Новая философская энциклопедия

АНТРОПОСОФИЯ

(от греч. *антропос* человек и *софиа* мудрость) религиозно-мистическая концепция человека, ориентированная на представление о нем, как единстве собственно человеческого и божественного. Понятие А. используется в двух наиболее распространенных значениях. Во-первых, как самоназвание религиозно-философского течения, основанного в 1912 г. Рудольфом Штейнером (1861 1925) и развивавшегося под эгидой возглавляемого им Антропософского общества в г. Дорнах (Швейцария). Во-вторых, в более широком смысле термин *А.* применяется к человековедческим концепциям в рамках различных религиозно-мистических учений (неоплатонизм поздней античности, гностицизм, патристика, православный исихазм, Экхарт, Сузо, Бёме, фон Баадер, Сен-Мартен, каббализм, софиологическое всеединство и др.). Объединяющим мотивом для всех перечисленных концепций является принципиальное противопоставление антропософского образа человека традиции натуралистического, рационалистического, научно-эволюционного решения данной проблемы. В силу этого А. предстает не только как один из вариантов философской антропологии, но и как ее методологическая оппозиция. Данное обстоятельство подчеркивается самой терминологической семантикой: *софия* вводит образ целостной, сверхрациональной, мистическисоборной мудрости в противовес строго дискурсивному, рационально-теоретическому *логосу*. Тем самым задается, с одной стороны, особая методологическая установка на осмысление природы и сущности человека в связи с природой и сущностью божественного, абсолютного, сверхсущего; последнее же, как правило, представляется трансцендентным Для чисто рационально-теоретического познания объектом. С другой стороны, Результатом антропософского представления человека оказывается устойчивый образ *двуединства природ*: первой наличной (всегда вторичной, ограниченной, временной, телесно определенной, функционирующей по естественнофизиологическим законам) и второй сущностной (первичной, потенциально безграничной, становящейся в качестве смысловой и целевой основы человеческого бытия). При этом индивидность обычно относится к аспектам наличной природы, тогда как сущностная природа носит сверхиндивидуальный характер. В целом, можно обнаружить аналогичные мотивы в понимании человеческой сущности и в натуралистической, и в рационалистической версии антропологии. Будучи вписанными в универсально-метафизические системы философии, антропологические концепции обретают смысловые компоненты антропософского видения человека, но без явно выраженной ориентации на мистико-интуитивное познание с присущими ему образностью, символизмом, антропоморфизмом и теистическими тенденциями. Такого рода сближение может быть произведено по отношению к классическим вариантам антропологии (Платон, Спиноза, Гегель и др.). Т. о., можно говорить о логической тождественности концептуальных схем *человеческой сущности* в метафизической антропологии и А.: существенное различие вырастает лишь из методологии философского человекознания, реализуясь в специфической акцентировке определенных аспектов целостного представления о человеке. В общем контексте развития А. достаточно явно проступает платоновский субстрат, являющийся и фундаментом традиционно-метафизической антропологии. Это, прежде всего, принцип двойственности человеческой сущности, отождествление *подлинности* человека с духовным началом, возведение индивидуально-духовного к духовному сверхсущего порядка, смысловой мотив трансцендирования как раскрытия и реализации своей *подлинности*, преодоления ограниченного и несубстанционального *здесь-бытия*, принципиальный характер когнитивного восхождения к самопознанию и самоотождествлению со сверхсущим первоисточником и т. д. Устойчивые мотивы такого рода предоставляют достаточно широкие возможности для вариативной интерпретации как в духе индуистского космоцентризма, так и в духе христианского персонализма, что предопределяет характерную тенденцию А. к методологическому и интеркультурному синкретизму, так или иначе проявляющемуся в данных традициях. Первыми опытами разработки целостной антропософской системы на основе платонизма являются позднеантичные мистические учения неоплатонизм, неопифагореизм, гностицизм, учение Филона Александрийского. Несмотря на существующие между ними разногласия и противоречия во взглядах на природу и сущность человека, здесь присутствуют все вышеперечисленные мотивы А. Ведущим из них следует полагать идею самопревозмогания односторонне ограниченной наличности, посюстороннего бытия, трактуемого с позиции его *падшести*, *преходящести*, *темноты* по отношению к так или иначе постулируемому Единому, Сверхсущему, Абсолюту, Богу. Пути и средства трансцендирующего становления представлены различными вариантами: от мистического созерцания Единого внутри собственного сознания до экстатического преклонения перед Божественной личностью, от аскетической дисциплины до оккультных процедур. Традиции позднеантичной А. получили своеобразную интепретацию в становящейся христианской религиозно-философской и богословской мысли III V вв. Особенностью этого варианта А. является стремление преодолеть свойственный позднеантичной мистике субъективизм, используя в качестве смыслообразующего концепта идею Богочеловечества. Благодаря этому в А. впервые входит социальный аспект, выраженный рядом религиозных символов, получающих философскую интерпретацию. Раннехристианская А. в целом сохраняет мотив вторичности телесно-индивидуального, посюстороннего бытия человека, утверждая доминирование духовно-божественного над тварным. При этом духовность непосредственно возводится к универсально-духовной основе мира Богу-Отцу и, одновременно, оказывается воплощенной в личности Христа, становящейся для богословской традиции предельным выражением Богочеловечества как преданности и перспективы. Двуединство индивидуального и социального как сущностная основа человека традиционно выражается в двух характерных мотивах. Во-первых, в утверждении всечеловеческого масштаба спасения как целостного трансцендирования. В концепции спасения разрабатываются мотивы, существенно расходящиеся с А. античного мистицизма: вероучительный догмат о спасении предполагает преображение всего человеческого существа, а не только его духовно-божественной сущности. Отцами церкви разрабатываются концепции *избывания* греховности и тварности в единении с Богом, *просветления* телесности светом духовной истины и любви, становления *святой телесности* посредством акта Божественной Благодати и т. п. Во-вторых, в тесной связи с антропософскими разрабатываются экклесиологические мотивы: становление Богочеловечества как вселенский процесс предопределяется становлением церкви Символ церкви выступает своего рода опосредующим звеном в цепи религиозно-философского дискурса. Здесь воедино сводятся мотивы персонализма и социоцентризма, единства духовного и телесного, просветляющегося духом, самостоятельного становления человечества и благодатного преображения. В дальнейшем развитии христианской А. церковь в качестве философемы занимает одно из важнейших мест, т. к. этот символ позволяет выстраивать многообразные спекулятивные концепции: экклесиологическая символика пластично адаптируется как к абстрактно-схематическим уровням А., так и легко *заземляется*, отождествляясь с реальным церковным сообществом. Теория и практика раннего христианства, подобно антропософским учениям античности, также представляет разнообразный спектр путей и средств трансцендирования человеческого к Богочеловеческому. Здесь речь может идти об аскетическом *умерщвлении плоти*, мученичестве, морально-духовном самосовершенствовании (через смирение гордыни и культивацию любви к другому), молитвенном экстазе, монашеском организованном и упорядоченном аскетизме и т. д. В католической традиции основной упор постепенно переносится на служение церкви и неукоснительное исполнение обрядово-культовых предписаний. В православной традиции акцентируется непосредственное единение с Абсолютом в процессе молитвенного общения. Кроме того, в православном богословии, начиная с VII VIII вв., постепенно формируется особое понимание сущности человека: личность полагается ипостасью соборной сверхличности. Последняя трактуется как совокупное человечество, целостное объединение сознаний, либо как богочеловеческий символ. На этой основе вырастает православный исихазм (Максим Исповедник, Григорий Палама и др.). Благодаря влиянию исихастского богословия в православной догматике утвердилось представление о смысле и назначении человека как обожении, имеющем характер энергийного слияния собственно человеческого и божественного. При этом, с одной стороны, указывается на существенную активность обожения-самопревозмогания, с другой, фундаментальная категория личности остается принадлежащей уровню божественного бытия (теистический персонализм). В плоскости же тварного бытия человек суверенен в своем стремлении и активности, направленной на *стяжание благодати*. Этот процесс не является чисто индивидуальным, т. к. в нем актуализуется и проявляется *всечеловечность* индивида, его открытость церковному сознанию, т. е. личное обожение и есть самосозидание соборности. Вместе с тем в исихастскую А. входит важное внутреннее противоречие: энергийно-соборный путь обожения предполагает либо тенденцию к значительной субъективизации Бога, либо к обезличиванию индивида, что в равной степени противоречит христианской догме Так или иначе возникает необходимость в опосредуюшем начале, обеспечивающем соединение противоречивых аспектов личностно-соборного становления. В различных версиях А. (как православной, так и католической и протестантской) формируются своеобразные концепции такого посредника. Один из наиболее распространенных вариантов идея сущностного и структурного тождества *верхнего* и *нижнего* миров, реализующегося прежде всего в антропно-индивидном бытии. Сам по себе этот принцип имеет давнюю историю, он разрабатывался еще в мистических школах индийской (йога, миманса) и китайской (даосизм) философиях. В европейской мистической традиции этот принцип получил наиболее развитое толкование в гностических учениях (символ Антропоса космического человека, тождество уровней психического развития личности зонной структуре умопостигаемого космоса), существенно повлиявших на становление философских аспектов средневековой алхимии, оккультизма. Фактически тот же потенциал заложен в фундаментальных идеях каббализма (где, пожалуй, впервые средоточием макрои микрокосмического тождества оказывается Слово) и неоплатонизма (троичная структура универсальной онтологии и духовно-личностного бытия). Эти характерные мотивы находят свое отражение в трактатах Псевдо-Дионисия Ареопагита. Здесь, с одной стороны, выстраивается целостная картина мироздания, выраженная в форме взаимопереходящих уровней онтологической организации, объединенных троичноипостасным принципом. С другой стороны, *Ареопагитики* (особенно *О Божественном мраке*) вводят проблему несоизмеримости тварно-человеческого и универсально-божественного. Исходом и истоком мистического гнозиса (именно в этом плане преимущественно рассматривается процесс обожения) является трансцендентный Божественный мрак. Это и состояние души адепта, и онтологический фундамент мира и личностного бытия. Тем самым ставится вопрос о невозможности чисто дискурсивного, последовательного познания Бога, что означает неразрешимость поступательного самопревозмогания, разрыв в ткани Богочеловеческого дискурса. Та же идея лежит в основании пререформатской А. Майстера Экхарта (учение о *темной природе Божества*, трансцендентной даже по отношению к его собственному разуму и личностно-троичному бытию) и диалектически разрабатывается Я. Беме(учение об *унгрунд* безосновном основании бытия). Погружение индивида в исходную тьму, ничто полагается снятием всех позитивно-онтологических рамок существования и дискурсивных аспектов мышления. Это полное преображение *земного*, *тварного* статуса личности, выход за пределы собственной природы, превращение человека в онтологический центр мироздания. Особое значение в этом процессе имеет воплощение Божественной мудрости (Софии), соединяющей в себе как творческие, так и тварные параметры, как разумно-рациональное, так и сверхрациональное, целостное мировосприятие. Тем не менее, *темная* подоснова бытия, несвязанность, чистая негативность остается указанием на проблематичный характер динамической трансформации существования и сущности человека. Кроме того, во всех трех вариантах А. сохраняет принципиальный акцент на чисто субъективное, эгоцентрическое становление софийной личности. Опытом синкретического объединения субъективной софиологии и соборной мистики исихазма становится русская школа всеединства, внесшая свой вклад в развитие антропософских идей. А. всеединства от В. С. Соловьева до Л. П. Карсавина разрабатывает целый спектр софиологических концепций человека и Богочеловечества. Особенностью этой ветви религиознофилософской А. является попытка последовательного синтеза мистико-богословских мотивов А. с метафизическими схемами гегельянства, шеллингианства, романтизма. Кроме того, антропософийный дискурс всеединства приобретает характерную историософскую и социософскую заостренность за счет его вписывания в эволюционистскую картину всечеловеческого становления. Наиболее характерными моделями представления человека в метафизике всеединства являются софийно-соборные построения В. С. Соловьева с выраженными пантеистическими тенденциями, идея коллективно-органического софийного познания С. Н. Трубецкого, антиномичные концепции С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского, концепция соборной социологии С. Л. Франка, Симфоническая Личность Л. П. Карсавина. Специфическая черта всех этих концепций своеобразный символический персонализм, благодаря которому фактически исчезает онтологическое разграничение космического, социального и индивидуального. Вселенское Богочеловечество не столько созидается, сколько эволюционно актуализуется из первоначального носителя теокосмоантропного всеединства, каковым и является София. В социально-историческом горизонте антропософийная схематика становится, как правило, основой развертывания своеобразных моделей оптимального типа общества: от вселенской теократии В. С. Соловьева до церковно-симфонической модели Л. П. Карсавина (до определенной степени сопоставимой с тоталитарным типом социума) и социософии С. Л. Франка, где соборная онтология уступает место динамической системе духовных связей между сочленами общественного организма. Социальные и исторические аспекты А. всеединства вполне сопоставимы с мотивами раннепозитивистской органической социологии (О. Конт, Э. Дюркгейм), а троичная схематика исторического процесса восходит к историософии Иоахими из Флориды (XII в.). Близкие антропософские концепции разрабатывались представителями т. н. академической православной философии (см. *Антропология православная*). В качестве попытки преодоления имперсоналистических тенденций софиологической А. всеединства можно рассматривать персоналистские построения Н. А. Бердяева и близких к нему католических мыслителей Н. Недонселя, Г. Мадинье, Ж. Лакруа. У Бердяева антропософское учение сохраняет ориентацию на целостно-интуитивное осмысление проблемы человека с позиции несводимости свободы и творчества как антропно-онтологических оснований к чистой позитивности; эволюционному прогрессу человечности здесь противопоставляется все то же мистическое слияние личности с Божественной Личностью. Католический персонализм, заимствуя мотивы Ф. Шлейермахера, М. Шелера, К. Ясперса, П. Тилиха, выстраивает учение об особом статусе личности: личность сама по себе нечто большее, чем чистая индивидность и в таком качестве является главной *заботой* мира и цивилизации. Гармонизация социально-индивидуального взаимодействия воспринимается как аналог Богочеловеческого апофеоза. Т. о., в различных ветвях христианской философии происходит постепенное обмирщение основных идей А., их относительная рационализация и адаптация к социоцентрическому мышлению XX в. С другой стороны, антропософские идеи содержат в себе мощный психологический потенциал, который начинает активно разрабатываться во второй половине XIX в. Исходным пунктом становится формирование ряда мистико-оккультных течений, претендующих на целостный синтез *сокровенного знания* Запада и Востока. Задача этого движения преодоление духовной изоляции отдельных цивилизаций, открытие новых возможностей внутреннего развития личности и всего человечества. Особое место в этом ряду занимает Теософическое общество Е. П. Блаватской, от которого в начале XX в. обособляется Антропософическое общество Р. Штейнера. Основой его учения становится принципиальный синтез европейской мистической А. с мотивами индуистского оккультизма и тантризма. Центром антропосферной системы Штейнера является особый образ человека, чье бытие ставится в прямую связь с космоструктурой и мировой эволюцией. Основная идея А. сущностное единство космического бытия, реализующееся через взаимодействие *мировых эонов*, создающих как структурно-онтологические иерархии, так и определяющих последовательные этапы универсальной эволюции космического целого. Человек определяется как потенциально совершенствующееся существо, преодолевающее свою исходную природно-телесную, психофизическую ограниченность. Это самовозрастание, руководимое *духовной наукой* или А., происходит через последовательное восхождение индивидуального сознания по *слоям субстанциональной человечности* от грубо-физического до всеедино-космического. Этот процесс двоякий: гностическое раскрытие сокровенного образа мира в эволюционирующем разуме и субстанциональное эволюционирование психических и физических способностей. По сути, здесь выражена древнейшая идея мистицизма о возможности опознания собственного существа как вместилища существа мира. Специфика Штейнеровой А. обнаруживается в стремлении придать эзотерическим концепциям форму научного дискурса, определить направления их прагматического использования (особенно в психологии и педагогике), создать на этой основе возможность целенаправленного изменения современной культуры и цивилизации, преодолеть культурно-психологическую несовместимость *западного* и *восточного* миров. Во многом благодаря популяризаторской и литературной активности Штейнеровского общества в современном массовом сознании укоренились концепции *астрала*, *ауры*, *кармы* в качестве инструментов прикладной психологии, а сама преимущественно эзотерическая традиция А. стала одним из компонентов *массовой культуры* современности. Кроме того, под эгидой Антропософического общества развивается т. н. Вальдорфская педагогика, пытающаяся синтезировать традиции гуманитарного образования с *проблемным обучением*, целью чего является формирование *целостного духовно-теоретического видения мира* как фундамента новой культуры и, в перспективе, нового человечества. В отечественной культуре влияние Р. Штейнера испытали А. Белый, А. Блок, Н. Тургенев и др. В кругах русского зарубежья действовали оккультно-эзотерические кружки П. Успенского, Г. Гурджиева, развивавшие сходные со штейнеровским антропософские учения. До известной степени влияние А. прослеживается в творчестве М. Волошина, П. Флоренского и С. Булгакова. Аналогичные штейнеровским представления о сущности и месте человека в целостно-космическом бытии и истории развивались Д. Андреевым, для творчества которого также характерно активное синтезирование православных мотивов А. с традициями индуистского и буддистского эзотеризма, восстановление гностических иерархий, учение о предопределенной мировой эволюции и формировании единой всечеловеческой религии. В конечном счете, основные мотивы А. в самых различных вариантах их выражения являются одной из фундаментальных моделей самосознания человека и культуры, сохранившей свое влияние вплоть до современности. Е. В. Гутов

  1. антропософияот греч. anthropos человек и sophia мудрость мистич. учение в основе крого лежит представление будто человек путем развития скрытых в нем таинств возможностей может дости...Атеистический словарь
  2. антропософияот греч. anthropos человек и sophia мудрость мистич. учение в основе крого лежит представление будто человек путем развития скрытых в нем таинств возможностей может до...Атеистический словарь II
  3. антропософияАНТРОПОСОФИЯ от антропо. и греч. sophia мудрость мистическое учение о человеке включающее методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей ч...Большая советская энциклопедия
  4. антропософияот Антропо. и греч. sophiа мудрость мистическое учение о человеке включающее методику самоусовершенствования и развития предполагаемых тайных способностей человека к дух...Большая Советская энциклопедия II
  5. антропософиятермин Р.Штайнера обозначает осознание человеком своей человеческой природы. Р.Штайнер полагает что обычное знание и мышление несомненно полезны но их следует трансформир...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. антропософиясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  7. антропософияот лат. anthropos человек и sophia мудрость англ. anthroposophia нем. Anthroposophie. Разновидность теософии религиозномистическая доктрина направленная на развитие т...Большой толковый социологический словарь II
  8. антропософияот антропо. и греч. sophia мудрость течение вдуховной жизни в. исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувственного познания мира через самопознание чел...Большой энциклопедический словарь II
  9. антропософияАНТРОПОСОФИЯ от антропо. и греч. sophia мудрость течение в духовной жизни в. исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувственного познания мира через с...Большой Энциклопедический словарь V
  10. антропософияот гр.человек и мудрость эзотерическое учение о человеке как носителе мудрости и тайных духовных сил. Выделено из теософии и развито Р. Штейнером основавшим в г. в Шв...Евразийская мудрость от А до Я
  11. антропософияот антропо. и греческого sophia мудрость течение в духовной жизни в. исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувствительном познании мира через самопозн...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. антропософиякорень АНТРОП соединительная гласная О корень СОФ окончание ИЯ Основа слова АНТРОПОСОФВычисленный способ образования слова Сложение основ АНТРОП соединительная гласн...Морфемный разбор слова по составу
  13. антропософияНачальная форма Антропософия единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  14. антропософияАНТРОПОСОФИЯ греч. anthropos человек sophia мудрость одна из версий теософии полностью дистанцировавшаяся от нее в мистическое учение о человеке как чувственносверхчу...Новейший философский словарь
  15. антропософиягреч. anthropos человек sophia мудрость одна из версий теософии полностью дистанцировавшаяся от нее в мистическое учение о человеке как чувственносверхчувственном сущ...Новейший философский словарь II
  16. антропософияАНТРОПОСОФИЯ от антропо . и греч. sophia мудрость течение в духовной жизни в. исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувственного познания мира через с...Новый большой англо-русский словарь II
  17. антропософияантропософия ж. Мистическое учение основанное на представлении о скрытых возможностях человека развитие которых позволит ему достичь господства над природой....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  18. антропософияантропософия антропософия и...Орфографический словарь
  19. антропософияф.п. антропософия...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  20. антропософиягр. человек и мудрость мистическое учение о реальности духовного мира и о способах его познания. Это разновидность теософии. Антропософия учение о постижении высшего с...Основы духовной культуры
  21. антропософияот греч. антропо. софия оккультномистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил развитое в нач. в. Р. Штайнером основателем Вальдорфской педагогики. На...Педагогический словарь по темам
  22. антропософияот греч.u anthropos человек и sophia мудрость течение в духовной жизни в. исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувственного познания мира через сам...Педагогический терминологический словарь
  23. антропософияантропософия антропософии антропософии антропософий антропософии антропософиям антропософию антропософии антропософией антропософиею антропософиями антропософии антропосо...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. антропософияОрфографическая запись слова антропософия Ударение в слове антропософия Деление слова на слоги перенос слова антропософия Фонетическая транскрипция слова антропософия [н...Полный фонетический разбор слов
  25. антропософияСинкретическое оккультномистическое учение о человеке как носителе тайных духовных сил. Откололось в г. от теософии и было развито Р.Штейнером в стремлении превратить те...Религиозные термины
  26. антропософиярелиг.мистич. учение Р. Штейнера о пробуждении в человеке его скрытых духовных сил. В А. отделилась от традиц. теософии осн. на субъективном мистич. опыте. А. представл...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  27. антропософияот греч. человек и sophia мудрость выделившееся из теософии учение о человеке как духовной личности. Основана нем. философом Р. Штайнером в г. Антропософы рассматривают ...Русская философия
  28. антропософияантропософия иСинонимы теософия...Русский орфографический словарь
  29. антропософияАнтрапасофя...Русско-белорусский словарь
  30. антропософияантрапасофя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  31. антропософияантропософия...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  32. антропософияантропософия иСинонимы теософия...Русское словесное ударение
  33. антропософияантропософия теософия...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  34. антропософияантропософия и Синонимы теософия...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  35. антропософияАНТРОПОСОФИЯ учение разработанное Рудольфом Штайнером см. соединение западных и восточных учений оккультно истолкованного христианства христософия каббалистики и др. Цел...Словарь астрологических терминов
  36. антропософияАНТРОПОСОФИЯ от греч. anthropos человек и sophia мудрость. Учение о нравственной природе человека. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А....Словарь иностранных слов русского языка
  37. антропософияантропософия теософия Словарь русских синонимов. антропософия сущ. колво синонимов теософия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы теософия...Словарь синонимов II
  38. антропософияантропософия теософия...Словарь синонимов
  39. антропософиясистема воззрений признающая ценность и важность не божественного а человеческой мудрости....Словарь-справочник по философии
  40. антропософияоккультномистич. учение о человеке как носителе тайных духовных сил развитое в нач. в. Штейнером. Выделилось из теософии крую Штейнер стремился превратить в эксперимента...Советский философский словарь
  41. антропософияАНТРОПОСОФИЯ от антропо. и греческого sophia мудрость течение в духовной жизни в. исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувствительном познании мира ч...Современная энциклопедия
  42. антропософияАНТРОПОСОФИЯ от антропо . и греч. sophia мудрость течение в духовной жизни в. исходящее из основанной Р. Штейнером науки о духе сверхчувственного познания мира через с...Современный энциклопедический словарь
  43. антропософияAnthroposophy. Эта религиозная и философская система основана на теософских идеях Р. Штайнера . Штайнер родился в АвстроВенгрии в католической семье учился в Венском унив...Теологический энциклопедический словарь
  44. антропософияантропософия [антропо. гр. sophia мудрость] разновидность теософии смесь религиозной мистики и фантастических суеверий основателем антропософии был немецкий мистик р. ...Толковый словарь иностранных слов
  45. антропософияАНТРОПОСОФИЯ антропософии мн. нет ж. от греч. anthropos человек и sophia мудрость книжн. Религиозномистическое учение разновидность теософии....Толковый словарь русского языка II
  46. антропософияАНТРОПОСОФИЯ ж. Мистическое учение основанное на представлении о скрытых возможностях человека развитие которых позволит ему достичь господства над природой....Толковый словарь русского языка
  47. антропософияУдарение в слове антропософияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове антропософия...Ударение и правописание
  48. антропософияRzeczownik антропософия f Filozoficzny Religijny antropozofia f...Универсальный русско-польский словарь
  49. антропософияАНТРОПОСОФИЯ от греч.em человек и мудростьem оккультномистич. учение о человеке как носителе тайных духовных сил развитое в нач.em в.em Штейнером. Выделилось из теософ...Философская энциклопедия
  50. антропософияот греч. человек и мудрость религ.мистич. вероучение ставящее на место бога обожествленного человека Основателем А. является нем. мистик Штейнер организовавший в В...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  51. антропософияот греч. anthropos человек и sophia мудрость разновидность теософии учение основанное в Рудольфом Штейнером и ставившее целью привлечь юношество к тайному учению воспита...Философский энциклопедический словарь II
  52. антропософиягреч. anthropos человек и sophia мудрость мистическое учение разновидность теософии. В основе А. лежит конгломерат религиознофилософских идей заимствованных из пифагор...Философский энциклопедический словарь
  53. антропософияантропософия антропософии антропософии антропософий антропософии антропософиям антропософию антропософии антропософией антропософиею антропософиями антропософии антропосо...Формы слова
  54. антропософияПорто Порт Поросятина Порося Порно Пора Понтяр Понтия Понт Понос Понор Пони Пифос Пифон Пиф Питон Пистон Пирс Пиронафт Пирон Пират Пиран Пир Пион Пинта Пино Пиастр Пиар П...Электронный словарь анаграмм русского языка
  55. антропософияот лат. anthropos человек и sophia мудрость англ. anthroposophia нем. Anthroposophie. Разновидность теософии религиозномистическая доктрина направленная на развитие та...Энциклопедия социологии