Новейший философский словарь II

"ЖИЗНЕННЫЙ МИР"

0 (Lebenswelt) - одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля, сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к проблемам мировых связей сознания. Такое включение "мировой" исторической реальности в традиционалистскую феноменологию привело к выдвижению на первый план в позднем гуссерли-анстве темы "кризиса европейского человечества, науки и философии". Отвечая на вопрос о сущности и причинах этого кризиса, Гуссерль говорит о "заблуждениях" европейского одностороннего рационализма, запутавшегося в объективизме и натурализме и вытеснившего дух, человеческое, субъективное из сферы науки. Разрешить этот кризис призвана, по Гуссерлю, новая "наука о духе", которую он и называет наукой о Ж.М.. В ее рамках провозглашается зависимость научного познания от более значимого, высокого по достоинству способа "донаучного" или "вненаучного" сознания, состоящего из суммы "непосредственных очевидностей". Это сознание, а также вытекающая из него форма ориентации и поведения и была названа Гуссерлем "Ж.М.". Это - дофи-лософское, донаучное, первичное в гносеологическом смысле сознание, которое имеет место еще до сознательного принятия индивидом теоретической установки. Это - сфера "известного всем, непосредственно очевидного", "круг уверенно-стей", к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые приняты в человеческой жизни вне всех требований научного обоснования в качестве безусловно значимых и практически апробированных. Характерными чертами Ж.М. Гуссерль считал следующие: а) Ж.М. является основанием всех научных идеализации; б) Ж.М. - субъективен, т.е. дан человеку в образе и контексте практики, - в виде целей; в) Ж.М. - культурно-исторический мир, или, точнее, образ мира, каким он выступает в сознании различных человеческих общностей на определенных этапах исторического развития; г) Ж.М. - релятивен; д) Ж.М. - как проблемное поле не "тематизируется" ни естественной человеческой исследовательской установкой, ни установкой объективистской науки (вследствие чего наука и упускает из виду человека); е) Ж.М. - обладает априорными структурными характеристиками - инвариантами - на основе которых и возможно формирование научных абстракций и т.д., а также возможность выработки научной методологии. Именно в этом последнем свойстве Ж.М. Гуссерль отыскивает искомую основу для обоснования познания, "погрязшего" в объективистских ценностях. Эти инварианты - "пространство-временность", "каузальность", "вещность", "интерсубъективность" и т.д. - не сконструированы, а даны, по Гуссерлю, в любом опыте; в них фундирован любой конкретно-исторический опыт. Ж.М. и жизненные миры оказываются тождественными, и любое познание обретает поэтому прочный фундамент в конкретной человеческой жизнедеятельности. Т.обр., по Гуссерлю, достигается преодоление пороков объективизма. Такой многообещающий подход оказался, однако, крайне противоречивым, т.к. инварианты Ж.М. являются, по Гуссерлю, "конструктами" абстрагирующей теоретической деятельности, результатом редуцирования человечески-субъективной, смысловой стороны объектов среды как сферы значений, конституированных только трансцендентальной субъективностью. Универсальные категории Ж.М. возникают, т.обр., только в результате отвлечения от всего конкретно-индивидуального, субъективного, что в конечном счете приводит к утрате того же человеческого смысла, что и в односторонне рационалистическом, объективистском естествознании. Выходит, конкретно-исторический Ж.М. не может быть универсальным фундаментом наук, а последний в свою очередь не может быть конкретно-историческим. Жизненность, конкретность, субъективность так или иначе остаются по ту сторону научности. Несмотря на осознание этого противоречия последователями Гуссерля, тема "науки о духе" как онтологии Ж.М. становится в 20 в. самой популярной в феноменологии и экзистенциализме. Значение учения Гуссерля о Ж.М. определяется тем, что в нем была затронута важная проблема взаимодействия науки и социально-исторической практики человечества; в структуре последней наука и научное познание выступают в роли только одной из ее сфер и потому не являются "самодостаточными самоданностями". Скорее, они во многом определяются другими областями человеческого познания и практики, что предполагает исследование социальной сути научного познания и общественно-исторических функций науки как социального феномена. Учение Гуссерля о Ж.М. и обозначило весь круг данной проблематики, явившись своеобразным феноменологическим вариантом их анализа и решения. Суть феноменологического подхода заключается здесь в том, что этот анализ был осуществлен Гуссерлем сквозь призму первоначальных "данностей" трансцендентального сознания, априорных по отношению к теоретическим систематизациям. Т.Г. Румянцева

  1. жизненный мирпонятие философии позднего Гуссерля обозначающее интерсубъективную сферу первоначальных очевидностей априорных по отношению к логическим схемам....Аналитическая философия
  2. жизненный мирlifeworld Lebenswelt естественное отношение которое содержится в повседневных понятиях о действительности и предполагает не только природный опыт. но также социальный ми...Большой толковый социологический словарь
  3. жизненный мирнем. Lebenswelt понятие в ряде концепций познания в русле филос. феноменологии и герменевтики. Впервые было актуализировано в понимающей психологии В.Дильтея считавшего ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  4. жизненный мирLebenswelt одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологического метода за с...История философии
  5. жизненный мирЖИЗНЕННЫЙ МИРstrongLebenswelt одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменолог...История философии II
  6. жизненный мирпонятие используется для обозначения мира повседневности таким каким он представляется обычным людям. В феноменологической традиции жизненный мир является основным объект...Качественные методы - введение в гуманистическую социологию
  7. жизненный мирпонятие в поздней феноменологии Э. Гуссерля фиксирующее значимый для человека мир первоначальных допредикативных истин очевидностей конституируемых в деятельности трансце...Новая философская энциклопедия
  8. жизненный мирЖИЗНЕННЫЙ МИР Lebenswelt одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологическ...Новейший философский словарь
  9. жизненный миртршлк лем...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  10. жизненный мирнем. Lebenswelt особая тема и понятие позднего Гуссерля особенно в его кн. Формальная и трансцендентальная логика и Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменол...Современная западная философия
  11. жизненный мирLIFEWORLD Это понятие используется для обозначения мира повседневности в том виде в каком он представлен в опыте обычных людей мужчин и женщин. Для феноменологической соц...Социологический словарь
  12. жизненный мирценностная основа всех идеальных образований человеческой психики. Введено в философию основателем феноменологии Э. Гуссерлем как понятие которое характеризует дотеоретич...Тематический философский словарь
  13. жизненный мирнем. Lebenswelt сфера непосредственноочевидного мир повседневной жизни. Жизненный мир как полагает Гуссерль является результатом конституирующей деятельности трансценден...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  14. жизненный мирпонятие введенное Э.Гуссерлем и означающее мир человеческого опыта первоначальных очевидностей основа объективных наук....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  15. жизненный мирЖИЗНЕННЫЙ МИР нем. Lebenswelt одно из основных понятий феноменологии позднего Э. Гуссерля введенное им в работе Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменологи...Философская энциклопедия
  16. жизненный мирпонятие философии Э. Гуссерля заимствованное социологией феноменологического направления в лице А. Шютца. В исходном философском контексте Ж.М. определялся как действител...Философский глоссарий
  17. жизненный мирЖИЗНЕННЫЙ МИР Lebenswelt одно из центральных понятий поздней феноменологии Гуссерля сформулированное им в результате преодоления узкого горизонта строго феноменологическ...Энциклопедия История философии
  18. жизненный мирЖИЗНЕННЫЙ МИР термин введенный основоположником феноменологии Гуссерлем пытавшимся переосмыслить существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеор. опыта. Ж.м. м...Энциклопедия культурологии
  19. жизненный мирЖИЗНЕННЫЙ МИР термин введенный основоположником феноменологии Гуссерлем пытавшимся переосмыслить существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеор. опыта. Ж.м. ...Энциклопедия Культурология XX век
  20. жизненный мирангл. lifeworld нем. Lebenswelt. . В феноменологии Э. Гуссерля мир непосредственной практической жизнедеятельности донаучных значений предшествующий объективирующей науч...Энциклопедия социологии