Новая философская энциклопедия

ПЕЛАГИАНСТВО

христианская ересь, возникшая в V в., основой для которой послужили сочинения известного ересиарха Пелагия, касающиеся по-преимуществу коренных проблем христианской этики вопросов о первородном грехе, соотношении свободы воли и Божией благодати. Основные сочинения Пелагия, монаха темного происхождения, толкование посланий ап. Павла и послание к Димитриаде, в которых Пелагий и развивал свои взгляды, ставшие фундаментом новой ереси. Разрыв Пелагия с ортодоксальной церковью был спровоцирован выступлением некоего патриция по имени Целестий, увлеченного учением ересиарха. В 4) 1 г. Пелагий и Целестий переносят свою деятельность в Африку и Палестину, где против них выступает Бл. Августин, в то время.епископ Гиппонский. На карфагенском соборе П. было осуждено, а сам ересиарх присужден к отлучению от церкви. В 418 г. указом императора Гонория П. было окончательно признано ересью и подтверждено отлучение Пелагия. После смерти последнего П. нашло себе последователей в лице нескольких итальянских епископов, но по-существу продолжало оказывать влияние на христианскую мысль во все время ее существования. В качестве своих интеллектуальных источников П. имеет оригенизм, и, возможно, ересь Павла Самосатского. П. утверждает возможность для человека спастись своими собственными силами. Благодать Божия не есть необходимое условие спасения, ее роль сводится П. лишь к украшению добродетельной жизни. Дело в том, что грех не изменяет природу человека, поскольку не имеет положительного содержания, чисто отрицателен. Бог не требует от человека невозможного, поэтому для каждого возможно быть безгрешным. Поскольку человеческая природа остается неизменною и после грехопадения, по Пелагию, не существует никакого наследуемого первородного греха. Последний есть лишь дурной пример, поданный Адамом человечеству. Всякий же грех, по-существу, индивидуален. Т. о., по Пелагию, человек всегда существенно свободен (именно в этом следует видеть влияние Оригена, утверждавшего, что как раз свобода воли человека есть неискоренимое в нем, не уничтожается ни грехом, после которого обязательно следует всеобщее спасение, ни спасением, за которым идет новое падение души). Сама же свобода понимается в П. как свобода *принимать любую сторону*. В этом контексте Пелагий сравнивал волю человека с плодоносным корнем, могущим произвести либо цвет добродетели, либо тернии порока. Но если грех не портит природы, значит, воля и проистекающее из нее действие акциденциальны, субстанция же лежит глубже, представляет из себя нечто иное. Вопрос о воле, т. о., вызывает вопрос о субстанциональной природе человека. П. учение по-преимуществу этическое; его антропология и метафизика восходят к оригенизму. По Оригену, души сотворены бессмертными, поскольку Бог *...отворил все для бытия, но созданное для бытия не может не быть*. Однако вечное пребывание человека в бытии мыслимо только, если в его природе присутствует Сам Бог. Еще по рассуждению раннего христианского апологета II в., Феофила Антиохийского, выходило, что *...если (бы) Бог сотворил его (человека) бессмертным, то сделал бы его Богом...* А поскольку для Оригена (и П.) человек бессмертен, то его субстанция вовсе не ничто, а Сам Бог. Именно поэтому, по Оригену, в глубине человеческой природы *...обитает Бог*. Т. о., П. основано на признании субстанционального единства человека и Бога. В таком случае метафизика П. есть христианский вариант неоплатонизма. Или поскольку фундаментальным христианским догматом является догмат о трансцендентно-имманентном Божестве, парадигма Оригена Пелагия в рассмотрении свободы человека проистекает из акцентирования аспекта имманентности Бога при затемнении его запредельности, трансцендентности. Поскольку Пелагий в своей проповеди опирался на трактат *О свободе воли* раннего Августина, написанный еше во времена борьбы последнего с манихейством, Августин, выступая против П., был вынужден пересмотреть свои прежние взгляды. Если раньше он считал волю некоей средней силой, относя ее к благам, которые могут быть использованы и для добрых и для злых дел (отсюда, по-видимому, и идет пелагианское сравнение воли с корнем), то в поздних работах (антипелагианских по-преимуществу) он постулирует существование двух разных воль доброй и злой. Поэтому у позднего Августина воля уже не морально индифферентный инструмент выбора добра и зла, но существенно моральное состояние человека. Добрая воля имеет в качестве своей действующей причины божественную благодать, дается Богом, тогда как злая укоренена в первородном грехе, довлеющем над человечеством. После грехопадения добрая воля была утеряна человеком, а потому, в своем естественном состоянии, он теперь не может не грешить. Свобода же не есть свобода выбора между добром и злом, но способность сохранять дар доброй воли. После грехопадения человек обладает свободой как такой способностью к сохранению дара, без, однако же, самого этого дара Поэтому человек одновременно и свободен, и не может не грешить. Спасение же всецело в руке Божией, дается божественной благодатью, безразличной к собственным заслугам человека (вообще невозможным в греховном мире). Т. о., этическое учение Августина основывается на антропологии, противоположной ? Суть ее в том, что человек признается онтологически слабым существом, младенцем, субстанцией которого является скорее то ничто, из которого он был сотворен, нежели сущность Божества Божественное здесь утверждается как бесконечно далекое, трансцендентное человеку, и, в противоположность П., августинианство можно поэтому определить как сосредоточенность на аспекте трансцендентности трансцендентно-имманентного Божества. Укорененность и П. и учения Августина в основопологающем христианском догмате делает их крайними парадигмами и христианской философии, а значит неустранимыми из христианского сознания противоположностями. С этим связан тот факт, что, несмотря на осуждение П., этот спор не раз воспроизводился в истории христианской философии в различных формах. Одно из таких воспроизведений относится к IX в., к спору между Иоанном Скотом Эриугеной, Гинкмаром Реймским и Рабаном Мавром, с одной стороны, и Готшальком, с другой. Последний выдвигал тезис о наличии в Боге *двойного предопределения* праведников к добру и блаженству Рая, грешников ко злу и огненной геенне, развивая и доводя до крайних выводов т. зр. Августина. Эриугена же в своем трактате *О предопределении* защищает *простое предопределение*, утверждая единство Божественной воли с Его сущностью, которая проста и едина. Предопределение проистекает из воли Бога, а потому является также простым. Учение Эриугены (восходящее через Максима Исповедника и Григория Нисского к Оригену) было осуждено на двух соборах в Валенсии и Лангре как учение, восходящее к П. Учитывая пантеистический характер главного произведения Эриугены *О разделении природы*, становится понятной его приверженность П. и оригенизму. В XVI в. спор Пелагия и Августина был отражен в знаменитой полемике Лютера и Эразма Роттердамского о свободе воли. Лютер, резко разделивший Божественное и мирское в своем отрицании культа, настаивал, следуя Августину, на *рабстве* воли человека, подвластной либо Богу, либо дьяволу. Гуманистическое же утверждение человеческой свободы Эразмом в его *Диатрибе о свободе воли* вызвало заслуженные упреки в П. Т. о., П. и учение Августина действительно имеют парадигмальный статус в христианской этике. Дело в том, что, как было показано еще у Дионисия Ареопагита, а в новейшее время провозглашено П. А. Флоренским, догматическое богословие антиномично по самой своей природе, поскольку стремится к разумному постижению принципиально сверхразумного, Божественного. В онтологии это антиномия трансцендентности и имманентности Бога, в этике утверждение свободы воли (Пелагий) или необходимости благодати (Августин). М. Б. Хомяков

  1. пелагианствотечение в христианстве возникшее на рубеже вв. и названное по имени его основателя Пелагия. По своему существу П. направлено против наиболее мрачных сторон учения Август...Атеистический словарь
  2. пелагианствотечение в христианстве возникшее на рубеже вв. и названное по имени его основателя Пелагия. По своему существу П. направлено против наиболее мрачных сторон учения Август...Атеистический словарь II
  3. пелагианствоПЕЛАГИАНСТВО учение христ. монаха Пелагия Pelagius ок. после получившее распространение в странах бассейна Средиземного м. в нач. в. В противовес концепции благодати ...Большая советская энциклопедия
  4. пелагианствоучение христианского монаха Пелагия Pelagius около после получившее распространение в странах бассейна Средиземного моря в начале в. В противовес концепции благодати ...Большая Советская энциклопедия II
  5. пелагианствоучение христианского монаха Пелагия Pelagius ок. после распространившееся в странах Средиземноморья в нач. в. впротивовес концепции благодати и предопределения Августи...Большой энциклопедический словарь II
  6. пелагианствоПЕЛАГИАНСТВО учение христианского монаха Пелагия Pelagius ок. после распространившееся в странах Средиземноморья в нач. в. в противовес концепции благодати и предопре...Большой энциклопедический словарь III
  7. пелагианствоПЕЛАГИАНСТВО учение христианского монаха Пелагия Pelagius ок. после распространившееся в странах Средиземноморья в нач. в. в противовес концепции благодати и предопр...Большой Энциклопедический словарь V
  8. пелагианствоДоктрина согласно которой люди могут заслужить свое спасение. Делает сильный акцент на роли человеческих трудов и принижает идею Божественной милости. Является диаметраль...Глоссарий богословских и исторических терминов
  9. пелагианствохрист. этикобогослов. учение монаха Пелагия получавшее распростр. в странах басс. Средиземного м. в нач. в. В противовес разрабатыв. в то время офиц. церк. догматике рас...Древний мир. Энциклопедический словарь
  10. пелагианствохрист. этикобогослов. учение монаха Пелагия получавшее распростр. в странах басс. Средиземного м. в нач. в. В противовес разрабатыв. в то время офиц. церк. догматике рас...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  11. пелагианствоучение христианского аскета Пелагия около после распространившееся в странах Средиземноморья в начале в. В противовес учению Августина о божественной благодати и пред...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. пелагианствоНачальная форма Пелагианство винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  13. пелагианствоПелагианство Pelagianism учение англ монахаеретика Пелагия ок. . Он отвергал пессимистический христ. взгляд на человечество как совершенно порочный и лишенный свободной в...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  14. пелагианствопелагианство пелагианство а...Орфографический словарь
  15. пелагианствоОрфографическая запись слова пелагианство Ударение в слове пелагианство Деление слова на слоги перенос слова пелагианство Фонетическая транскрипция слова пелагианство [п...Полный фонетический разбор слов
  16. пелагианствопелагианство аСинонимы пелагианизм...Русский орфографический словарь
  17. пелагианствохристианское учение названное по имени иеромонаха Пелагия ум. в в соответствии с которым человек не подавлен первородным грехом критика учения Августина о первородном гр...Словарь античности
  18. пелагианствотечение в христианстве возникшее на рубеже IVV вв. и названное по имени его основателя Пелагия. Направлено против наиболее мрачных сторон учения Августина против прославл...Словарь исторических терминов
  19. пелагианствопелагианство сущ. колво синонимов пелагианизм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы пелагианизм...Словарь синонимов II
  20. пелагианствохрист. этикобогословское учение монаха Пелагия Pelagius ок. после получившее распространение в странах басс. Средиземного м. в нач. в. В противовес разрабатывавшейся ...Советская историческая энциклопедия
  21. пелагианствоПЕЛАГИАНСТВО учение христианского аскета Пелагия около после распространившееся в странах Средиземноморья в начале в. В противовес учению Августина о божественной бла...Современная энциклопедия
  22. пелагианствоПЕЛАГИАНСТВО учение христианского монаха Пелагия Pelagius ок. после распространившееся в странах Средиземноморья в нач. в. в противовес концепции благодати и предопре...Современный энциклопедический словарь
  23. пелагианствоPelagius Pelagianism. Учение возникшее в кон. IV в. Согласно этому учению человек может много сделать сам чтобы обрести спасение независимо от особой благодати. Пелагианс...Теологический энциклопедический словарь
  24. пелагианствоУдарение в слове пелагианствоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове пелагианство...Ударение и правописание
  25. пелагианствоПЕЛАГИАНСТВО ПЕЛАГИАНСТВО христианская ересь возникшая в начале в. на латинском Западе в связи со спорами о божественной благодати заслугах человека в деле его спасения...Философская энциклопедия
  26. пелагианствоГлотание Глот Глист Глипт Глинт Глина Глиепс Глет Гласно Глас Глава Гитов Гитана Гит Гистон Гисто Гипс Гипнос Гиена Гет Гестапо Гест Гептан Генотип Ген Гелиос Гелио Гвиан...Электронный словарь анаграмм русского языка
  27. пелагианствоПелагианство одна из важнейших христианских ересей возникшая в начале v в. на почве вопросов о благодати Божьей о человеческих силах и заслугах о первородном грехе и сме...Энциклопедический словарь
  28. пелагианствоПЕЛАГИАНСТВО учение христианского монаха Пелагия Pelagius ок. после распространившееся в странах Средиземноморья в нач. в. в противовес концепции благодати и предопр...Энциклопедический словарь естествознания
  29. пелагианствоодна из важнейших христианских ересей возникшая в начале v в. на почве вопросов о благодати Божьей о человеческих силах и заслугах о первородном грехе и смерти о свободе ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  30. пелагианствоПЕЛАГИАНСТВОтечение в христианстве основанное раннехристианским автором Пелагием утверждавшее полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами ...Энциклопедия Кольера II
  31. пелагианствотечение в христианстве основанное раннехристианским автором Пелагием утверждавшее полную свободу человеческой воли и способность человека собственными силами достичь сове...Энциклопедия Кольера