Новая философская энциклопедия

DIFFERANCE

французский неографизм, введенный Деррида для преодоления фундаментальных принципов метафизики присутствия, тождества, логоса и т. д. Слово D. образуется субстантивированием корня differe. На слух разница двух терминов *difference* и *diferance* не воспринимается, в результате чего моделируется некая конфигурация понятий, не обязательно производных от differer. Деррида различает четыре значения этого термина. Во-первых, D. в соответствии с этимологией латинского слова differre означает движение, *которое заключается в задержке посредством замедления, делегирования, отсрочки выводов, отклонения, откладывания, возвращения*. Причем, в этом первом смысле D. как задерживает, замедляет присутствие, так и выступает условием его возможности Во-вторых, D. означает то, что производит различие вещи, т. е. в смысле *различать*, *отличать*. *...То, что различает, есть общий корень всех оппозиционных понятий, которые маркируют наш язык*. Связывая в одном означающем два смысла, D. предполагает более первоначальное пространственновременное движение, обусловливающее одновременно ниспровержение и закрепление традиционных ориентиров метафизической традиции логоса, бытия как присутствия. Исходное для Деррида заключается в том, что не может быть ни каких-то фундаментальных принципов, ни понятий, которые бы не производились D. Что-то существует постольку, поскольку оно отличается от другого или допускается этим другим. Для наглядного представления исследуем природу элементов в какой-нибудь структуре Каждый элемент структуры, например числового ряда, существует постольку, поскольку отсылается к другим элементам. Число *2* существует постольку, поскольку оно отсылается, допускается числом *З* и другими числами в структуре, которые собственным *торможением* допускают появление числа *2*. Т. о., операция D. более первична, чем присутствие любого элемента в структуре. Самотождественность элемента есть результат его различия от других элементов, несамотождественных вне игры дифференциальных отношений. *Differance это то, благодаря чему движение означивания оказывается возможным лишь тогда, когда каждый элемент, именуемый *наличным* и являющийся на сцене настоящего, соотносится с чем-то иным, нежели он сам хранит в себе отголосок, порожденный звучанием прошлого элемента, и в то же время разрушается вибрацией собственного отношения к будущему элементу; этот след в равной мере относится и к так называемому будущему, к к так называемому прошлому, он образует так называемое настоящее и силу самого отношения к тому, чем он сам не является* (Деррида). D. далее понимается Деррида как производство различий, диакритичности Оно является также условием возможности для всякой сигнификации и любой структуры. Оппозиция *структуры* и *генезиса* является *эффектом differance* Речь идет о производстве системы различий прежде любого рода внутрисемиотических и внутрилингвистических оппозиций. И последнее, D. понимается как онтико-онтологическое различие. Но Деррида оговаривается: *Differance... могло бы предварительно именовать это развертывание различия, в особенности, но не только или в первую очередь, онтикоонтологического различия*. С одной стороны, Деррида сохраняет хайдеггеровский смысл изначальности онтико-онтологического различия, а с другой стороны, преодолевает его в силу принадлежности к метафизике. Онтико-онтологическое различие как предельная детерминация различия, согласно Деррида, охвачена метафизикой, поскольку как различие оно предшествует бытию, и в то же время у Хайдеггера ничто не предшествует бытию· бытие *абсолютное означаемое* *...Мы должны были бы стать открытыми differance, которое больше не определяется, на языке Запада, как различие между бытием и сущим*. D. как более изначальное различие предшествует онтико-онтологическому различию как различие вообще. То есть, онтико-онтологическое различие зависит от самой возможности формы различия. Поскольку бытие, в соответствии с историей метафизики, всегда мыслилось как присутствие, D. в смысле возможности формы различия выступает также как условие возможности бытия. Т. о описываемое и понимаемое D это уже и не логическое различие, т. е. противоречие, разрешаемое по правилам диалектической логики. D. не позволяет гетерогенности различия достичь противоречия Отношение между различием и противоречием сохраняется как отношение без отношения: противоречие сохраняется, не будучи им. Противоречие не разрешается в имманентности понятия, снимающего собственную негативность. В этом смысле D. находится по ту сторону диалектической логики, а также процесса Aufhebung, в соответствии с которыми различие понимается исключительно в терминах негативности. *Я пытался развести Differance... от гегелевского различия, и сделал это именно в той точке, где Гегель в большой Логике определяет различие как противоречие, только лишь для того, чтобы разрешить его, интериоризовать его . в самоприсутствии онто-теологического или онто-телеологического синтеза. Differance (в точке почти абсолютной близости к Гегелю.. ) обозначает точку, в которой разрывает с системой Aufhebung и со спекулятивной диалектикой* (Деррида). Т ? Керимов

  1. différancediffrance translationTerm introduced by Derrida combining the French for difference and deferral. It is used to suggest both the Saussurean emphasis on meaning as the fun...Philosophy dictionary
  2. differanceпонятие философии постмодернизма являющее собой общий корень всех оппозиционных понятий которые маркируют наш язык Деррида. В качестве единого означающего для любых высту...История философии
  3. differanceDIFFERANCEstrongпонятие философии постмодернизма являющее собой общий корень всех оппозиционных понятий которые маркируют наш язык Деррида. В качестве единого означающего...История философии II
  4. differanceDIFFERANCE понятие философии постмодернизма являющее собой общий корень всех оппозиционных понятий которые маркируют наш язык Деррида. В качестве единого означающего для...Энциклопедия История философии