Новейший философский словарь II

ЛАВРОВ

Петр Лаврович (1823-1900) - русский философ, социолог, публицист, идеолог народничества. Получил военное образование, преподавал в военных учебных заведениях. В 1868-1869 публикует "Исторические письма", ставшие "библией" радикальной молодежи. С 1870 за границей, издает газету "Вперед!", подготавливает обобщающие фило-софско-социологические труды. Как ученый и мыслитель стремился к интегральному философскому синтезу всего, доступного человеческому познанию. По своим взглядам был близок к левому гегельянству и особенно позитивизму; к идеям последнего пришел самостоятельно еще до знакомства с Кон-том. Позитивизм рассматривался Л. не столько как философия, сколько как научный метод решения задач социальной науки. Характерный для взглядов Л. примат этики (практической философии), сознания нравственного долга выразился в фундаментальной характеристике его мировоззрения - антропологизме: идее "цельного человека" как единственной реальности. С т.зр. антропологизма, невозможно познать сущность вещей и определить подлинную реальность, можно только гармонически объединить мир явлений, исходя из принципа скептицизма (критичности), не распространяющегося, однако, на область практической философии, где личность сознает себя свободной (хотя объективно, генетически это не так) и потому ответственной перед собой. Иными словами, антропологизм Л. оборачивается этическим имманентизмом: реально только то, в чем человеку дано действовать, т.е. история, движущей силой которой является мысль человека, открывающая простор для свободы. Тайна бытия сосредоточена в человеке, в его моральном сознании, а потому человек как неразделенное целое и является предметом философии, что делает неприемлемыми все традиционные философские школы (материализм, спиритуализм). Высший уровень философии - философия в жизни как единство нравственного идеала и действия. В этом пункте философия перерастает у Л. в социологию. Л. считается основоположником социологии на русской почве, первым русским социологом. Рассматривая социологию в качестве завершения системы наук (антропологии) и отличая ее от исторической науки (сосредоточенной на социальной динамике), Л. определяет ее как науку о солидарности, ее формах и эволюции. Солидарность есть общность привычек, интересов, аффектов или убеждений, совпадение личного интереса с интересом общественным. Нужно не только теоретически исследовать явления солидарности, но и решить практическую задачу ее осуществления, что приводит Л. к выводу о наличии в социологии особого субъективного метода, выражающегося в неизбежной оценке любого исследуемого социального явления с точки зрения определенного нравственного идеала. В этом выявляется этическая доминанта социологии Л., фактически выступившего предшественником неокантианского подхода к обществу. Не принимая органицистских трактовок общества (Спенсер, Маркс), Л., считая личность единственной и исходной социальной реальностью, не отрицает реальность общества, которое, являясь сверхличным бытием, не может быть, однако, внеличным. Личности противостоит не общество как таковое, а культура в качестве совокупности склонных к застою социальных форм. История есть процесс переработки культуры мыслью с целью создания социальных форм, способствующих развитию индивида. А поскольку сознание существует только в человеке и не все люди в силу разных причин могут достичь высокого уровня самосознания, то реальными субъектами истории являются "критически мыслящие личности", способные выработать в себе высший нравственный идеал. Анализируя социальную мотивацию, Л. определяет в качестве высшего мотива потребность в развитии, которая наиболее присуща именно критически мыслящим личностям. Очевиден, т.о., сугубый интеллектуализм Л. в понимании личности, к тому же он так и не смог найти выход из дуализма физической и этической детерминации индивида (особенно в поздних трудах, где Л. от рассуждений об идеальной личности обращается к анализу реального исторического процесса ее становления). Философия истории Л. представляет собой теорию прогресса. Исходя из того, что история есть в конечном счете история мысли, посредством которой культура перерабатывается в цивилизацию, Л. дает следующую итоговую "формулу прогресса": прогресс есть рост общественного сознания и сознания индивидов, насколько они не препятствуют развитию солидарности, и рост солидарности, насколько она не препятствует развитию сознания и опирается на него. Историческая эволюция выступает как смена (под воздействием критической мысли) форм солидарности вплоть до достижения сознательной солидарности, совпадающей с социалистическим переустройством общества. В политической проекции взгляды Л. характеризуются критикой революционного авантюризма. Другие сочинения Л.: "Очерки вопросов практической философии. I. Личность" (1860), "Три беседы о современном значении философии" (1861), "Опыт истории мысли. Т. 1. Вып. 1" (1875), "Очерк эволюции человеческой мысли" (1898), "Задачи понимания истории" (1898), "Важнейшие моменты в истории мысли" (1903), "Современное учение о нравственности и ее история" (1903-1904), "Этюды о западной литературе" (1923) и др. Т.Я. Миненков

  1. лавровЛавров Петр Лаврович один из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народническог...1000 биографий
  2. лавровПетр Алексеевич российский филологславист академикАН СССР академик РАН с . Труды по ранней истории славянскойписьменности истории славянских литератур славянскому язык...Большой энциклопедический словарь II
  3. лавровАлександр Иванович енис. рожд. ок. г ст. Соленоозерной есаул участник Первой Мировой войны и борьбы с большевиками в рядах казачьих частей на Колчаковском фронте в Сиби...Казачий словарь-справочник
  4. лавровЛАВРОВ Петр Лаврович социолог философ публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге был профессором математи...Литературная энциклопедия
  5. лавровПетр Лаврович [] социолог философ публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге был профессором математики в А...Литературная энциклопедия II
  6. лавровЛАВРОВ Петр Лаврович социолог философ публицист и критик. По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге был профессором математи...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  7. лавровкорень ЛАВР суффикс ОВ нулевое окончаниеОснова слова ЛАВРОВВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЛАВР ОВ Слово Лавров содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  8. лавровЛАВРОВ Петр Лаврович русский философ социолог публицист идеолог народничества. Получил военное образование преподавал в военных учебных заведениях. В публикует Историч...Новейший философский словарь
  9. лавровЛавров прзвище...Орфографічний словник української мови
  10. лавров.strong ЛАВРОВ Лев Николаевич учный в области энергетического машиностроения членкорреспондент РАН Герой Социалистического Труда . Труды по созданию энергетических уста...Русская энциклопедия
  11. лавровЛавров сотр. Р. Слова Псевдонимыi Проезжий Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С....Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  12. лавровНастоящее имя Каганu Михаил ЯковлевичИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. Спис. МОДП Исто...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  13. лавровЛАВЕРЫЧЕВ ЛАВРЕНЕВ ЛАВРЕНТЬЕВ ЛАВРЕНЧУК ЛАВРИКОВ ЛАВРИМОВ ЛАВРИН ЛАВРИНЕНКО ЛАВРИНЕНКОВ ЛАВРИНОВ ЛАВРИНЦЕВ ЛАВРИЩЕВ ЛАВРОВ ЛАВРОВСКИЙ ЛАВРОНОВ ЛАВРУХИН ЛАВРУШИН ЛАВРИК ЛА...Словарь фамилий
  14. лавровПетр Лаврович .VI. .I. теоретик рус. революц. народничества мелкобурж. социалист философ и социолог. Род. в семье псковского помещика. Окончил Петербургское артиллерийс...Советская историческая энциклопедия
  15. лавровЛАВРОВ Петр Лаврович российский философ социолог публицист один из идеологов революционного народничества. Участник общественного движения х гг. В в ссылке с в эми...Современная энциклопедия
  16. лавровЛАВРОВ Лев Николаевич российский ученый членкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с Герой Социалистического Труда . Труды по созданию энергетических установок ра...Современный энциклопедический словарь
  17. лавровЛАВРОВ Петр Лаврович российский философ социолог и публицист один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения х гг. В опубликовал Исто...Современный энциклопедический словарь
  18. лавровЛАВРОВ Александр Степанович русский металлург. Основные труды по строению стального слитка. Впервые применил для раскисления стали алюминий. Выдвинул идею подогрева стал...Современный энциклопедический словарь
  19. лавровЛАВРОВ Петр Алексеевич российский филологславист академик АН СССР академик РАН с . Труды по ранней истории славянской письменности истории славянских литератур славянск...Современный энциклопедический словарь
  20. лавровЛАВРОВ Кирилл Юрьевич р . российский актер народный артист СССР Герой Социалистического Труда . Сын Ю. С. Лаврова. С в Ленинградском Большом драматическом театре Нил ...Современный энциклопедический словарь
  21. лавровЛАВРОВ Юрий Сергеевич российский актер народный артист СССР . На сцене с . С в Киевском русском театре им. Леси Украинки. Снимался в кино....Современный энциклопедический словарь
  22. лавровЛАВРОВ Святослав Сергеевич р . российский ученый членкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с . Труды по механике автоматическому управлению вычислительной математ...Современный энциклопедический словарь
  23. лавровЛАВРОВ Птр Лаврович [ . с.em Мелехове Псковской губ.em . . Париж] рус.em философ и социолог публицист идеолог революц.em народничества. Участник демократич. движения х ...Философская энциклопедия