Новая философская энциклопедия

ПРЕРЫВНОЕ И НЕПРЕРЫВНОЕ

категории, обозначающие специфическую меру структурного и (или) процессуального единства между внешне или внутренне связанными вещами, явлениями, состояниями. Пример предельно мыслимой степени прерывности это абсолютная изолированность, а максимальная степень непрерывности оплошность, монолитность, единое. Прерывность (дискретность, дисконтинуальность) выражает следующие основные моменты автономии и нарушения единства (тождества)!: 1) момент раздельности, отграниченное-то, обособленности существования взаимодействующих качеств; присущность качеству относительно непроницаемой извне границы, обеспечивающей ему сравнительно независимое бытие; 2) достижение порога дробимости целого (качества) на все более мелкие составные части; прекращение делимости и скачок из сферы *анатомической* в область *атомарного* (простейшей компоненты, функции); 3) приближение качества к пределу допустимого интенсивного или экстенсивного роста; существенная неоднородность различных фаз его развития; прекращение роста целостности; 4) внезапная потеря случайно или закономерно связи между целым и каким-либо его уровнем или подразделением; 5) нарушение плавности, постепенности, преемственности в процессе изменения в процессах взаимодействия, воспроизводства, развития или эволюции. Соответственно, непрерывность (континуальность) выражает относительную проницаемость границ между отдельными *одно*, слитность многих и разных *одно* в нечто для них единое, приблизительную однородность структурной дробимости целого на всех его уровнях, постоянную плавность роста целого в том или ином направлении, сохранение постепенности и преемственности в процессах изменения. Бытие благодаря прерывности множественно, состоит из *индивидов*, т. е. не сводимых друг к другу отдельных тел, мыслей, процессов; всякое *качество* есть дискретная определенность. Благодаря непрерывности, бытие едино, в нем есть единство: в различиях между предметами обнаруживается тождество, существенная общность, а изменяющаяся система сохраняет устойчивость и пребывает в рамках данной меры; *количество* относительно безразлично к обособляющим границам. Поэтому сторонники диалектической философии подвергают критике тех мыслителей, которые не замечают взаимопереходов прерывности и непрерывности, абсолютно противопоставляют дискретное и континуальное, зернистое и волнообразное, скачок и постепенность. В противовес *метафизикам*, *диалектики* стремятся находить в прерывном непрерывное и наоборот. В учении о взаимосвязи количественных и качественных изменений в процессах развития, а также в сопряженном с этим учением понятии диалектического скачка находит свое концентрированное выражение идея единства прерывности и непрерывности. Скачок прорыв постепенности и вместе с тем снятие (сохранение и наследование) прежнего качества в возникшем эмердженте. Д. В. Пивоваров