Новая философская энциклопедия

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(букв. *древняя философия*) первая по времени форма бытия европейской философии, элемент духовной культуры грекоримского мира. Термин фило(любомудрие) и употреблявшееся наряду с ним слово софос(мудрость) обозначали у самих древних знания весьма общего характера (например, рассмотрение сущности вещей), выходившие за пределы мифологии, конкретных наук (математики, истории) и разного рода искусств (прикладных знаний): медицины, риторики. Античность закрепила за философией тот круг занятий, который в принципе сохраняется за ней и поныне; во-первых, изучение *природы и таинственных явлений* (фюсика натурфилософия, онтология); во-вторых, изучение *жизни и нравов* (этика и политика социальная философия) ; в-третьих, изучение *рассуждения* и *того, что такое истинное, что такое ложное* (диалектика, логика гносеология). Родиной А. ф. стали греческие полисы на побережье Малой Азии, в Ионии, где она возникла в конце VII VI вв. до н. э. в симбиозе с научными знаниями: астрономическими, историко-географическими и др. В ее истории обыкновенно выделяют несколько периодов. Первый раннегреческая философия (конец VII середина V в. до н. э.), представленная в учениях ионийских философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Ксенофан, Пифагор, Гераклит) и италийских (Парменид, Зенон Элейский, пифагорейцы, Эмпедокл). Считается, что раннегреческие философы уделяли внимание главным образом изучению природы, потому их обычно именуют *фюсики* (о природо(естество)вед), а их учения называют *природоведение* (натурфилософия). Содержание философии природы составляло отыскание первоначал мира и учение о его происхождении из этих начал. В зависимости от понимания первоначал и соответственно сути самого мира фюсиологи разделяются на тех, кто учил о первоначалах и мире на конкретно-чувственном уровне, считая таковыми землю, воду, воздух и огонь, а мир их трансформацией, это Фалес, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл и тех, кто учил о первоэлементах и мире на абстрактно-рациональном уровне, объявляя первоэлементами некие отвлеченные сущности, например, числа (Пифагор), а сам мир сводил к неким абстракциям: *все*(pan) (Ксенофан) или *бытие*(Парменид). Второй период классическая греческая философия (середина V конец IV в. до н. э.). На это время приходится деятельность крупнейших философов античности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Оно отмечено также появлением философских учений софистов и *сократических школ*: мегариков, киников, киренаиков. Главной особенностью этого периода является значительное обогащение философской проблематики и связанная с этим специализация ранее единого, нерасчлененного знания за счет усилившегося внимания к этико-антропологическим и социально-политическим вопросам, к философии человека, государства и права, что уже давно стало общим местом при характеристике философии данного периода. У истоков переноса акцента с натурфилософских исследований на антропологические и политико-юридические стояли софисты и Сократ. Эта тенденция нашла свое продолжение в появлении целой серии специальных сочинений Платона (*Государство*, *Законы*, *Политик*) и Аристотеля (*Политика* и несколько *Этик*). Началась также разработка логико-онтологических и психо-гносеологических проблем, осуществленная опять же в трудах Платона (*Теэтет*, *Софист*, *Парменид*) и Аристотеля (*Физика*, *Метафизика*, *Категории*, *О душе*). Они заложили основы философской проблематики и категориального аппарата философии, исследуя понятия бытия и небытия, движения и покоя, тождественного и иного, единого и многого, материи и формы, возможности и действительности, необходимости и случайности и мн.др. Далее принято выделять философию эллинистического периода (III II вв. до н. э.). Ее отличает последующее углубление в этико-антропологическую тематику, что выразилось в обращении философов к личной жизни человека и тому, что составляет радости и печали отдельного человека: к здоровью и болезни, любви, смерти и т. п. В отличие от своего учителя Аристотеля, занятого абстрактно-логическим описанием добродетелей, перипатетик Теофраст исследует характеры людей. В наибольшей мере обозначенная тенденция проявилась во вновь возникших в это время философских школах эпикурейцев и стоиков. Эпикур считал назначением философии врачевание человеческих душ. В некотором роде торжеством субъекта в философии было возникновение скептицизма Пиррона и Новой Академии, ставшего следствием разочарования философов в возможности создания объективных, общезначимых концепций бытия и познания. Завершающий период эллинистическо-римская философия (I в. до н. э. V в. н. э.). В целом эту эпоху в философии можно обозначить как время *зилотов* ( *подражатели*, *ревнители*), исходя из следующих соображений. Начиная со II в. до н. э. в ходе определенной эллинизации римской культуры в Рим проникает философия и усваивается там, подвергаясь, в свою очередь, некоторой романизации. Римляне, как и все последующие народы Европы, становятся наследниками греческих философов и их продолжателями. Еще в древности роль греков и римлян в истории античной культуры закреплена определением греков в качестве *открывателей*, а римлян в качестве *подражателей*. Но не только римляне, а и сами греки поздней античности подражали своим древним предшественникам. Лукреций следовал за Эпикуром, Цицерон шел за Новой Академией и стоиками. Идеи Стой развивали Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Среди создателей и сторонников неопифагореизма были как римляне (Нигидий Фигул), так и греки (Аполлоний Тианский). То же самое нужно сказать и относительно последователей основателя неоплатонизма грека Плотина, среди которых были римляне император Юлиан и Макробий. Данная характеристика философов римской эпохи вовсе не означает, что они (*зилоты*) были лишены творческого начала и оригинальности. Напротив, они внесли весьма значительные нововведения в прежние доктрины. Особенным новаторством отмечено творчество великого философа поздней античности Плотина, создавшего на основе платонизма и аристотелизма самобытную концепцию иерархии идеального мира в виде трех ипостасей: единого, ума и души, порождающей космос. Римляне, со своей стороны, привнесли в философию свойственное им увлечение вопросами политико-юридического и этико-антропологического характера, и притом решали их с более практической, чем греки, т. зр. реальных государственных деятелей и правоведов. Примером могут служить трактаты Цицерона *О государстве* и *О законах*. Достойны упоминания также историко-социологические представления Лукреция о прогрессе человечества и рассуждения Цицерона на темы *человечности* (humanitas). В качестве исторического феномена А. ф. прекратила свое существование в начале VI в. по мере распространения христианства и его победы в качестве государственной религии, когда была закрыта последняя философская школа в Афинах. Но труды античных философов продолжили свою жизнь, войдя в европейскую философскую культуру в качестве весьма существенной составляющей, начиная с времен средневековья. Уже давно стало общим местом положение о том, что древние *в области философии указали пути, которыми пошло человечество* (М. Вундт). Достаточно назвать атомистику и материализм Демокрита, идеализм Платона, нравственные искания Сократа и стоиков. (Лит.: Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1.4. 1; Асмус Ф. Античная философия. М., 1976; Богомолов A.C. Античная философия. М., 1985; Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). Спб., 1994. Т. 1.) В. Т. Звиревич

  1. античная философиякомплекс идей и учений продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с в. до н.э. по в. н.э. и характеризующихся определенным проблемносодержат...История философии
  2. античная философияАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯstrongкомплекс идей и учений продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с в. до н.э. по в. н.э. и характеризующихся опреде...История философии II
  3. античная философияАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ комплекс идей и учений продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с в. до н.э. по в. и характеризующихся определенным пр...Новейший философский словарь
  4. античная философияф.п. антик философиясыл.л. антикалы философия...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  5. античная философияантик философиясы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  6. античная философияпредставляет собой совокупность учений развивавшихся в Древней Греции и Древнем Риме с VI в. до н. э. по VI в. н. э. Начало древнегреческой философии связывают с именем Ф...Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  7. античная философияАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ исторически первая форма европейской теоретической мысли ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм...Философская энциклопедия
  8. античная философиясовокупность философских учений развивавшихся в древнегреч. рабовладельческом обве с конца в. до н. э. и в древнеримском рабовладельческом обве начиная со в. до н. э. в...Философский энциклопедический словарь
  9. античная философияАНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ комплекс идей и учений продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с в. до н.э. по в. н.э. и характеризующихся определенн...Энциклопедия История философии