Новая философская энциклопедия

ГЛОБАЛЬНОСТЬ

характеристика современности, фиксирующая возможность перерастания каким-либо действием, явлением или процессом рамок своего локального статуса и приобретения им самостоятельной значимости в масштабе социума, шире в общемировом масштабе. Глобальный характер современного общества сформирован несколькими тенденциями: высокими темпами развития техники, перерастанием ею рамок чистой служебности, превращением ее в автономную малоконтролируемую социальную сферу; массовым характером современного производства, позволяющим легко тиражировать продукцию самого различного рода, систематизацией разнонаправленных контактов различных культур, подрывающей цивилизационную идентичность последних; ускоренным развитием средств массовой коммуникации, устранивших многие пространственно-временные ограничения контактов и т. д. Комплекс этих и других факторов способствовал появлению ряда глобальных проблем, существенно изменивших жизненный контекст человеческого существования. Одна из этих проблем экологическая. Интенсивное освоение людьми окружающего пространства привело к утрате одной из базовых дихотомий новоевропейского сознания дихотомии природы и культуры Природа все более превращается в один из элементов культуры; для поддержания ее существования необходимы непрерывные усилия со стороны последней Включение *природы* как одного из благ в процесс социального, в т ч. и экономического, обмена размывает *естественную* границу человека как субъекта, С другой стороны, возникает угроза исчезновения воспринимающихся как базовые, *органические*, ценностей цивилизации. Реакцией на это стали попытки создания *экологии культуры*. Такая инверсия категорий ведет к замене оппозиции природа/культура более гибкой оппозицией система/ среда. Человек в рамках данного подхода мыслится уже не через принадлежность к одному из полюсов этой оппозиции, а как одна из переменных экосистемы Желательное состояние социума здесь не рост, а устойчивое равновесие, симбиоз ряда систем, ни одна из которых не является привилегированной. Другая проблема, порожденная Г., опасность нарастания, а также и простого сохранения культурных разрывов различных регионов мира. Повышение роли временного фактора и углубление международной экономической зависимости различных регионов показали непродуктивность концепции *постепенного подтягивания* стран экономической периферии к уровню жизни центра. Политическая самостоятельность стран периферии, их контроль над стратегическими ресурсами вместе с возрастающей информированностью населения и асимметрией в доходах факторы, делающие вопрос модернизации развивающихся стран, выравнивания уровней жизни различных регионов условием благополучия стран центра. Усиление и систематизация межкультурных контактов выявили проблему эклектического синтеза элементов различных культур, поставили в центр задачу если не предотвращения, то, по крайней мере, минимизации вреда, возникающего в результате переноса элементов одной культуры в контекст другой. Выполняющие одни системные функции культурные компоненты при перенесении их в инокультурную среду зачастую начинают играть в ней совершенно иную роль Так, некоторые философские построения, имеющие социально-критическую направленность в контексте европейского общества, легко могут получить в иной культуре статус официальной идеологии, легитимирующей существующую авторитарную политическую практику. Более того, даже функциональноэквивалентные социальные явления при переносе их в виде чисто технического новшества в инокультурную среду, не успевая пройти соответствующие процедуры адаптации, нередко оказывают деструктивное воздействие на культуру-реципиент. Так, в каждом социуме существуют специфические наркотические средства и соответствующая культура их потребления, однако заимствование этих средств инокультурной средой обычно вызывает неблагоприятные последствия. Это ставит проблему поиска форм управления процессами культурного импорта. Аналогичные процессы происходят и в масшгабе отдельного социума. Продолжающаяся дифференциация различных сфер научного знания, растущая *гетерогенность*, *распыление общества* как целого ставят под вопрос возможность классического целерационального действия Такое, локализованное в конкретной пространственно-временной ситуации, направленное на достижение определенной цели (с соответствующими цели средствами ее достижения) действие становится все более проблематичным. Эмерджентные эффекты, возникающие в процессе осуществления действия, по своему значению (обычно негативному) зачастую несоизмеримы с воплощением желаемого результата. Все это выдвигает на первый план проблему если не устранения нежелательных эффектов, то, по крайней мере, минимизацию потерь при осуществлении технических, а тем более социальных проектов. Этого пытаются достичь путем сознательного ограничения их масштаба, уточнения их направленности и расчета возможного технологического риска. Субъект действия вынужден учитывать возможность трансформации этого действия, к примеру, из сферы локального, инструментального и частного в сферу публичного, универсального и ценностного. Еще один комплекс проблем возникает вследствие того, что современный уровень мировой экономической интеграции и развития средств массовой коммуникации способствует увеличению масштаба возможного распространения опасных артефактов, технологий, явлений и процессов посредством их тиражирования в условиях массового производства. Это делает нежелательным универсализацию, понимаемую как унификация схем деятельности, образа жизни, мироотношения и т. д. Но и сосуществование мощных культурных разрывов между различными регионами, отсутствие согласия по ряду проблем, общего информационного поля в ситуации радикальной дифференциации и децентрации власти также является нежелательным. Все это создает проблему поиска необходимого баланса локальных и универсальных структур, стимулирует выделение новых сегментов социальности, на основе которых может быть осуществлена эффективная интеграция. Параллельно с этим неизбежен пересмотр таких политикотеоретических реалий, как гражданское общество, государство, суверенность, власть, право и т. д. Явления и события, оказывающие радикальное воздействие на судьбу человечества в целом (по определению О. Тоффлера *волны*), происходили в истории и ранее (*аграрная революция* , изобретение книгопечатания и т. д.). Специфику Г определили во многом следующие обстоятельства Во-первых, Г характеристика современной реальности, фиксирующая открытость общества постоянному воздействию таких явлений. Во-вторых, частота и степень воздействия этих факторов такова, что окружающая действительность кардинально меняется в пределах жизни одного поколения. Общество не успевает адаптироваться к инновациям, воспринять их в логике *естественного*, *органического*, *закономерного*. Напротив, они осознаются как катастрофы. В-третьих, особенность Г. в том, что постижение глобального характера современной социальной реальности явилось результатом конфликта теоретического *свершения истории*, осознания ее смысла, целей и ее реальным продолжением в иных направлениях. Г., т. о. результат практических корректив понятия *универсальность*. Мощное расширение горизонта жизненного мира, вторжение иных смыслов, проникновение воспринимавшихся ранее как абстракции явлений в структуры повседневного существования породили двоякую реакцию. С одной стороны, это повлекло за собой стремление найти адекватные формы мировой интеграции и кооперации. Была признана необходимость пересмотра существующего образа жизни, форм деятельности, социальных ценностей и т. п. Другой реакцией стало усиление стремлений к универсализации, понимаемой как простая экспансия существующих ценностей, форм деятельности и т. п. Установка на сохранение существующего образа жизни и его экспансию в данном случае попытка изгнать чуждые и пугающие смыслы из жизненного мира путем превращения гомогенности социальной реальности в особое социальное благо, желаемый объект потребления. Различие этих двух интерпретаций прослеживается и на семантическом уровне. Если в первом случае под глобальными понимаются проблемы, от положительного решения которых зависит сама возможность существования человека (экологическая проблема, ядерная опасность, ограничение потребления ресурсов и т. п.), то во втором в разряд глобальных попадают проблемы, ранее не считавшиеся таковыми: терроризм, насилие, нарушение прав человека и т. п. Г. находится в центре внимания современной социальной теории в силу ряда причин. Во-первых, Г. позволяет определенным образом преодолеть оппозицию цивилизационного и универсалистского подходов к пониманию истории. Универсальность в контексте Г. понимается не как некая абстрактная логика развития, безразличная к конкретным формам его воплощения, а как результат усложнения межцивилизационных связей. С другой стороны, Г. и проблемы, порожденные ею, это возможность ответить на вопрос о пределах рационализации социальных процессов, вторжения науки в такие ранее не связанные с ней сферы человеческого существования, как мораль (возможность создания биоэтики). Интересным представляется вопрос о возможности самоограничения науки в условиях Г. (проблемы этики науки, ответственности ученого и т. п.). Некоторые исследователи полагают, что экологические проблемы создают такое прерывание самореференции социума, которое позволит значительно ослабить зависимость наблюдателя от социального контекста, попытаться осуществить *детавтологизацию и депарадоксализацию самоописания социума* (Н. Луман). Изучение возможных форм и путей социальной интеграции в ситуации Г. позволяет выделить социальные сферы, значение которых резко повысится либо уже повышается. Это дает возможность исследовать иные, ранее не принимавшиеся во внимание функции данных сфер (изучение М. Мак-Люэном средств массовой коммуникации). В идеологическом плане Г. понимается как предпосылка для создания общих для человечества ценностей (А. Печчеи): экологическое мышление, добровольное ограничение потребления, приоритет качественных характеристик человеческой жизни и т. д. Сама же по себе Г. не принадлежит какой-либо конкретной идеологии, но и не лежит по ту сторону последней. Более того, в настоящее время глобальная проблематика с равным успехом эксплуатируется идеологиями самого различного типа. М. С. Белоковыльский

  1. глобальностьГЛОБАЛЬНОСТЬ и ж. globalit f. Полнота охвата чегол. всеобщностьem. Но конечно при некоторойглобальности и некоем общем тоне там царствующем Монпарнас состоял из очень раз...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  2. глобальностьНачальная форма Глобальность винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  3. глобальностьглобальность ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил. глобальный....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  4. глобальностьглобальность глобальность и...Орфографический словарь
  5. глобальностьглобальность глобальности глобальности глобальностей глобальности глобальностям глобальность глобальности глобальностью глобальностями глобальности глобальностях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  6. глобальностьОрфографическая запись слова глобальность Ударение в слове глобальность Деление слова на слоги перенос слова глобальность Фонетическая транскрипция слова глобальность [г...Полный фонетический разбор слов
  7. глобальностьглобальность иСинонимы всемирность всеобщность всеобъемлемость всесторонность глобализм грандиозность многоохватность огромность повсеместность полнота универсальность ши...Русский орфографический словарь
  8. глобальностьГлабальнасць...Русско-белорусский словарь
  9. глобальностьглабальнасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  10. глобальностьаламды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  11. глобальностьСинонимы всемирность всеобщность всеобъемлемость всесторонность глобализм грандиозность многоохватность огромность повсеместность полнота универсальность широкомасштабнос...Русско-китайский словарь
  12. глобальностьглобальность иСинонимы всемирность всеобщность всеобъемлемость всесторонность глобализм грандиозность многоохватность огромность повсеместность полнота универсальность ши...Русское словесное ударение
  13. глобальностьглобальность всеобъемлемость многоохватность широкомасштабность всемирность полнота повсеместность всеобщность универсальность всесторонность Словарь русских синонимов. г...Словарь синонимов II
  14. глобальностьглобальность всеобъемлемость многоохватность широкомасштабность всемирность полнота повсеместность всеобщность универсальность всесторонность...Словарь синонимов
  15. глобальностьОсознание пациентом в процессе терапии того факта что у всех есть проблемы и что никто не живет в замке из слоновой кости. По мнению Ялома один из целительных факторов....Социальная психология групп
  16. глобальностьфр. global всеобщий лат. globus шар видение современного мира в целостности и взаимосвязи всех процессов затрагивающих интересы и судьбы всего человечества. Изучается ...Социология коммуникации
  17. глобальностьglobality всеобщность глобальное состояние в определенный промежуток времени в котором находятся объекты и субъекты глобальных явлений....Стратегическая психология глобализации - Психология человеческого капитала
  18. глобальностьГЛОБАЛЬНОСТЬ ж. см. глобальный....Толковый словарь русского языка
  19. глобальностьУдарение в слове глобальностьУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове глобальность...Ударение и правописание
  20. глобальностьRzeczownik глобальность f globalno f caociowo f...Универсальный русско-польский словарь
  21. глобальностьглобальность глобальности глобальности глобальностей глобальности глобальностям глобальность глобальности глобальностью глобальностями глобальности глобальностях Источник...Формы слова
  22. глобальностьТаль Талон Табло Стон Столь Столон Столб Стол Стогна Стог Стлань Стан Сталь Сонг Сон Сольно Соль Солонга Соло Солгать Солан Согнать Собь Соболь Сноб Снг Слот Слон Слог Сл...Электронный словарь анаграмм русского языка