Новая философская энциклопедия

ДАО

(кит. Путь, Судьба, Первопорядок, Учение, Единое) категория китайской философии, всеобщий образ китайского типа мышления. Изложенное в VI IV вв. до н. э. мудрецами Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и развитое впоследствии конфуцианством и чань-буддизмом учение о Дао-пути вплелось во все философские, религиозные, политические, эстетические и другие сферы китайской культуры. Со времени *Дао-дэцзин* (*Книги о дао и дэ*), приписываемой Лао-цзы, только даосский корпус комментариев на Д. и его возможные интерпретации составил около 5000 томов. Непрерывные попытки проникнуть в сущность Д., дать его адекватное языковое выражение и указать условия постижения, привели к пониманию Д. как универсальной символической структуры сознания. Согласно *Дао-дэ-цзин*, Д. *неисчерпаемо*, *безымянно*, *пусто*, оно является *праотцом всех вещей* и *предшествует предку явлений*. *Великое Д. растекается повсюду. Оно может быть направо и налево. Благодаря ему рождаются все существа, и они не останавливаются в своем росте. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. Все существа возвращаются к нему, и оно не рассматривает себя как господина. Его можно назвать великим. Оно становится великим, благодаря тому, что никогда не считает себя таковым* (34 чжан *Д.-дэ-цзин*). Д. у Лао-цзы предельно-всеобщая реальность, обладающая онтологическими характеристиками *вечности*, *безначальности*, *пустотности*, *небытия* и т. д. Однако, невыразимое и запредельное, оно проявляется через дэ (добродетель, справедливость, благородную силу). Дэ, являясь этической манифестацией Д., направлено на естественное упорядочивание отношений человека с обществом, природой и самим собой. Согласно порядку этих законов, Д. и дэ постоянно следуют принципу естественности (цзы-жань) и осуществляют недеяние (у-вэй). Естественность Д. противостоит каким-либо внешним законам, в том числе ритуалам (ли) и табу (фа), являясь предельным критерием космической гармонии. Развивая учение о Д , Конфуций дал ему оценочные характеристики и истолковал его на языке морали. По Конфуцию, беспредельность Д. реализовывается в образе совершенномудрого и служит благоприятному ходу общественных событий. А Чжуан-цзы сближает субстанциальность небытия Д. с повседневным бытием человека и вводит рефлексию в качестве условия *пребывания в Д.*. Образно-поэтическая философия даосизма Чжуан-цзы (IV в. до н. э.) последовательно проводит принцип существования множества реальностей на основе парадоксального, мистически-рефлексивного тождества сознания и практики. Иерархия этих реальностей строится по степени близости к природе, истинности самосознания и потенциальной силе хаотической невыразимости бытия. Находясь внутри мифологических образов и метафор, всякий гносеологизм и умозрительность Чжуан-цзы подвергает жизненной проверке на подлинность и искренность состояний сознания познающего субъекта. Рефлексивно-психологическая ориентация даосской аналитики Чжуан-цзы связана с изначальной магической и реальной возможностью *слияния* с Д. Д., как первичная эфирная субстанция, реализуется и действует через психическую энергию и жизненную силу ци Практика Тай-цзы (достижение Великого Предела), а также умение использовать равновесную гармонию инь и ян с помощью И-цзин (*Книги перемен*) придают постижению Д. характер технических упражнений и практических навыков. Будучи одновременно философской категорией и идеалом практического достижения, символ Д. является ядром философского и религиозного даосизма В Эпоху Шести Династий (IV VI вв. н. э.) даосские йога, магия и алхимия трансформируются в *религиозно-литургический даосизм*, оказавший впоследствии значительное влияние на неоконфуцианство. Религиозная сторона даосизма носит ярко выраженный пантеистический характер, целиком основана на культе предков и по ритуальному содержанию смыкается с конфуцианством Даосская логика и онтология сделали возможным возникновение и распространение в Китае и Японии буддийской школы чань (дзен) Концепция *шуньи*, изложенная в сутрах блока Праджнапарамиты и впоследствии развитая Нагарджуной, углубляет и конкретизирует понимание Д. Китайский буддизм трансформирует образ Д как синтез микрои макрокосмоса в принцип единства нирваны и сансары. При помощи даосских психологических практик Великий Принцип Относительности Нагарджуны находит в чань-буддизме конкретную практическую реализацию. Д. присуще каждой вещи и каждому человеку, так же как *дхармовое тело Будды* (дхармакайя) присутствует в каждом живом существе изначально. Не-деянием постигается подлинная природа *я*, оказывающаяся пустой, а следовательно, также изначально просветленной. Концепция *не-я*, развитая в чань-буддизме, полностью снимает в себе образ мышления и стиль жизни даоса-философа. Естественность Д. оказывается отправной точкой для понимания личности, при этом она же выступает итогом этого понимания. Изначально спокойное, безмятежное и бесстрастное Д., лишенное формы и имени целиком соответствует онтологически-психологическому не-существованию пустых дхарм. Философия неоконфуцианства, возникшая в Китае в ? в. н. э., попыталась осуществить синтез концепции Д., конфуцианской этики и буддизма. Используя истолкования Д., предложенные Конфуцием, сосредоточив внимание на комментировании изначально даосского трактата *И-цзин* (*Чжоу-и*), неоконфуцианство растворило Д. в моральной метафизике и специфически китайской имперсональной теологии. Являясь поэтическим образом и категорией в равной степени, Д. выступает культурным символом, который расшифровывается и наполняется содержанием за счет применимых к нему интерпретаций. Однако максимальная всеобщность данной символической структуры не только не снимает практическую проблему переводимости культурных языков (Восток Запад, даосизм христианство), но и предельно заостряет ее. По степени *верховной всеобщности* Д. смыкается с Брахманом. Д. и Брахман порождают самих себя, а к множеству их творений относятся боги. Д., как и Брахман, вне пространства, вне времени, непознаваемо, неделимо, но при этом проявлено в феноменальном мире. Обе субстанции эманируют: Д. через дэ и ци. Брахман через Атман и пурушу. Поиском фундаментальной основательности Д. сближается с классическими греческими субстанциями воды и огня, а по трансцендентной запредельности с гераклитовским Логосом и плотиновским Единым. Невозможность сказать о Д. роднит логику его постижения с православной апофатической традицией, идущей от Дионисия Ареопагита к Григорию Паламе. *Дао, выраженное словами, не есть постоянное Дао*, *знающий не доказывает, доказывающий не знает* (*Д.-дэ-цзин*, чж. 1, 81). Д. постигается усилиями практической мудрости, и невозможно средствами языка передать объем его содержания. Символизм Д не указывает на внешнюю по отношению к нему реальность, поскольку оно само является пределом всякой реальности и как символ указывает на самого себя. Природа такого символа отлична от символизма западного, метафизического, образца. Основанный на христианской онтологии, метафизический символизм иерархизирует бытие, а между имманентным и трансцендентным ставит идею божественного закона. Д как символ противоположно идее божества и критерием истины устанавливает естественную доброту человеческой природы Подобно хайдеггеровскому бытию, оно не допускает по отношению к себе внешних оценок, ритуалов измерения и правил суждения Д. как *ничто* и *хаос* сближается с экзистенциальной философской ориентацией XX в. Л С. Чернов

  1. даоTao. Китайское понятие поля организующего и упорядочивающего среду к которому мы должны приспособиться. Это силовое поле пронизывающее универсум. Сила которая управляет ч...Психотерапия как духовная практика
  2. даоодна из важнейших категорий китайской философии. Буквально значение термина Д. путь Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение истолковав как путь чело...Большая Советская энциклопедия II
  3. даокит. Бог слово логос путь то что не имеет ни имени ни формы не может быть воспринято и недоступно познанию но является вечной и единой первопричиной всего существующего м...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. даоДАО . Китайский нож.center . Неправильное обозначение шоудао....Большой словарь оружия
  5. даокитайское букв. путь одна из основных категорий китайскойфилософии. В конфуцианстве путь совершенного правителя нравственногосовершенствования совокупность моральноэти...Большой энциклопедический словарь II
  6. даоДАО китайское букв. путь одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь совершенного правителя нравственного совершенствования совокупность морал...Большой Энциклопедический словарь V
  7. даоневдм.i ч.i Поняття давньокитайсько флософ яке означало в теор пзнання шлях природи закономрнсть в етиц сенс життвого шляху людини етичну норму в логц пдставу заснов...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  8. даокит. Путь кардинальное понятие даосской философии...Восточные единоборства
  9. даобукв. пугь одно из главных понятий китайской философии означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности символ космической гармонии и энергии. Проявляет себя в не...Евразийская мудрость от А до Я
  10. даокитайское буквально путь одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь идеального правителя нравственного совершенствования совокупность морально...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. даокит. Бог слово логос путь понятие древнекитайской философии обозначающее то что не имея ни имени ни формы будучи вечно единым неизменным непреходящим существующим от века...История философии
  12. даоДАОstrongкит. Бог слово логос путь понятие древнекитайской философии обозначающее то что не имея ни имени ни формы будучи вечно единым неизменным непреходящим существую...История философии II
  13. даосм. абсолютСинонимы дорога закон путь...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  14. даокит. Путь В древнекитайской мысли Высшее бытие предшествующее мирозданию безымянное и бесформенное вечное и неизменное глубочайшая тайна и высшая духовная сущность жизни ...Краткий религиозно-философский словарь
  15. даов конфуцианстве путь то есть то что должно происходить то чему должен следовать человек strong Nomen omen! Amo Amas Amat не так ли Ars amandi [искусство любви лат.] не ...Мир Лема - словарь и путеводитель
  16. даоот кит. букв. Бог путь разум слово смысл логос одна из основных категорий китайской философии важнейшее ее понятие. Согласно философии Лаоцзы дао означает всеединое не ...Начала современного естествознания
  17. даоДАО кит. Бог слово логос путь понятие древнекитайской философии обозначающее то что не имея ни имени ни формы будучи вечно единым неизменным непреходящим существующим о...Новейший философский словарь
  18. даокит. Бог слово логос путь понятие древнекитайской философии обозначающее то что не имея ни имени ни формы будучи вечно единым неизменным непреходящим существующим от ве...Новейший философский словарь II
  19. даодао дао нескл. с....Орфографический словарь
  20. даодао менник середнього роду категоря китайсько флософ...Орфографічний словник української мови
  21. даоОрфографическая запись слова дао Ударение в слове дао Деление слова на слоги перенос слова дао Фонетическая транскрипция слова дао [даа] Характеристика всех звуков д [д]...Полный фонетический разбор слов
  22. даоодна из важнейших категорий китайской философии. Буквальное значение д. путь человека его нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок....Прикладные аспекты современной психологии
  23. даоодно из центральных понятий в истории китайской мысли означающее путь метод образ жизни всеобщий закон абсолют и т.п. В силу своей неопределенности и неоднозначности полу...Религиоведческий словарь
  24. даоОсновное понятие философии Лаоцзы и даосизма. Единое верховная сущность первопричина всего существующего являющаяся одновременно и идеалом нравственности в жизни человека...Религиозные термины
  25. даодао нескл. ср. Синонимы дорога закон путь...Русский орфографический словарь
  26. даодао...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  27. даодао...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  28. даокитайский нож....Словарь военно-исторических терминов
  29. даоКит. путь...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  30. даоосновополагающий символ китайской культуры на котором строятся все представления о модели и устройстве мира. Как символ дао имеет несколько значений путь дорога буквальн...Словарь китайской мифологии
  31. даодао сущ. колво синонимов дорога закон путь Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы дорога закон путь...Словарь синонимов II
  32. даодао с. кит. шлях закон принцип поняття давньокитайсько флософ яке означало в теор пзнання шлях природи закономрнсть в етиц смисл життвого шляху людини етичну норму дао...Словник іншомовних слів
  33. даокит. шлях закон принцип поняття давньокитайсько флософ яке означало в теор пзнання шлях природи закономрнсть в етиц смисл життвого шляху людини етичну норму даоде в л...Словник іншомовних слів Мельничука
  34. даобукв.путь дорога одно из важнейших понятий кит. философии центр. понятие даосизма. В философии Лаоцзы Д.невидимый вездесущий естеств. закон природы человеч. общества пове...Советский философский словарь
  35. даоДАО китайское буквально путь одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь идеального правителя нравственного совершенствования совокупность мора...Современная энциклопедия
  36. даоДАО китайское букв. путь одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве путь совершенного правителя нравственного совершенствования совокупность мораль...Современный энциклопедический словарь
  37. даоDo река и знаменитый винодельческий район в сев. Португалии. Д. берет начало в горах СеррадаЛапа и течет в югозап. направлении длина реки км до слияния с р.Мондегу ок. г...Страны и города мира. Словарь
  38. даобуквально путь дорога в китайской философии обозначает путь природы и ее закономерностей а также жизненный путь человека его этическая норма. В познании дао означает логи...Тематический философский словарь
  39. даоневдм. ч. Поняття давньокитайсько флософ яке означало в теор пзнання шлях природи закономрнсть в етиц сенс життвого шляху людини етичну норму в логц пдставу засновок ...Толковый словарь украинского языка
  40. даоУдарение в слове даоУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове дао...Ударение и правописание
  41. дао[dao]...Українсько-польський словник
  42. даокит. путь одно из основных понятий китайской философии. Если в понимании Конфуция дао есть путь человека т.е. нравственное поведение и основанный на морали социальный по...Философия политики
  43. даокатегория введенная в философию древнего Китая ЛаоЦзы для обозначения пути дороги природы понятых как закономерность. Одновременно она имела значение жизненного пути чело...Философия, практическое руководство
  44. даоДАО универсальный символ кит. культуры. Вероятно термин Д. впервые введен в предфилософский и филос. язык анонимными совершенномудрыми людьми шэн жэнь непосредственными ...Философская энциклопедия
  45. даоодна из важнейших категорий в кит. классич. философии. Первоначально термин Д. означал путь дорогу. Впоследствии понятие Д. было применено др.кит. астрономами для обознач...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  46. даокит. Бог путь разум слово логос смысл одно из важнейших понятий кит. философии. Согласно философии Лаоцзы дао означает всеединое. Оно не имеет ни имени ни формы неслышимо...Философский энциклопедический словарь II
  47. даокит. Бог путь разум слово логос смысл одно из важнейших понятий кит. философии. Согласно философии Лаоцзы дао означает всеединое. Оно не имеет ни имени ни формы неслыши...Философский энциклопедический словарь
  48. даоДАО кит. Бог шлях принцип закономрнсть одна з основних категорй кит. флософ яка незмнно присутня у багатьох напрямах але ма рзне тлумачення. Д. центральне поняття дао...Філософський енциклопедичний словник
  49. даоДао индийский длинный кривой меч обыкновенно превосходной работы и богатой отделки. Национальное оружие мугов....Энциклопедический словарь
  50. даоиндийский длинный кривой меч обыкновенно превосходной работы и богатой отделки. Национальное оружие мугов....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  51. даоДАО кит. Бог слово логос путь понятие древнекитайской философии обозначающее то что не имея ни имени ни формы будучи вечно единым неизменным непреходящим существующим о...Энциклопедия История философии
  52. даоДАОПуть подход график функция метод закономерность принцип класс учение теория правда мораль абсолют. Одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически восх...Энциклопедия Кольера II