Новая философская энциклопедия

ВАДЖРАЯНА

Нерушимая Алмазная Колесница крупнейшая буддийская школа; распространена в Индии, Японии и полностью господствует на Тибете. Само слово *ваджраяна* является производным от ваджры, обозначающего буквально *алмаз*, *алмазный топор*, *пучок скрещенных молний*, *мужское начало Вселенной* и т. д. Ваджра символизирует прочность, нерушимость и истинность буддийского учения, а по контексту употребления и значимости образа совпадает с исламским полумесяцем и христианским крестом. Являясь исторически производной от махаяны, В. сконцентрировала свое внимание на особых методах достижения нирваны (освобождения), назвав себя *результативной колесницей тайной мантры*. Буддизм В. также может называться *тантраяной*, или *колесницей тантр*. Термин *тантра* обозначает *длительность*, *непрерывность*, *сцепленность*, *продолженность*. Тантрическая непрерывность от( носится к сознанию, которое постоянно практикует какого-либо рода психическую (телесную, ритуальную) технику. В этом случае подразумевается, что ритуальная техника длится всегда, а сознание подключается к ней на определенном этапе и начинает уже свое непрерывное движение. Тантра конкретизирует В. с технической стороны, расшифровывает ее мудры, мандалы и священные слоги. Тантра также может использоваться при указании на типы текстов, содержащих тантрийские учения; употребляется как синоним тибетской йоги. Буддийскую тантру следует отличать от индусского шиваизма и шактизма, от всех видов популярных истолкований, сделанных на основе нерелигиозного объяснения тантрийской иконографии. Тантраяна опирается на учение о *трех телах Будды* и на концепцию шуньи (пустоты), развивая и углубляя эти фундаментальные понятия. Согласно концепции *трех тел* (трикая), достижение просветления проходит три уровня: абсолютный, идеальный и конкретный. Каждый уровень символизирован через тело Будды, и общая космическая структура описывается через нирманакаю (конкретное, физическое), самбхогакаю (идеальное, сущностное) и дхармакаю (чистое бытие). Методы тантры были изложены Буддой в *Теле Преображения* (самбхогакая). Признавая значимость всех ступеней совершенствования, от низших до высших, тантра указывает, что энергетический уровень классических буддийских сутр соответствует физическому телу преображения. Слияние с каждым телом рассматривается как особая тантра (техника), а следовательно, хинаяна соответствует тантре физической, махаяна идеальной, В. абсолютной. Школы Большой и Малой Колесниц работают на уровнях тела и сознания, а Алмазная Колесница добавляет к этим уровням энергетический пласт рассмотрения любого жеста, слова, высказывания. В. перевела положения сутр и дискурс дхарм на язык геометрических узоров (мандал), конкретных положений тел, определенных звуков и голосовых вибраций. При условии непрерывных физических и сознательных практик, достижение дхармакаи возможно в период одной жизни. Наибольшую трудность представляет совмещение уже достигнутого состояния просветленности с необходимостью пребывания в обусловленном теле. Для решения этой проблемы тантраяна радикально меняет установку по отношению к чувственным омраченностям, страстям: *Чем больше дров (страстей), тем больше огонь (реализации)* (Н. Норбу). На уровне методологии подобного рода решение было заимствовано у ваджнянавадов (йогачаров). То, что в христианстве называется *искушением*, тантрой не избегается, не отстраняется, а напротив приближается и исследуется в мельчайших деталях методом символических визуализации. Весь спектр психологических состояний, видений и переживаний образно фиксируется в виде божественных изображений, помогая сознанию непрерывно фиксироваться на выбранном объекте. Выбор медитативной техники, практика визуализации, расшифровка символов все это дается только путем *прямой передачи* (от учителя к ученику). С онтологической т. зр., которая, по отношению к символически-визуальной, занимает более высокое положение, любой аффект, любая страсть, действие пусты, как пуста дхарма и как пуста *сама шунья* (Б. Дандарон). Л. С. Чернов

  1. ваджраянасанскр. колесница ваджры одно из направлений буддизмаутверждает возможность достижения состояния будды в земной жизни....Большой энциклопедический словарь II
  2. ваджраянаВАДЖРАЯНА санскр. колесница ваджры одно из направлений буддизма утверждает возможность достижения состояния будды в земной жизни....Большой Энциклопедический словарь V
  3. ваджраянасанскр. алмазная колесница одно из гл. направлений махаяны и буддзма в целом в рамках крого издано поразительное многообразие систем йогич. практики памятников литры и ...Буддизм
  4. ваджраянаваджраяна ваджраяна ы...Орфографический словарь
  5. ваджраянаОрфографическая запись слова ваджраяна Ударение в слове ваджраяна Деление слова на слоги перенос слова ваджраяна Фонетическая транскрипция слова ваджраяна [вджран] Харак...Полный фонетический разбор слов
  6. ваджраянаваджраяна ы...Русский орфографический словарь
  7. ваджраянаВАДЖРАЯНА санскр . колесница ваджры одно из направлений буддизма утверждает возможность достижения состояния будды в земной жизни....Современный энциклопедический словарь
  8. ваджраянаУдарение в слове ваджраянаУдарение падает на букву яБезударные гласные в слове ваджраяна...Ударение и правописание
  9. ваджраянаВАДЖРАЯНА ВАДЖРАЯНА vajraynaалмазный путь или мантраяна путь мантрыбуддийское направление тантризма. Как эзотерическая практика внутри махаяны см. Буддизм ваджраяна возни...Философская энциклопедия