный энциклопедический словарь
  92. метафизикафилософское учение о сверхчувственных недоступных опыту принципах бытия....Социология (в 3-х томах) - словарь по книге
  93. метафизикаот греч. то что следует после физического философский метод противоположный диалектике отрицающий качественное саморазвитие бытия философия предметом которой являются с...Тематический философский словарь
  94. метафизикаМЕТАФИЗИКА ж. с греч. наука ученье о мире невещественном о существеном духовном ученье о том что выше физики т. е. земной природы что не подлежит чувствам человека а одно...Толковый словарь живого великорусского языка
  95. метафизикаметафизика [...Толковый словарь иностранных слов
  96. метафизикаМЕТАФИЗИКА и ж. . Философское учение утверждающее неизменность разнавсегда данных и недоступных опыту начал мира. . Недиалектический способмышления рассмотрение явлений ...Толковый словарь Ожегова
  97. метафизикаМЕТАФИЗИКА метафизики мн. нет ж. от греч. meta ta physika букв. после физики книжн. . Мировоззрение и метод противоположные диалектике идеалистическое учение об абсолютны...Толковый словарь русского языка II
  98. метафизикаметафизика метафизика и ж. Философское учение утверждающее неизменность раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира. Недиалектический способ мышления рассмотрение ...Толковый словарь русского языка II
  99. метафизикаМЕТАФИЗИКА и ж. . Философское учение утверждающее неизменность раз навсегда данных и недоступных опыту начал мира. . Недиалектический способ мышления рассмотрение явлени...Толковый словарь русского языка
  100. метафизикаУдарение в слове метафизикаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове метафизика...Ударение и правописание
  101. метафизикаRzeczownik метафизика f metafizyka f...Универсальный русско-польский словарь
  102. метафизикато что за физикой . В первоначальном варианте первофилософия. Получила свое название от названия произведений Аристотеля главное из которых метафизика как знание о перв...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  103. метафизикакатегория философии имеющая два основных значения всеобщее синтетическиаприорное знание философия в этом смысле есть синоним рациональной или теоретической метафизики ф...Философия науки
  104. метафизикаот греч. после физики в широком смысле слова метафизический означает идеальную сторону предмета его смысл в переносном смысле обозначает само содержание первой философ...Философия науки и техники
  105. метафизикалат. metaphysica то что идет после физики. Под таким названием были объединены лекции и заметки Аристотеля по первой философии. В общем смысле это философское учение о ...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  106. метафизикаD MetaphysikE Metaphisica F Metaphysique Esp Metafisiсa Философское учение о началах основаниях сверхчувственных принципов бытия о противоположном диалектической гибкос...Философия, практическое руководство
  107. "метафизика"МЕТАФИЗИКА сочинение Аристотеля в кром изложено его учение о сущем или первая философия. dd Философская Энциклопедия. В х т. М. Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В...Философская энциклопедия
  108. метафизикаМЕТАФИЗИКА от греч. metaphysic то что после физики наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. В истории философии под М. чаще всего понимается подлинная филосо...Философская энциклопедия
  109. метафизикасочинение Аристотеля в кром изложено его учение о сущем или первая философия....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  110. метафизикаот греч. meta ta physika буквально означает после физики Такое название получили работы Аристотеля посвященные первой философии в отличие от физики или второй философии...Философские категории
  111. метафизикаот греч. meti ta physika то что за физическим название соч. Аристотеля в которых рассматривается то что познаваемо нами только после природы потому что лежит позади нее н...Философский энциклопедический словарь II
  112. метафизика. Термин М. возник в в. до н. э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает то что следует после физики. Сам Аристотель называл этот по ...Философский энциклопедический словарь
  113. метафизикаметафизика метафизики метафизики метафизик метафизике метафизикам метафизику метафизики метафизикой метафизикою метафизиками метафизике метафизиках Источник Полная акцент...Формы слова
  114. метафизикаМЕТАФИЗИКА от греч. Meta ta physika после физики противоположный диалектике философский метод отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречия тяготеющий к ...Экологический словарь
  115. метафизикаМетафизика или первая философияi philosophia prima умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия или о сущности мира. Слово M. произошло случайно. Когда...Энциклопедический словарь
  116. метафизикаМетафизика в НЛП система понятий о времени и пространстве как категориях особым образом выраженных в языке определенной национальной ментальности. Для каждого языка и на...Энциклопедический словарь PR и рекламы
  117. метафизикаили первая философияem philosophia prima умозрительное учение о первоначальных основах всякого бытия или о сущности мира. Слово M. произошло случайно. Когда ученики А...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  118. метафизикаМЕТАФИЗИКА греч. meta ta physika после физики выражение веденное в оборот александрийским библиотекарем Андроником Родосским предложившим его в качестве названия трактат...Энциклопедия История философии
  119. метафизикаМЕТАФИЗИКА собрание четырнадцати книг Аристотеля разнородного содержания традиционно располагавшихся после мета его Физики. По используемой лексике и общему содержанию э...Энциклопедия История философии
  120. метафизикаМЕТАФИЗИКАотдел философии занимающийся исследованием природы и структуры мира. Интересна история слова метафизика в древнем собрании работ Аристотеля совокупность его раб...Энциклопедия Кольера II
  121. метафизикаот греч. Meta ta physika после физики англ. metaphysics нем. Metaphysik. . Название философских сочинений Аристотеля помещенных после его трактата по физике. . Наука о ...Энциклопедия социологии
  122. метафизиканачиная с Дух. Реглам. см. Смирнов . Через польск. metafizyka из ср.лат. mеtарhуsiса....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  123. метафизикаметафизика метафизиканачиная с Дух. Реглам. см. Смирнов . Через польск. metafizyka из ср.лат. mеtарhуsiса....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)