Новая философская энциклопедия

РИТОРИКА

(греч.: ????? оратор) первоначально: теория красноречия, наука о правилах и приемах убеждения. Традиционно считается, что Р. была *изобретена* Кораксом из Сиракуз, который первым стал преподавать красноречие ок. 476 г. до н. э., и *ввезена* в Грецию учеником его ученика Горгием Леонтинским, прибывшим в Афины ок. 427 г. до н. э. Вес красноречия в политической жизни греческих государств V в. до н. э. был исключительно высок, поэтому неудивительно широкое распространение школ красноречия, учителями в которых были т. н. софисты. Хотя на протяжении всей истории античного общества софистика и Р. были тесно связаны, они противостоят друг другу в понимании коммуникации как цели языка: если софистика вообще не считает коммуникацию целью речи, то Р. представляет собой технику достижения успеха в коммуникации. Однако именно тесная связь с софистикой сделала Р. мишенью философской критики Платона, который не склонен был отличать софистику от Р. Называя Р. *сноровкой*, *угодничеством низменным страстям*, Платон стремился обосновать теорию красноречия диалектикой (логикой). Набросок теории красноречия, основывающейся на диалектической логике, дан в *Федре*, где ораторам предлагается, во-первых, *возводить к единой идее то, что повсюду разрознено, чтобы, давая определение каждому сделать явным предмет поучения*, и, во-вторых, *разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них*. Чрезмерная абстрактность этого наброска принудила Аристотеля, развившего и систематизировавшего логическую теорию красноречия, значительно смягчить отношение к Р., с тем чтобы проложить путь от логических оснований к практическому красноречию. Трактат Аристотеля *Риторика* открывается утверждением соответствия между диалектикой (логикой) и Р. в том, что касается средств доказательства: как в диалектике есть наведение (индукция), силлогизм и кажущийся силлогизм, так и в Р. есть пример, энтимема и кажущаяся энтимема. Подобно тому, как пример сходен с индукцией, энтимема сходна с силлогизмом, она представляет собой вывод не из необходимых (как силлогизм), но из вероятных положений. В отличие от Платона, Аристотель стремится разделить Р. и софистику и проводит с этой целью исследование отношений, связывающих Р. с диалектикой и политикой. С т. зр. Аристотеля, Р. является одновременно отраслью науки о нравах (политики) и диалектики. По мнению Аристотеля, Р. можно определить как способность к доказыванию, *способность находить возможные способы убеждения относительно данного предмета*. Подобно диалектике, Р. остается методологией, наукой о способах доказательства, но не сводится к доказательству того или иного тезиса. Подразделяя все речи на совещательные, хвалебные и судебные, Аристотель посвящает значительную часть своей *Риторики* (кн.1, 3 15) перечислению общих положений, на основании которых должны строиться речи каждого вида. Т. о., как в аспекте формы, так и в аспекте содержания Р., как ее понимает Аристотель, тесно связана с философией, что и отличает ее от софистики, якобы не основывающейся на сколько-нибудь последовательной философской теории. В то же время Аристотель рассматривал Р. только как теорию устного красноречия, противопоставляя ее в трактате *Поэтика* теории литературы. Если целью красноречия является убеждение, то целью литературы подражание, литература изображает события, которые *должны быть явны и без поучения*, тогда как красноречие представляет содержащиеся в речи мысли *через говорящего и по ходу его речи*. Риторическая теория Аристотеля отличается двумя основными чертами: 1) это философская Р., Р. как вероятностная логика, используемая политическими ораторами; 2) это Р. устной речи, радикально отличающаяся от теории литературы. По смерти Аристотеля его риторическая теория была развита Феофрастом, Деметрием Фалерским и др. перипатетиками; вместе с речами выдающихся афинских ораторов IV в. до н. э. Исократа и Демосфена она стала образцом для многочисленных риторических теорий эпохи эллинизма. Время эллинистических монархий не способствовало развитию политического красноречия, тем интенсивнее развивались школьные исследования Р. В эллинистических теориях Р. находят развитие идеи Аристотеля о членении речи; согласно этим теориям, подготовка речи делится на пять частей: 1) нахождение (инвенция), или обнаружение доказательств, сводится к выделению предмета обсуждения и установлению тех общих мест, опираясь на которые следует строить доказательство; 2) расположение (диспозиция), или установление правильного порядка доказательства, сводится к разделению речи на предисловие, рассказ (изложение обстоятельств), доказательство (подразделяющееся, в свою очередь, на определение темы, собственно доказательство своих доводов, опровержение доводов противников и отступление), заключение; 3) словесное выражение (элокуция), или поиски языка, подходящего для найденного предмета речи и доказательств, заключается в отборе слов, их сочетании, Применении фигур слова и мысли, с тем чтобы достичь четырех качеств речи: правильности, ясности, уместности, пышности (стоики добавляли к ним также и краткость); 4) запоминание заключается в использовании мнемотехнических средств, с тем чтобы твердо удерживать в памяти предмет речи и подобранные доказательства; 5) произнесение представляет собой управление голосом и жестами во время речи, с тем чтобы оратор соответствовал своим поведением достоинству предмета речи. Разные части теории членения речи были развиты неравномерно: в античных риториках наибольшее внимание уделялось инвенции, несколько меньшее диспозиции и элокуции, причем роль последней становилась все более и более важной от трактата к трактату Временный разрыв между Р. и социально-политической жизнью античных государств был преодолен, когда Р. стала развиваться в Римской республике, т. е. в государстве, в котором во 11-1 вв. до н. э. возрастало значение политического красноречия. Теоретическим обобщением римского красноречия стали анонимный трактат *К Гереннию*, работы Марка Туллия Цицерона и Марка Фабия Квинтилиана. Трактат *К Гереннию* представляет собой древнеримский учебник Р., замечательный своей систематичностью, известный также и тем, что в нем дана одна из первых классификаций риторических фигур. Помимо 19 фигур мысли и 35 фигур речи, автор выделяет еще 10 дополнительных фигур речи, в которых язык используется необычным образом (слова употребляются в переносном смысле, имеет место семантическое отклонение) и которые позднее будут названы тропами (?????? поворот). К этому трактату восходит проблема отличия тропа от фигуры, столь значимая для последующего развития Р. Р. Цицерона, напротив, примыкает к перипатетической традиции. Хотя в диалоге *Об ораторе* Цицерон и выделяет 49 фигур мысли и 37 фигур речи, но делает это достаточно небрежно, поскольку его занимают совсем другие вопросы. Его, как и Аристотеля, интересует метафора, которая кажется ему прообразом всякого украшения речи, заключенного в отдельном слове, почему Цицерон считает метонимию, синекдоху, катахрезу разновидностями метафоры, а аллегорию вереницей развернутых метафор. Но более всего его вновь, так же как и Аристотеля, интересуют философские основания красноречия, которые Цицерон описывает, в общем следуя учению о членении речи. Особый трактат Цицерон посвятил нахождению (инвенции). Его Р. (впрочем, как и Р. трактата *К Гереннию*) зачастую характеризуют как попытку сочетать эллинистическое учение о нахождении с родившимся в римском судебном красноречии учении о статусах. Статусы позволяют точнее определить предмет речи, в судебной речи сущность того вопроса, по поводу которого затеяны судебные прения. Р. трактата *К Гереннию* выделяла три статуса: установления (*кто сделал?*), определения (*что сделал?*), законности (*как сделал?*); последний статус Цицерон разделял еще на три: расхождения, двусмысленности, противоречия. Подчеркнутое внимание к предмету речи не случайно; Цицерон считал разбор общего вопроса (тезис) и развертывание заданной тезисом темы (амплификация) главными средствами убеждения. Тем самым вновь подчеркивалась ориентация Р. на философскую логику, причем авторитет Цицерона-оратора подкреплял правильность такой ориентации. Если Р. Аристотеля была образцом для риторических трактатов эпохи эллинизма и для Цицерона, то Р. Цицерона стала образцом для риторических трактатов Римской империи и для риторик средних веков. Обращая как теоретические взгляды, так и ораторскую практику Цицерона в образец, Квинтилиан создал программу преподавания Р., изложенную в трактате *О воспитании оратора*. Согласно этой программе, Р. искусство говорить красиво изучалась после грамматики, искусства говорить и писать правильно. Тем самым, Р. оказывалась вне области грамматического контроля. Однако Квинтилиану же принадлежит классификация видов отклонения (от грамматической нормы), которая по сей день используется в Р. Квинтилиан выделял четыре вида отклонения: 1) добавление; 2) сокращение; 3) добавление с сокращением, замена одного элемента на тождественный ему; 4) перестановка, замена одного элемента на нетождественный ему. Осознание того, что украшения речи нарушают правила грамматики, что в основании любого украшения речи лежит отклонение от этих правил, вынуждало пересмотреть вопрос о соотношении грамматики и Р. Творчество Квинтилиана открывало эпоху т. н. *второй софистики* (ок. 50 400 гг. н. э.). Знаменитый трактат Элия Доната, названный по своему первому слову *Варваризмы* (ок. 350 г.), завершал эту эпоху и вместе с ней всю историю античной Р. Донат, следуя Квинтилиану, определяет сущность Р. через отклонения, вводя понятие *метаплазм*, под которым подразумевается минимальное отклонение, искажение значения слова с целью метрического украшения в поэзии. Донат различает прозу и поэзию (здесь: обыденную речь и литературу); оправданные в последней риторические украшения обращаются в первой в ошибки, метаплазмы превращаются в варваризмы. 17 фигур речи и 13 основных тропов являются усложнениями метаплазм, а потому любой риторический прием, если он применен в обыденной речи, связан с нарушением грамматических правил. Трактат Доната это первое зафиксированное вторжение грамматики в область, прежде безраздельно принадлежавшую Р., что означает разрыв с античной традицией и начало средневековой Р. Сведенные Марцианом Капеллой (V в. н. э.) в тривиум грамматика. Р., логика (диалектика) оказываются в заведомо неравных условиях. Способные к отвлечению от конкретного языка логика и грамматика образуют противопоставленное Р. единство, применяющее к Р. не приложимые к ней критерии, вследствие чего область Р. постоянно уменьшается. Уже в трактатах Аниция Манлия Северина Боэция и Исидора Севильского ставится не проблема взаимных отношений логики и Р., но проблема отношения грамматики к Р., проблема отличия разных искусств речи друг от друга. Грамматика в средние века превращается из описывающей в поучающую, грамматика такого рода близка к логике и противоположна Р., вследствие чего содержание риторических трактатов меняется: риторы средних веков переходят от исследования инвенции и диспозиции к исследованию элокуции и, в первую очередь, вопроса о классификации тропов и фигур. Три основных направления, в которых развивается средневековая Р., это Р. проповеди, Р. написания писем и Р. стихосложения. Представление о Р. как об искусстве устного красноречия постепенно заменяется теорией литературной Р. Р. проповеди, близкая классической античной Р., исследовала соотношение таких необходимых частей проповеди, как Св. Писание, примеры, библиографические справочники, сборники проповедей и искусство самого проповедника. Р. написания писем была сравнительно высоко развита только в Италии и только в XI XIV вв.; здесь и именно в это время появляются известнейшие письмовники Альберика из Монте-Кассино (1087 г.) и Лаврентия Аквилейского (1300 г.). Зато Р. стихосложения была сравнительно широко распространена. Она представляла собой, по сути дела, новый раздел Р. Р. письменного текста; в античности такое понимание Р. не было принято, впрочем, и история литературной теории в античности сводится к нескольким блестящим эпизодам (*Поэтика* Аристотеля, *Наука поэзии* Горация и т. д.), не образуя традиции. Тем более замечательно появление риторических трактатов, в которых классификация риторических приемов основывалась на материале стихосложения; отчасти распространение подобных трактатов объясняется тем, что в них область Р. ограничивается поэзией (литературой), тогда как попытки выйти за пределы этой области пресекаются грамматикой. Вершиной развития Р. стихосложения в средние века становятся трактаты *Doctrinale* Александра из Вилдье и *Грецизмы* Эврарда Бетюньского; в них были представлены разные системы метаплазмов, схем (фигур), тропов и *цветов Р.*, применяемых поэтами. Средневековая Р. опиралась на латинскую Р., известнейшими авторами были Донат и Цицерон (которому приписывался и трактат *К Гереннию*), в XII в. был вновь открыт Аристотель, а в XV в. Квинтилиан, но сущность средневековой Р. от этого мало изменилась. Ограничиваемая логикой и грамматикой литературная Р., появившаяся в средние века, получила дальнейшее развитие в эпоху Возрождения и в новое время. Несмотря на то, что декламация, популярная в эпоху *второй софистики*, вновь широко распространилась в эпоху Возрождения, основным направлением развития Р. в XV XVI вв. оставалась литературная Р. Работы, посвященные Р. или просто затрагивающие некоторые ее проблемы, даже если они написаны такими выдающимися мыслителями, как Ф. Меланхтон, Э. Роттердамский, Л. Балла, X. Л. Вилес, Ф. Бэкон, обнаруживают влияние античных образцов, воспринятых, однако, сквозь призму идей о Р., сложившихся в средние века, и отсутствие новых подходов к Р. Произведенная в XVI в. Пьером де ла Раме реформа логики, развитая в области Р. О.Талоном, ограничила Р. исследованием стиля и исполнения и свела стиль к совокупности тропов и фигур. В рамках этой узкой области, отделенная от философии и подчиненная грамматическому контролю, Р. вновь пережила подъем в XVII XVIII вв. В это время классические образцы были восстановлены в своем значении и освобождены от неправомерных интерпретаций, но авторы риторических трактатов сознательно отказывались от философского обоснования Р., каким оно было у Аристотеля и Цицерона. Этот подъем Р. имел место прежде всего во Франции и в Англии и был связан с культурой классицизма. Создание французской Академии (1635 г.) приводит, помимо всего прочего, к появлению первых французских Р. Бари и Ле Граса, за которыми последовали Р. Б. Лами, Ж.-Б. Кревье, Л.Домерона; особым же авторитетом пользовалась Р. одного из авторов *Энциклопедии* С.-Ш. Дюмарсе. Одновременно Р. использовалась в работах Ф. Фенелона и Н. Буало, обосновавших классицистскую поэтику. Философы же, в частности Р. Декарт и Б. Паскаль, критиковали Р. как таковую, не находя особого смысла в сохранении этой дисциплины. То же самое повторяется и в Англии, где учреждение Королевского общества (1662 г.) приводит к появлению английских Р. Дж. Уорда, Дж. Лоусона, Дж. Кемпбелла, Дж. Монбоддо и самой авторитетной Р. *английского Квинтилиана* X. Блэра, к образованию Движения Ораторов во главе с Т. Шериданом, стремившимся создать школу правильной английской речи, к резкой критике Р. как таковой Дж. Локком. Однако печальная судьба Р. была определена не этой критикой со стороны философов, которая (как то уже имело место во время Платона и Аристотеля) могла лишь породить Р. нового типа, восстановив связь логики и Р., но разделением Р. и поэтики. Литературная Р. воспринималась в конце XVIII начале XIX в. как воспроизведение шаблонов, нетворческое следование традиционным образцам, тогда как новая дисциплина стилистика обещала рассмотрение литературы с т. зр. творческой свободы и полноты раскрытия индивидуальности автора. Однако представления о Р. как о царстве, в котором господствуют шаблоны, неверны. Р. последнего великого французского ритора П. Фонтанье свидетельствует, что в начале XIX в. Р. развивалась творчески и стояла перед созданием новой философской теории языка. Фонтанье, в общем достаточно осторожно критикуя Р. Дюмарсе, резко расходился с ним в понимании теории тропов. Дюмарсе следует традиции, в соответствии с которой фигура это вообще всякое риторическое отклонение, а троп только семантическое (употребление слова в переносном смысле). Р. Фонтанье ставит под сомнение правомерность самого различения прямого и переносного смысла, когда речь идет об одной из групп тропов. Традиционно троп определяется, как замечает Фонтанье, через понятие перевода· каждое употребленное в переносном смысле слово может быть переведено словом с тем же значением, употребленным в прямом смысле. Если область тропов ограничивается только употребленными в переносном смысле словами, которые Фонтанье назвал фигурами обозначения, тогда Р. как система тропов и фигур действительно представляет собой царство шаблонов. Однако, выделяя среди тропов такие, которые заключаются в использовании слова в новом смысле (по традиции такой троп называется катахрезой), Фонтанье переходит к Р., ищущей причины появления новых значений и не ограничивающейся описанием функций риторических приемов. Если к этому добавить, что Фонтанье стремился показать авторский, неклишированный характер фигур, то становится очевидной предвзятость отрицательного отношения к Р., которое предопределило ее замену стилистикой. Достойную оценку Р. Фонтанье получила только во второй половине XX в. в работах Ж. Женетта, а в XIX в. обстоятельства складывались не в пользу Р. Для того чтобы заниматься Р. в XIX в., нужно было быть или историком культуры, как Г. Гербер или Р. Фолькман, или эксцентричным мыслителем-одиночкой, как Ч. С. Пирс или Ф. Ницше. Философские основания *неориторики* XX в. были в основном созданы двумя последними. Предпринимая ревизию всего тривиума, Ч. С. Пирс разработал теорию спекулятивной Р., или методевтики, которая должна была исследовать знаки в их семиотическом измерении третичности, как интерпретанты в сознании интерпретаторов, т. е. исследовать перенос значения от сознания к сознанию, социально-символизирующую функцию знака. Другим философским источником современной Р. являются риторические идеи Ницше, наиболее концентрированно выраженные в ранней работе *Об истине и лжи во внеморальном смысле*, где Ницше доказывает, что истины метафизики, морали, науки носят антропоморфный, метафорический и метонимический (тропологический) характер: истины это метафоры, про которые забыли, что они собою представляют. Наброски философии Р., созданные Пирсом, Ницше и некоторыми другими, существовали где-то на периферии наук о языке, место Р. среди которых на протяжении всего XIX в. прочно занимала стилистика. Такое положение начало медленно меняться только в 20-е гг. XX в. Сегодня можно выделить несколько независимо друг от друга возникших течений современной Р. 1. Разрабатываемая английскими и американскими литературоведами, принадлежащими к т. н. *новой критике*, и восходящая к деятельности Чикагской школы неоаристотелизма. В рамках этого подхода Р. определяется как наука о социально-символизирующей деятельности, целью которой является установление социальной идентичности, а исходным условием непонимание. 2. *Неориторика* X. Перельмана и Л. Олбрехт-Тытека, основывающаяся на ориентированной на аудиторию теории аргументации. В рамках этого подхода Р. отводится задача исследования тех средств аргументации (пример, иллюстрация, аналогия, метафора и т. д.), которыми обычно не занимается логика. 3. Критико-герменевтическая Р. Гадамера и его последователей. В рамках этого подхода считается, что Р. в наше время уступает место герменевтике, древняя наука об истолковании устной речи сменяется современной наукой об истолковании письменных источников. Свидетельства возрастающего интереса к Р. используются Гадамером как аргументы в пользу герменевтики. 4. Семиотика риторических фигур восходит к спекулятивной Р. Пирса. Однако в силу того, что теория Пирса была сравнительно мало известна, действительным источником различных вариантов семиотики риторических фигур была теория метафоры и метонимии Р. Якобсона. В ряде своих работ, самая ранняя из которых восходит к 1921 г., О. Якобсон рассматривает метафору и метонимию как фигуры-прототипы, полагая, что метафора представляет собой перенос по сходству, а метонимия по смежности. Предложенная Якобсоном теория истолковывается двояко: а) эту теорию можно воспринять как набросок таксономии риторических фигур и, следуя примеру древних, восстановить эту таксономию. Одной из самых разработанных систем риторических фигур является Р. льежских логиков, объединившихся в т. н. *группу М.* Исходя из концепции идеального нулевого уровня языка, группа M рассматривает риторические фигуры как отклонения от нулевого знака, причем минимальное отклонение называется метаболой. Вся совокупность метабол делится на несколько групп. Следуя глоссематике Л. Ельмслева, группа M выделяет фигуры плана выражения и фигуры плана содержания; первые из них подразделяются на морфологические и синтаксические фигуры, а вторые на семантические и логические. Т. о., выделяются четыре группы метабол: метаплазмы (фонетические или графические отклонения на уровне слова, например, каламбур), метатаксис (фонетические или графические отклонения на уровне предложения, например, эллипсис), метасемемы (семантические отклонения на уровне слова, например, метафора), относящиеся к системе языка, и металогизмы (семантические отклонения на уровне предложения, например, ирония), метаболы референциального содержания. Используя введенные еще Квинтилианом виды отклонения, группа M вносит дальнейшие уточнения в эту классификацию метабол. В основании анализа риторических фигур лежат два разных вида семантической декомпозиции, предложенных группой М: декомпозиция по типу логического умножения (дерево это ветви, и листья, и ствол, и корни...) и декомпозиция по типу логического суммирования (дерево это тополь, или дуб, или ива, или береза...). На сегодняшний день Р. группы M это наиболее совершенная классификация риторических фигур, использующая методы структурной семантики. Поскольку группа M рассматривает Р. как дисциплину, характеризующую литературный дискурс лишь как один среди множества других, Р. группы M близка к разрабатывавшейся структуралистами лингвистике текста. Характерна в этом отношении лингвистика текста Р. Барта. Еще в ранних работах, посвященных мифологемам общественного сознания, Барт ввел понятие коннотативной знаковой системы, т. е. системы, использующей в качестве означающих знаки другой системы. Позднее Барт показал, что для определенного общества на определенном этапе его развития область коннотативных означаемых всегда одна и та же; эта область называется идеологией. Область же коннотативных означающих (коннотаторов) меняется в зависимости от субстанции коннотаторов; эта область зовется Р. Отношение между идеологией и Р. можно уподобить отношению между функционирующим как знак произведением и работающим в сфере означающего уклончивым текстом; тогда Р. становится древним аналогом современной лингвистики текста, как ее понимал Барт, или даже отраслью этой лингвистики. К сходным же заключениям приводят и варианты семиотики риторических фигур, разрабатываемые К. Бремоном, А.-Ж. Греймасом, Ж. Женеттом, Э. Косериу, Ж. Лаканом, Н. Рюветом, Ц. Тодоровым, У. Эко; б) теория метафоры и метонимии Якобсона может быть также истолкована в духе риторических идей Ницше как описание механизма текстопорождений. Впервые такого рода Р. развивалась В. Беньямином, но лишь в деконструктивизме она была развернута и последовательно применена на практике. В знаменитой статье *Белая мифология* Ж. Деррида приходит к выводу о принципиальной невозможности сведения метафизики к метафорике или метафорики к метафизике, рассматривает определяемое способом использования Р., различие между литературой и философией как обоснование всякого начинания как в той, так и в другой области. В развитие идей Деррида П. де Ман предложил развернутую модель механизма текстопорождения, основывающуюся на деконструктивистской Р. П. Де Ман полагает, что всякое повествование представляет собой заполнение разрыва, порожденного иронической аллегорией, которая и является текстопорождающим механизмом. Сочетание аллегорического уровня дискурса, обусловливающего неуспех всякого повествования и прочтения, с метафорическим уровнем, обусловливающим неуспех всякого наименования, позволяет Ману создать модель текста. Основанием этой теории служит очевидное уже из истории противостояние Р. как искусства убеждения Р. как системе тропов: обнаружение приема приводит к разрушению убеждения, достигнутого при помощи этого приема. В этом отношении Р., сама себя опровергающая, и может служить моделью вечно незавершенного самопротиворечивого текста, по отношению к которому литература и философия выступают как две противоположные стратегии истолкования, обусловленные Р. С. А. Никитин

  1. риторикаискусствоstrong красноречиеstrong риторика теория ораторского искусства.ритор.риторизм. риторичный. риторический.апострофа.элоквенция.риторическое обращение.риторическ...Идеографический словарь русского языка
  2. риторикагреч.u rhetorike наука о законах красноречия и практическом их применении. В Древней Греции р. возникла в V в. до н.э. но как наука сложилась в III в. до н.э. В Древнем Р...Античный мир. Словарь-справочник
  3. риторикаРИТОРИКА реторика греч. rhetorike наука об ораторском искве и шире о художественной прозе вообще. Возникла в Греции в в. до н. э. сложилась в систему в вв. в Риме с в...Большая советская энциклопедия
  4. риторикареторика греч. rhetorike наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Возникла в Греции в в. до н. э. сложилась в систему в вв. в Риме с в. до ...Большая Советская энциклопедия II
  5. риторикаж. retorica Итальянорусский словарь. Синонимы болтовня красноречие напыщенность речь...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. риторикажRhetorik f Redekunst f болтовня красноречие напыщенность речь...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. риторикариторика ж Rhetorik f Redekunst fСинонимы болтовня красноречие напыщенность речь...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. риторикаж.retrica f...Большой русско-испанский словарь
  9. риторикасущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  10. риторикаж. rhtorique f...Большой русско-французский словарь
  11. риторикамен. жн. роду тльки одн....Большой украинско-русский словарь
  12. риторикаж.rhtorique f болтовня красноречие напыщенность речь...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. риторикагреч. rhetorike наука об ораторском искусстве и шире охудожественной прозе вообще. Состояла из частей нахождение материаларасположение словесное выражение учение о ст...Большой энциклопедический словарь II
  14. риторикаРИТОРИКА греч. rhetorike наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из частей нахождение материала расположение словесное выражение у...Большой Энциклопедический словарь V
  15. риторикаи ж.i Наука красномовства ораторське мистецтво. Навчальний предмет в якому викладено теорю красномовства ораторського мистецтва. рдкоi. Пдручник з цього предмета. перен....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. риторикареторика наука об ораторском искве. Зародилась в Др. Греции. Теоретич. обоснование получила в книге Аристотеля до н.э. Риторикаem. В Др. Риме наиболее значит. труды п...Древний мир. Энциклопедический словарь
  17. риторикареторика наука об ораторском искве. Зародилась в Др. Греции. Теоретич. обоснование получила в книге Аристотеля до н.э. Риторика. В Др. Риме наиболее значит. труды по ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  18. риторикаангл. rhetoric наука розроблена стародавнми мислителями про ораторське мистецтво та майстернсть викладати думки усно письмово....Економічний словник
  19. риторикагреческое rhetorike наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из частей нахождение материала расположение словесное выражение учение...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  20. риториканаука и искусство красноречия....История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  21. риторикаРиторика rhetorice es f oratoria bene dicendi scientia...Латинский словарь
  22. риторикагреч. rhetorike ораторское искусство филологическая дисциплина изучающая способы построения художественно выразительной речи прежде всего прозаической и устной близко со...Лингвистический энциклопедический словарь
  23. риторикагреч. rhetorike наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. В Древней Греции риторика возникла в вв. до н. э. окончательно сформировалась в вв...Литература и язык. Современная энциклопедия
  24. риторикагреч. rhetorike наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. В Древней Греции риторика возникла в вв. до н. э. окончательно сформировалась в вв...Литературная энциклопедия
  25. риторикаРИТОРИКА реторика греч. rhtorik наука об ораторском искусстве см. Ораторская проза и шире о художественной прозе вообще. Как проза появилась в литературе позже чем поэз...Литературный энциклопедический словарь
  26. риторикаи ж.em Теория красноречия наука об ораторском искусстве.В Греции и в Риме образование было исключительно словесное. Преподавались грамматика риторика и философия.em Писар...Малый академический словарь
  27. риторикакорень РИТОРИК окончание А Основа слова РИТОРИКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой РИТОРИК А Слово Риторика содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  28. риторикаНачальная форма Риторика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  29. риторикариторика . ж. а Теория и искусство красноречия. б Учебный предмет содержащий теорию красноречия. в разг. Учебник излагающий содержание данного учебного предмета. перен....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. риторикариторика риторика и...Орфографический словарь
  31. риторикаu ж болтовня красноречие напыщенность речь...Орфографический словарь русского языка
  32. риторикариторика менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  33. риторикариторика д. м.em ие...Орфоепічний словник української мови
  34. риторикариеториека кие д. м. иец....Орфоэпический словарь украинского языка
  35. риторикагреч.u rhetorike tekhne ораторское искусство дисциплина изучающая способы построения художественно выразительной речи прежде всего прозаической и устной разнообразные ф...Педагогический терминологический словарь
  36. риторикагреч. rhetorike techne от rhetor оратор теория и практическое мастерство целесообразной воздействующей гармонизирующей речи. Теория Р. возникшая еще в античности середи...Педагогическое речеведение
  37. риторикагреч.u rhetorike techne от rhetor оратор теория и практическое мастерство целесообразной воздействующей гармонизирующей речи. Теория Р. возникшая еще в античности серед...Педагогическое речеведение. Словарь-справочник
  38. риторикаискусство при помощи слова убеждать людей или влиять на них иногда понятие риторика употребляется в отношении тех выступлений которые лишь сотрясают воздух не предлагая н...Политология - глоссарий по книге
  39. риторикаРИТОРИКА rhetoric Использование убеждающей силы слова. До XVIII в. риторика была одним из главных предметов в европейских университетах наряду с теологией естественными и...Политология. Словарь.
  40. риторикариторика риторики риторики риторик риторике риторикам риторику риторики риторикой риторикою риториками риторике риториках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  41. риторикаОрфографическая запись слова риторика Ударение в слове риторика Деление слова на слоги перенос слова риторика Фонетическая транскрипция слова риторика [рторк] Характерис...Полный фонетический разбор слов
  42. риторикаРе[и]торика ки ц...Правописний словник Голоскевича
  43. риторикаот греч. rhetorike наука об ораторском искусстве. Классическая р. в Древней Греции и в Риме делилась на частей . систематизация содержания речи и используемых в ней док...Прикладные аспекты современной психологии
  44. риторикадр.греч.u strong Теория и искусство красноречия strong наука исследующая приемы выразительной стилистически дифференцированной речи методы и приемы дискутивнополемическо...Риторика: Словарь-справочник
  45. риторика[греч. rhetortke tekhne. ораторское искусство] дисциплина изучающая способы построения художественно выразит речи прежде всего прозаической и устной разнообразные формы ...Российская педагогическая энциклопедия
  46. риторикаРИТОРИКА от греч. ораторское искво в древности и в эпоху средневековья наука об ораторском искве и шире о структуре худ. прозаич. текстов. Классич. Р. определяла тр...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  47. риторикариторика иСинонимы болтовня красноречие напыщенность речь...Русский орфографический словарь
  48. риторикаЖ мн. нет . ritorika blat elmi byan . mc. szlk....Русско-азербайджанский словарь
  49. риторикариторика ж.irhetoric...Русско-английский словарь
  50. риторикариторика ж. rhetoric риторический rhetorical риторический вопрос rhetorical question....Русско-английский словарь II
  51. риторикаspeechcraft rhetoric...Русско-английский словарь по электронике
  52. риторикаeloquence oratory rhetoric...Русско-английский словарь политической терминологии
  53. риторикаN...Русско-армянский словарь
  54. риторикаРыторыка...Русско-белорусский словарь
  55. риторикапрям. перен.i рыторыка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  56. риторикарито Синонимы болтовня красноречие напыщенность речь...Русско-ивритский словарь
  57. риторика. риторика шешендк нер теориясы. неодобр. напыщенная речь мазмнсыз кпрме сз...Русско-казахский словарь
  58. риторикашешендк нер...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  59. риторикариторика шешендк...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  60. риторикаж. риторика . чечендик искусствосу жнндг теория оратордукчечендик жнндг илим . кооз бирок аз мазмундуу сздр кургак чечендик....Русско-киргизский словарь
  61. риторикаynshush xingbinsh перен. напыщенная красивая речьem huynqioy godioСинонимы болтовня красноречие напыщенность речь...Русско-китайский словарь
  62. риторикаretorika...Русско-латышский словарь
  63. риторикаЯруу илтгэх зй гомсог г хоосон го г...Русско-монгольский словарь
  64. риторикариторикаж ....Русско-новогреческий словарь
  65. риторикаretorikk болтовня красноречие напыщенность речь...Русско-норвежский словарь
  66. риторика. retoryka krasomwstwo. kwiecisto pompatycznoblockquote...Русско-польский словарь
  67. риторикажretrica f болтовня красноречие напыщенность речь...Русско-португальский словарь
  68. риторикаРиторикаbalagha usemaji ед....Русско-суахили словарь
  69. риторикариторика риторика илми маон ва бан илми суханпардоз...Русско-таджикский словарь
  70. риторикажretorik тж. перен. болтовня красноречие напыщенность речь...Русско-турецкий словарь
  71. риторикаrtorika enictv...Русско-чешский словарь
  72. риторика.strong ilusad snad.strong retoorika lespuhutus...Русско-эстонский словарь
  73. риторикариторикаСинонимы болтовня красноречие напыщенность речь...Русское словесное ударение
  74. риторикагреч.em techne rhetorike искусство красноречия. Свойств юж. народам природная общительность и врожд. ораторские способности а также отсутствие в древности иных средств м...Словарь античности
  75. риторикаРЕТОРИКА РИТОРИКА греч. rhetorike от rhetor ритор. наука о правилах красноречия. в вокальных композициях реторика способствует усвоению правил декламации составляла не...Словарь иностранных слов русского языка
  76. риториканаука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из частей нахождение материала расположение словесное выражение учение о стилях высоком ср...Словарь исторических терминов
  77. риторикагреч.em rhetorike. Теория выразительной речи теория красноречия ораторского искусства. болтовня красноречие напыщенность речь...Словарь лингвистических терминов
  78. риторикадр.греч.u strong теория и искусство красноречия strong наука исследующая приемы выразительной стилистически дифференцированной речи методы и приемы дискутивнополемическо...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  79. риторикаРИТОРИКА собственно наука об ораторском искусстве. Зародилась Р. у греков в Пифагорейской школе. Особенное развитие получила Р. у софистов. Среди них выделялась риторск...Словарь литературных терминов
  80. риторикаРиторика наука об ораторском искусстве...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  81. риторикаот греч. rhetor оратор наука о красноречии ораторском искусстве. болтовня красноречие напыщенность речь...Словарь литературоведческих терминов
  82. риторикагреч. rhetorike наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из частей нахождение материала расположение словесное выражение учение о с...Словарь по истории психологии
  83. риторикариторика см. болтовня...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  84. риторикариторикаСм. болтовня....Словарь синонимов II
  85. риторикариторика См. болтовня. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. риторика речь напыщенность красноречие болтовня ...Словарь синонимов II
  86. риторикариторика речь напыщенность красноречие болтовня...Словарь синонимов
  87. риторикариторика ж. гр. ораторське мистецтво . Наука красномовства ораторське мистецтво пдручник з цього предмета. . перен. Зовншньо красиве але позбавлене змсту красномовство ма...Словник іншомовних слів
  88. риторикариторика грец. ораторське мистецтво . Наука красномовства. . Переносно зовншньо ефектне але малозмстовне красномовство....Словник іншомовних слів Мельничука
  89. риторикавд грецьк. ораторське мистецтво дисциплна яка вивча способи побудови виразно мови рзн способи мовного впливу на аудиторю...Словник іншомовних соціокультурних термінів
  90. риторикакрасномовство ораторське мистецтво П. марнослвя теревен....Словник синонімів Караванського
  91. риторикаФРАЗЕРСТВОstrong пишн але беззмстовн вислови РИТОРИКАstrong РИТОРИЗМstrong РИТОРСТВОstrong заст. позбавлене змсту красномовство ДЕМАГОГЯstrong залучення для бльшо перекон...Словник синонімів української мови
  92. рито́рикаРИТОРИКА и ж. . Наука красномовства ораторське мистецтво. Богословя флософя риторика граматика становили основу комплексу знань що х здобували освчен люди на Рус Нариси с...Словник української мови в 11 томах
  93. риторикаРИТОРИКА и ж. Наука красномовства ораторське мистецтво.Богословя флософя риторика граматика становили основу комплексу знань що х здобували освчен люди на Рус з навч. лт....Словник української мови у 20 томах
  94. риторикаКрасномовство див. каллогя...Словник чужослів Павло Штепа
  95. риторикаРИТОРИКА греческое rhetorike наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из частей нахождение материала расположение словесное выражен...Современная энциклопедия
  96. риторикаРИТОРИКА греч . rhetorike наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. Состояла из частей нахождение материала расположение словесное выражение ...Современный энциклопедический словарь
  97. риторикаRHETORIC Риторика в традиционном смысле слова это искусство формулирования аргументов или использования языка с целью убеждения других. В классических цивилизациях ритор...Социологический словарь
  98. риторикатеория и искусство речи фундаментальная наука изучающая объективные законы и правила речи. Поскольку речь инструмент управления и организации социальных и производственн...Стилистический энциклопедический словарь русского языка
  99. риторикагр. rhetorike оpатоpське мистецтво наука пpо кpасномовство. В основ цього слова лежить форма грецького дслова reo що означала говорить цлсно доречно гарно. Вд нього утво...Стилістичні терміни
  100. риторикаот греч.u rhetorike от rhetor оратор наука об ораторском искусстве и шире о художественной прозе вообще. В XIX в. влилась в теорию литературы. Рубрика литература и нау...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  101. риторикаиноск.em красноречие собств.em наука о красноречии Ср.em Неужели вы думаете что все эти погремушки и ваша риторикаem дадут нам ответ на вопросА.П. Чехов. Задача. Ср.em ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  102. риторикаРиторикаstrong иноск.em краснорче собств. наука о краснорчи. Ср.em Неужели вы думаете что вс эти погремушки и ваша риторикаem дадутъ намъ отвтъ на вопросъА. П. Чеховъ. З...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  103. риторикатеория выразительности речи теория красноречия ораторского искусства.Синонимы болтовня красноречие напыщенность речь...Толковый переводоведческий словарь
  104. риторикаРИТОРИКА ж. греч. реторика наука красноречия изящесловие. Ритор рка учитель красноречия красноречивый речистый человек краснослов искусственноизящный писатель. Риторическ...Толковый словарь живого великорусского языка
  105. риторикариторика [гр. rhetorike] в античности и в последующие времена теория и искусство красноречия напыщенная красивая но малосодержательная речь....Толковый словарь иностранных слов
  106. риторикаРИТОРИКА и ж. . Теория ораторского искусства. . перен. Напыщеннаяи бессодержательная речь. Пустая. Впасть в риторику. II прил. риторическийая ое. Р. вопрос прием ораторск...Толковый словарь Ожегова
  107. риторикаРИТОРИКА риторики мн. нет ж. греч. rhetorike. . Теория ораторского искусства красноречия науч. Учебник классической риторики. Правила риторики. перен. Напыщенная речь в ...Толковый словарь русского языка II
  108. риторикариторика риторика и ж. Теория ораторского искусства. перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая р. Впасть в риторику.прил. риторический ая ое. Р. вопрос прим орат...Толковый словарь русского языка II
  109. риторикаРИТОРИКА и ж. . Теория ораторского искусства. . перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая. Впасть в риторику. прилагательное риторический ая ое. Р. вопрос прим ...Толковый словарь русского языка
  110. риторикаи ж. Наука красномовства ораторське мистецтво. Навчальний предмет в якому викладено теорю красномовства ораторського мистецтва. рдкоem. Пдручник з цього предмета. пер...Толковый словарь украинского языка
  111. риторикаУдарение в слове риторикаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове риторика...Ударение и правописание
  112. риторикаRhetoric...Українсько-англійський словник
  113. риторика...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  114. риторикаRetorik...Українсько-датський словник
  115. риторикаRetorikk...Українсько-норвезький словник
  116. риторика[rytoryka]...Українсько-польський словник
  117. риторикаRetorik...Українсько-шведський словник
  118. риторикаRzeczownik риторика f retoryka f pompatyczno f...Универсальный русско-польский словарь
  119. риторикаМистецтво або теоря красномовства наука про основи правильного та красного висловлювання виникла у Стародавнй Грец досягла вершини розвитку в рим.em ритора Квнтлана викла...Універсальний словник-енциклопедія
  120. риторикамистецтво або теоря красномовства наука про основи правильного та красного висловлювання виникла у Стародавнй Грец досягла вершини розвитку в рим. ритора Квнтлана виклада...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  121. риторикаспособность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета Аристотель....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  122. риторикаРИТОРИКА от греч. rhetorikeораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества общественную жизнь и на различные формы литературы риторика...Философская энциклопедия
  123. риторикаот греч. rhetorike ораторское искусство. В древности благодаря своему влиянию на образование юношества общественную жизнь и на различные формы литературы риторика функцио...Философский энциклопедический словарь II
  124. риторикаРИТОРИКА грецьк. ораторське мистецтво наука красномовства лат. ars rhetorica мистецтво говорнняСьогодн термн риторика вживають у рзних значеннях наука красномовства ...Філософський енциклопедичний словник
  125. риторикариторика риторики риторики риторик риторике риторикам риторику риторики риторикой риторикою риториками риторике риториках Источник Полная акцентуированная парадигма по А....Формы слова
  126. риторикаРот Рок Риторика Ритор Рита Рио Рико Рик Риа Рао Рак Отар Орт Орка Орк Окат Ока Ктор Крот Рота Крор Ротари Крит Крио Крат Кот Ротик Корт Кора Коир Таир Коат Таро Кито Тик...Электронный словарь анаграмм русского языка
  127. риторикаРиторика в первоначальном значении слова наука об ораторском искусстве но впоследствии иногда понималась шире как вообще теория прозы. Свое начало европейская Р. полу...Энциклопедический словарь
  128. риторикаРиторика теория выразительности речи предлагающая наиболее эффективные способы ее построения ритмические фигуры речи. См. фигура речи....Энциклопедический словарь PR и рекламы
  129. риторикав первоначальном значении слова наука об ораторском искусстве но впоследствии иногда понималась шире как вообще теория прозы. Свое начало европейская Р. получает в Греци...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  130. риторикаРиторика греч.em rhetorike наука об ораторском искусстве о художественной прозе вообще. Состояла из частей нахождение материала расположение словесное выражение запомин...Энциклопедия культурологии
  131. риторикаот греч. rhetor оратор сложившаяся в античности и унаследованная последующими эпохами нормэтивистская теория ораторского исква и шире худож. слова вообще. Само сущест...Эстетика
  132. риторикаРиторикаstrong. Др.рус. Заимств. из греч. яз. где rhtoriki lt rhtorik techni искусство говорить ср. математикаi суф. производное от rhtri суф. образования от rhtoni выск...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  133. риторикаеще у Аввакума др.русск. ст.слав. риторики Супр. Из греч. . См. реторика Фасмер Гр.сл. эт. Грот Фил. Раз. Преобр. II ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  134. риторикаДр.рус. Заимств. из греч. яз. где rhtorikem ampLT rhtorik technem искусство говорить ср. математикаem суф. производное от rhtrem суф. образования от rhtonem высказывание...Этимологический словарь русского языка
  135. риторикариторика риторикаеще у Аввакума др.русск. ст.слав. риторики Супр. Из греч. . См. реторика Фасмер Гр.сл. эт. Грот Фил. Раз. Преобр. II ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  136. риторикаЛатинское rhetorica.В русской письменной речи слово впервые употребляется Аввакумом XVII в. причем написание его несколько отличалось от современного менялось несколько ...Этимологический словарь русского языка Семенова