Новая философская энциклопедия

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

философские категории, выражающие своим соотношением процессы развития, взаимопереходы скрытого и видимого, потенциального и кинетического, сущности и явления, внутреннего и внешнего. (1) В повседневном смысле В. обычно противопоставляют невозможное, а Д. недействительное. Согласно В. И. Далю, В. а) исполнимость, сбыточность, разрешимость; б) отсутствие помех или запретов; в) мощь, сила, власть, могущество, достаток, средства, богатство. Д. а) все то, что есть, невымышленно, истинно, свершено; б) живое, жизненное, находящееся в движении плотью или духом; в) проявляющее силу, производящее своей силой, действующее. Этимологическое значение слова *действительность*, вероятно, восходит к лат. deus (бог), сопряжено с творением, со светом сущности; русское слово *день* (эквивалент англ. day) также имеет смысловое отношение к понятию *света божьего*. Слову *возможность* в греч. языке соответствует *динамическое* (т. е. силовое, потенциальное, некие источники, запасы), а слову *действительность* *энергетическое* (т. е. действующее, движущее). В философском плане категории В. и Д. получили наибольшее развитие в трудах Аристотеля и Гегеля. (2) В философии Аристотеля В. и Д. в первую очередь берутся как категории языка. В формально-логическом аспекте Аристотель подразделяет все человеческие суждения на суждения В., суждения Д. и суждения необходимости. Например, суждение *А, возможно, станет Б* относится к суждениям В., а суждения *А есть Б* и *А не есть Б* к суждениям Д. (см.: Аристотель. Первая аналитика 12 // Аристотель. Аналитики. М., 1952). В *Метафизике* категории В. и Д. обсуждаются в онтологическом плане, с их помощью Аристотель по-своему решает проблему, происходит ли нечто из ничего или из чего-то. Он подразделяет бытие на потенциальное и актуальное и трактует становление некоторой вещи как переход от В. к Д. (семя человек в потенции, глыба мрамора будущее изваяние Гермеса и т. д.). Существующее происходит не из ничего, а из чего-то другого, существующего через изменение последнего. Само изменение это переход от того, что существует в В., к тому, что существует в Д. Например, возможная белизна изменяется в действительную белизну. Т. о., не следует определять В. как то, чего еще нет, в противоположность Д. как чему-то уже имеющемуся; следует говорить о В. и Д. как двух видах объективного существования. Нечто бывает либо В., либо Д., однако не пребывает в этих состояниях одновременно. *Невозможно, чтобы одно и то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле...* (Аристотель. Метафизика. М Л., 1934, с. 63). Более конкретное различение *существования в возможности* и *существования в действительности* Стагирит проводит в теории материи и формы. Материя сама по себе есть только В. формы. Благодаря присоединению к ней формы она превращается в конкретную вещь, в нечто целое, индивидуальное и Д.; именно форма делает материю Д. Если вещь изменяют, то в итоге вещь получает больше формы, чем имела прежде. Та вещь, которая имеет больше формы, более Д. Аристотель также увязывает В. со способностью, а Д. с деятельностью и целеполаганием; целью является Д., и ради именно этой цели принимается способность. В., или *динамическое*, есть нечто *в себе*, задаток, а также материя, которая может принимать все формы, не будучи сама формирующим началом. Д., или *энергетическое*, есть осуществляющаяся форма. Энергия чистая деятельность из самой себя; деятельность процесс самоопределения, реализующая себя всеобщая цель. Аристотель различает три вида субстанции: 1) чувственно ощутимую и конечную у нее есть некая материя, от которой деятельная форма еще не отличена; 2) более высокий вид субстанции, в котором два полюса полюс пассивной материи как В. и полюс активной цели, осуществляемой умом (мыслью) через деятельность (тут деятельность существенно первична); 3) высший вид субстанции для себя сущая, неподвижная, все приводящая в движение, не обладающая никакой материей, чистая деятельность (Бог). Бог понимается как неподвижный деятель, существующий до всякой В. по существу, а не во времени. Сущность Бога проста это чистая деятельность, энергией которой совершается переход от В. к Д. в форме видимого в природе и выполняется конечная цель непрерывно и моментально творить все космические потенции и улучшать вселенную. Видов актуализации существует столько же, сколько есть видов движения, энергии. По существу и логически Д. предшествует В.; активная форма придает пассивным В. способность превратиться в Д.; в этом смысле развитие есть смена одной Д. другой. (3) В философии Гегеля усиливается диалектическая взаимосвязь В. и Д. *Действительность есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего и внешнего* (Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1975, с. 312). В Д. содержится уже снятая В. *Возможность есть то, что существенно для действительности, но существенно таким образом, что есть вместе с тем только возможность* (там же, с. 315). Что действительно, то возможно. Принадлежа виртуальной сфере сущности (снятому бытию), В. содержит в себе прошлую Д., является неопределенным вместилищем всего вообще. Однако как форма существенности В. недостаточна потому, что безгранично многообразна и неопределенна: возможно все, что не противоречит себе. Свой недостаток В. стремится восполнить через превращение одной из множества В. в Д. *То, что действительно, может действовать, свою действительность нечто выказывает через то, что оно производит* (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т 2. М., 1971, с. 193). Д. конкретнее, чем В., сущность или явления сами по себе; В. абстрактный момент Д. Переход В. в Д. есть развитие абстрактного до уровня конкретного. В основании процессов взаимоперехода В. и Д. находится энергия субстанции. Бытие субстанции в самом ее действии. *Переводя возможное в действительность с ее содержанием, субстанция обнаруживает себя как созидательную мощь, а возвращая действительное в возможность, она обнаруживает себя как разрушительную мощь* (там же, с. 206). Гегель описывает разные виды В. и Д.: формальную и реальную В., формальную и реальную Д., обсуждает взаимосвязи категорий В. и Д. с категориями необходимости и случайности. Формальная В. *неопределенное вместилище всего вообще. В смысле этой формальной возможности возможно все, что не противоречит себе* (там же, с. 188 189). В отличие от нее реальная В. уже не может быть чем-то иным, но только одним, *...реальная возможность составляет все условия в целом... рассеянную действительность...* (там же, с. 194). Когда все условия сути дела полностью налицо, то она вступает в Д.: *Реальная возможность... уже сама есть необходимость* (там же, с. 196). Формальная Д. это существование вообще (ибо все возможное имеет некоторое бытие), связанное со случайностью. *Случайное это нечто действительное, определенное в то же время лишь как возможное, иное которого или противоположность которого также есть* (там же, с. 191). *Реальная действительность, как таковая, это прежде всего вещь со многими свойствами, существующий мир* (там же, с. 193). Ныне подразделение В. на формальные (абстрактные) и реальные (конкретные) общепринято. (4) Отрицание объективного характера В. было характерно для материализма XVII XVIII вв. Например, Т. Гоббс понимал под В. то, необходимую причину чего нельзя разглядеть, а под Д. просто объективную реальность. Для Канта В. и Д. были априорными категориями модальности, причем он различал логическую, реальную и практическую В. Сегодня В. количественно измеряют через вероятность по шкале от 0 до 1. Вероятность мера необходимого в возможном (В. И. Корюкин, М. Н. Руткевич), степень близости В. к Д. Д. В. Пивоваров

  1. возможность и действительностьВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ философские категории логически описывающие движение способ существования материи во времени. Действительность это то что уже возникло сущ...Большая советская энциклопедия
  2. возможность и действительностьфилософские категории логически описывающие движение способ существования материи во времени. Действительность это то что уже возникло существует. Возможность это то чт...Большая Советская энциклопедия II
  3. возможность и действительностьфилософские категории выражающиеосновные ступени развития предметов и явлений возможность тенденцияразвития предмета действительность объективно существующий предмет ка...Большой энциклопедический словарь II
  4. возможность и действительностьВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ философские категории выражающие основные ступени развития предметов и явлений возможность тенденция развития предмета действительность о...Большой энциклопедический словарь III
  5. возможность и действительностьВОЗМОЖНОСТЬ И действительность философские категории выражающие основные ступени развития предметов и явлений возможность тенденция развития предмета действительность ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. возможность и действительностьфилософские категории выражающие основные ступени развития предметов и явлений возможность объективная тенденция развития предмета действительность объективно существую...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. возможность и действительностьВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ модальные характеристики бытия выражающие с одной стороны тенденцию становления с другой ставшую реальность. Если понятие В. выражает объ...Новейший философский словарь
  8. возможность и действительностьммкндк пен шынды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  9. возможность и действительностьсоотносит. филос. категории характеризующие две осн. ступени в становлении и развитии предмета или явления. Возможность объективная тенденция становления предмета выражаю...Советский философский словарь
  10. возможность и действительностьВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ философские категории выражающие основные ступени развития предметов и явлений возможность тенденция развития предмета действительность о...Современный энциклопедический словарь
  11. возможность и действительностьсоотносительные полярные друг другу категории отражающие две ступени становления и развития всякого объекта. Возможность есть чтото фактически существующее это тенденция ...Тематический философский словарь
  12. возможность и действительностьмодальные характеристики бытия выражающие с одной стороны тенденцию становления с другой ставшую реальность. Если понятие В. выражает объективно существующую тенденцию и...Теория и практика разрешения виртуального конфликта
  13. возможность и действительностьВ. философская категория обозначающая явления события которые еще не стали наличным бытием но имеют предпосылки своего осуществления. Действительность это вся сфера нал...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  14. возможность и действительностьВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ соотносительные филос. категории характеризующие два основных этапа в изменении и развитии предметов явлений окружающего мира в целом. Дей...Философская энциклопедия
  15. возможность и действительностькатегории материалистич. диалектики отражающие две осн. ступени развития каждого предмета или явления в природе обществе и мышлении. В о з м о ж н о с т ь есть объективно...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  16. возможность и действительностьонтологические категории отражающие процесс изменения. В. это условия резюмирующиеся в тенденции возникновения или прехождения сущего. Д. следствие полной причины услов...Философские категории
  17. возможность и действительностькатегории с помощью крых отображается развитие материального мира. Категория В. фиксирует объективную тенденцию развития существующих явлений наличие условий их возникнов...Философский энциклопедический словарь
  18. возможность и действительностьВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ философские категории выражающие основные ступени развития предметов и явлений возможность тенденция развития предмета действительность ...Энциклопедический словарь естествознания
  19. возможность и действительностьВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Возможностью называют заложенную в объектах предрасположенность диспозицию способность к возникновению новых объектов реализовавшуюся воз...Энциклопедия эпистемологии и философии науки