Новая философская энциклопедия

ХРИСТОЛОГИЯ

традиционный раздел богословских и религиозно-философских, мистических учений в христианской культурной традиции. X. выступает связующим элементом между догматически-вероучительными основаниями и философско-метафизическими построениями. Ее значимость на уровне системно-методологических параметров определяется тем, что процесс догматизации первоначального христианского вероучения приводит к универсализации специфических теолого-вероучительных формул и к их предельной абстрактности. Возникает ситуация разрыва между фундаментальными постулатами христианства и потребностями культурного осмысления изменяющейся социально-исторической практики. Возникает характерная потребность в разработке специальных методологических и категориально-логических конструктов, способствующих трансформации универсальных формул, сообщению им эвристической мобильности, возможности схватывания многообразия и изменчивости культурно-человеческой реальности. С другой стороны, эти же конструкты должны быть инструментами *возведения* конкретного эмпирического и культурно-теоретического опыта до уровня универсальных формул и символов теософии как высшего рода мистического знания (см. *Теософия*). X. наряду с другими специфическими концепциями теолого-философского знания (например, софиология, экклезиология) разрабатывается именно в таком качестве. С т. зр. самой догматики ценность X. обосновывается центральным местом Христа как личности и как символического образа в христианской культуре. Кроме того, воплощение Христа, его земная жизнь и смерть рассматриваются в качестве центрального события мировой истории. Основанием христологических построений служит учение о троичной природе Бога: Бог-Отец олицетворяет космически-универсальное начало, творящее и вседержащее; Христос личностное начало всеединства, конкретность и телесность универсального; Св. Дух мистический синтез, завершенность и раскрытие, свершение и полнота начал. В свойственном мистической философии символическом способе осмысления действительности эти аспекты троичного абсолюта имеют большое значение. Так, последовательность исторических эпох традиционно передается через последовательность воплощения Ликов Троицы в земной истории (Иоахим Флорский, Майстер Экхарт, Якоб Беме, Вл. Соловьев, И. А. Бердяев, ?. ?. Тареев и др.). Фактически критерием выделения исторических эпох в этой историософской схематике является принцип взаимоотношений человека и Бога: эпоха Отца характеризуется как *языческий натурализм*, слепое подчинение божественному закону; эпоха Сына есть время осознания и религиозно-культурного раскрытия единства человеческого и божественного; эпоха Духа завершение этого единства не только на уровне личностного постижения, но и на уровне всечеловеческого бытия (становление *мистической церкви* и Богочеловечества). Если момент пришествия Христа рассматривается как собственно начало мировой истории, то ее центром оказывается личность. В данном контексте личностное начало осмысливается на различных уровнях: как онтологический центр мироздания (поскольку личность есть нераздельное единство божественного и человеческого и в этом смысле матрица совершенного строя космического бытия), как субъект совершенного познания (поскольку личность есть аспект становящегося социально-индивидуального организма церкви, соборный разум которого есть основа цельного знания), как трансцендентно-имманентный смысл мирового процесса (личностное начало предосуществлено в *недрах абсолютного*, воплощено в Христе и претворяется в истории всечеловеческого обожения). Кроме того, личностное начало мыслится особым образом социальности: личность как подобие абсолютного в традиционной X. выступает как сверхиндивидное начало, и действительное единство личностного лежит в первичном социально-соборном единстве человечества. Т. о., Христос как символ новой (и длящейся) эпохи мировой истории дает ее стратегический, смыслообразующий мотив раскрытие человеческого в осуществлении личностного начала, являющегося средоточием конкретного всеединства. Хотя реализация этого начала в эпоху Сына не может быть полной, завершенной: личность реализуется здесь не онтологически, а лишь в установлении особого типа культуры, типа духовности. Социальные и антропологические аспекты личностного начала недоступны еще христианской культуре, оставаясь на уровне *языческого натурализма*. Полноценное завершение мыслится возможным лишь в эпоху Духа, когда наступает *конец истории* как истории собственно человеческого и начало реального Богочеловечества. Социально-антропологические мотивы X. двойственны: с одной стороны, совершенное единство личности, эталоном которого является образ Христа, дается как провиденциальный смысл исторического процесса, как его метаисторический момент; с другой стороны, человек изначально оценивается с позиции *двойства природ* в нем. В наличной истории их единство возможно лишь в идеальной, спиритуалистической форме. Следовательно, проблематика истории рассматривается как процесс возвышения ее социально-реальных составляющих до уровня духовности, образованного христианскими принципами индивидуальной и общественной жизни. Хотя собственно социальные параметры человеческого бытия оцениваются лишь в качестве необходимого средства воплощения метаисторического всеединства (здесь сказывается раннехристианский принцип предпочтения Царства Духа перед царством Кесаря). Двойственность социально-антропологических построений традиционной X. приводит к опыту придания символически-образным построениям характера теоретических оснований историософии. Это происходит в русской традиции всеединства XIX XX вв. В качестве основного теоретического компонента такого рода теории, сочетающей рационализм и мистическое миросозерцание, выступает софия как принцип противоречивого становящегося конкретного всеединства. В софийной схематике исторического процесса образ Христа приобретает одновременно универсальные характеристики мирового закона и личностные характеристики свободы. Тем не менее христологические построения философов всеединства остаются практически в той же мере мифо-схематическими, что и в средневековой X. Но само по себе введение X. в мистико-интуитивистские концепции всеединства преследует основную цель преодоление *антрополатрии* (Н. А. Бердяев), субъективистского антропоцентризма классической гуманистической культуры. Основной принцип X. *о человеке ничего нельзя сказать вне его связи с Богом*, а самым реальным и самым мистическим актом такой связи, с т. зр. христианского вероучения, является акт воплощения Христа в человеческом теле, реализация в индивидуальном масштабе Богочеловеческого единства. Поскольку это событие *указывает путь* всечеловеческого исторического становления и, одновременно, является манифестацией сверхразумности божественного строя космоса, историософия в христологических мотивах приобретает трагический смысл: предзаданность Богочеловеческого исхода истории совмещена с проблемой божественной благодати как внерационального фактора социально-исторического процесса. Тем самым ставится под сомнение традиционная прогрессивистская парадигма исторического мышления (особенно ярко у С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева). X. в современной философской культуре представлена в двух основных вариантах: религиозный персонализм (см. *Персонализм*) и *диалектическая теология* (К. Барт, Р. Бультман, Э. Бруннер, Р. Нибур, П. Тиллих). Основные принципы *диалектической теологии* восстановление евангельского понимания взаимоотношений Бога и человека через индивидуально-внутреннюю связь, через экзистенциально-личностные глубины *я*. При этом утверждается персональная ответственность человека за последствия его социально значимых действий (поскольку в своем социальном бытии человек имеет дело не с божественными, но с человеческими установлениями). И лишь в этой. мере *светская* социальная наука имеет компетенцию познания человека как центральной проблемы культуры и общества. Собственно антропологические же аспекты могут быть постигнуты лишь в том синтетическом знании, которое представлено диалектической теологией в ее пограничности с философским экзистенциализмом, герменевтическими и психологическими теориями. Диалектическая теология в своем понимании X. стоит на принцип разделения сущностной стороны человеческого бытия и его внешних параметров (социально-политических, моральных, правовых, экономических и др.). Т. о., сущность личности оказывается континуальным диалогом с Богом. Именно поэтому фигура Христа есть ближайший предмет подлинной антропологии: экзегеза евангельского мифа у К. Барта обосновывает разведение сущности и существования, поскольку именно нисхождение божественного в человеческое наполняет его неким трансцендирующим содержанием, в свете которого повседневная жизнь и социально-историческая вовлеченность человека обретают глубинный, нерационализуемый в *нормальной социализированной культуре* смысл. Христологическая культурология П. Тиллиха оказала большое влияние на современный протестантский модернизм *теологию смерти Бога* и др. По его мысли (традиционной для X.), акт воплощения Слова Божьего есть не только акт воссоединения сущности и существования человека, но и момент осуществления полноты религиозного статуса культуры (исходя из традиционного определения Христа как Логоса). Далее исторически происходит отчуждение религии и культуры, хотя последняя и сохраняет в усеченной форме измерение и сознание Безусловного. Сущностное единство религии и культуры в том, что *религия есть субстанция культуры, а культура форма религии*. В реальной истории либо религия подчиняет культуру (*гетерономия*), либо наоборот (*автономия*). Напряжение истории существует благодаря тому, что и религия, и культура стремятся к плодотворному синтезу и постоянно разрушают его (сам идеальный тип синтеза, или теономия, в земной истории нереализуем, но присутствует как ее подлинный смысл). Одним из возможных вариантов теономного типа синтеза является антропология как X., в рамках которой дается учение о *кайрос* (открытие Бога как бытия человеку). Особенное значение придается X. в *теологии смерти Бога* (Д. Бонхеффер и др.). Утверждая *слабость* Бога-Христа, принявшего смерть в миру, Бонхеффер утверждает, что его постоянное *умирание в миру* есть единственный способ остаться с человеком. Активная социальная, гражданская позиция последнего есть реальный способ связи с подлинной сущностью мира; со своей стороны церковь должна прекратить чисто спиритуалистическое *участие* в делах мира и действительно выйти в социально-личностное взаимодействие. Фактически, теологические и символические аспекты X. здесь уступают место общему движению *сакрального* в *профанное*. Е. В. Гутов

  1. христологияРаздел христианского богословия рассматривающий личность Иисуса Христа в частности вопрос о взаимоотношениях Его человеческой и Божественной природы. За исключением несог...Глоссарий богословских и исторических терминов
  2. христологияНачальная форма Христология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  3. христологияхристология христология и...Орфографический словарь
  4. христологияОрфографическая запись слова христология Ударение в слове христология Деление слова на слоги перенос слова христология Фонетическая транскрипция слова христология [хрста...Полный фонетический разбор слов
  5. христологияхристология и...Русский орфографический словарь
  6. христологияхристология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  7. христологияхристология...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  8. христологияХРИСТОЛОГИЯ греч. от Christos Христос и logos слово. Учение о Христе как о мессии о его предназначении и земных подвигах. Словарь иностранных слов вошедших в состав рус...Словарь иностранных слов русского языка
  9. христологияхристология сущ. колво синонимов богословие Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  10. христологияУдарение в слове христологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове христология...Ударение и правописание
  11. христологияХРИСТОЛОГИЯ ХРИСТОЛОГИЯ от греч. Христос и учение учение о Христе богословское истолкование личности и жизни евангельского Иисуса из Назарета. В истории христианской...Философская энциклопедия
  12. христологияТягло Трос Трог Трио Трилогия Тося Торс Торос Тори Торг Тор Тоо Тол Того Тихо Тис Тирс Тир Тигр Схолия Стяг Строго Стрия Стр Стоя Столяр Стол Стог Стихология Стихия Стих ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  13. христологияХристология см. Христос....Энциклопедический словарь
  14. христологиясм. Христос....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона