Новейший философский словарь II

КОГЕН

(Cohen) Герман (1842-1918) - немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: "Теория опыта Канта" (1885), "Обоснование Кантом этики" (1877), "Обоснование Кантом эстетики" (1889), "Логика чистого познания" (1902), "Этика чистой воли" (1904), "Эстетика чистого чувства" (1912) и др. К. начал свою преподавательскую деятельность в университете г. Халле (1865-1875), а с 1875 возглавил после смерти Ф, Ланге кафедру философии в Марбургском университете, где вокруг него сложилась группа последователей и единомышленников, составившая ядро марбургской школы неокантианства. Первые работы К. носили, гл. обр., вторичный, интерпретаторский характер, представляя собой попытки нового понимания трех кантовских критик. Разработку оригинальных взглядов и создание самостоятельной философской системы К. можно датировать 1902, когда вышел в свет его главный труд - "Логика чистого познания". В работах К, и его учеников разрабатывается учение, сознательно опирающееся на ряд идей и принципов кантианской гносеологии, которая, став однако лишь отправным пунктом для разработки новой системы взглядов, была подвергнута радикальному пересмотру. Прежде всего это касалось гносеологического дуализма "вещи в себе" и явления, кан-товской трактовки понятия "данности" и его представления об ощущении, как основе познания. Перестроив кантовское учение, К. создал чисто гносеологическую философию, которая не ищет для себя каких-либо предпосылок, существующих вне и независимо от познания. Т.обр., философия трансформировалась в логику чистого познания, ориентированную на поиски внутреннего систематического единства знания, понимаемого как самостоятельная и бесконечно саморазвивающаяся система, в границах которой и развертываются все отношения между частными содержаниями научных положений (включая и отношения между познанием и действительностью, субъектом и объектом). Превратив чистую мысль с ее априорными принципами в единственный источник познания (знания) и его первоначало (и по форме и по содержанию), К. пришел к выводу, что чистое мышление само строит свой предмет, который никогда ему не "дан" извне, а "задан" в виде неизвестного, "Икс", проблемы и т.п. Познавательный процесс приобретает, т. обр., характер серии актов категорического синтеза, протекающего по априорным законам самого мышления. В результате неопределенный предмет постепенно определяется, оставаясь однако всегда незавершенным и открытым для новых серий определений в последующих синтезах. Процесс построения предмета чистой мыслью, по К., это одновременно и построение самого мира (природы), как он построен наукой, ибо другой действительности кроме той, что существует в "напечатанных книгах", т.е. вне мысли, мы просто не знаем. Процесс познания (предмета) приобретает абсолютно проблематичный и, по сути, бесконечный характер - определений неопределенного, но определимого предмета. Из импульса, своего рода "икса", задания, способствующего развертыванию мышления, он постепенно переходит в статус кантовской "вещи в себе" - вечно недостижимой цели и регулятивной идеи познания. Превратив научное знание по сути в беспредпосы-лочную систему априорно-логических элементов и их связей, К. в то же время осознавал необходимость соотнесения этой системы с неким "безусловным", которое бы единственно было способно придать знанию характер всеобщности и необходимости. В роли такого "безусловного" не мог выступать факт науки, на который с самого начала была ориентирована логика чистого познания; сам К, неоднократно говорил о случайности и условности как факта, так и науки в целом. В поздних работах в роли такого "безусловного" все чаще начинает выступать понятие цели, морального блага и т.п. - нечто абсолютно "запредельное опыту"; то, что затем трансформируется у К. в метафизический принцип абсолюта (идею Блага почти на манер Платона). Место трансцендентальных основ познания займет теперь трансцендентная идея, место логики чистого познания - ранее отрицаемая метафизика. (См. также: Марбургская школа неокантианства). Т.Г. Румянцева

  1. когенCohen Герман немецкий философ основоположникмарбургской школы неокантианства. Стремясь преодолеть кантовский дуализмотказался от понимания вещи в себе как внешнего исто...Большой энциклопедический словарь II
  2. когенКОГЕНstrongCohen Герман немецкий философ основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы Теория опыта Канта Обоснование Кантом э...История философии II
  3. когенКОГЕН Cohen Герман немецкий философ основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы Теория опыта Канта Обоснование Кантом этики ...Новейший философский словарь
  4. когенкген...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  5. когенкоген сущ. колво синонимов жрец священнослужитель Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы жрец священнослужитель...Словарь синонимов II
  6. когенКОГЕН Cohen Герман немецкий философ основоположник марбургской школы неокантианства. Стремясь преодолеть кантовский дуализм отказался от понимания вещи в себе как внеш...Современная энциклопедия
  7. когенКОГЕН Cohen Герман немецкий философ основоположник марбургской школы неокантианства. Стремясь преодолеть кантовский дуализм отказался от понимания вещи в себе как внешне...Современный энциклопедический словарь
  8. когенКОГЕН Эрнст Юлиус нидерландский физикохимик иностранный членкорреспондент АН СССР иностранный членкорреспондент РАН с . Труды по полиморфным модификациям химических эле...Современный энциклопедический словарь
  9. когенCohen нм. флософ засновник марбурзько школи в неокантанств займався також сторю юдазму....Універсальний словник-енциклопедія
  10. когенКОГЕН Cohen Герман нем. философ глава и основной представитель марбургской школы неокантианства. Проф. унта Марбурга . К. попытался заново обосновать кантовский априори...Философская энциклопедия
  11. когендив. Коген Герман...Філософський енциклопедичний словник
  12. когенКОГЕН Cohen Герман немецкий философ основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы Теория опыта Канта Обоснование Кантом этики ...Энциклопедия История философии
  13. когенсм. Священники.Синонимы жрец священнослужитель...Энциклопедия иудаизма