Новая философская энциклопедия

АВЕРРОИЗМ

направление средневековой философии, разрабатывавшее идеи арабского мыслителя Аверроэса (Ибн Рушда). В более общем смысле А. развил материалистические тенденции аристотелизма Ибн Рушда и его последователей. Идеи арабских философов (см. *Арабская философия*) о смертности души, о вечности и, как следствие, несотворенности материального мира, разработанные Ибн Рушдом, и его теория двойственной истины были материалистически развиты аверроэвской школой. Знание истины противопоставлялось вере, тем самым философия отделялась от теологии. Это наметило основы антитеологических тенденций в А., отдельные тезисы которого противостояли религиозной философии католицизма, и побудило Ф. Энгельса в *Диалектике природы* отметить *перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII в.* (Энгельс Ф. *Диалектика природы* // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 346). Безличный мировой ум (нус) в его понимании Аристотелем рассматривается А. как единая субстанция, общая для всего человечества и влияющая на отдельные души людей извне. В связи с этим и отрицалось бессмертие индивидуальной души. Тесно связана с этим теория *единства интеллекта*, привлекающая внимание современной западной философии (Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories f Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.): разум, будучи множествен и индивидуален в своих проявлениях, представляет собой в своей основе единую нематериальную основу. Арабский аристотелизм (как комментарии к Аристотелю и развитие его философских идей применительно к своеобразию религиозно-философской мысли ислама) развивался в учении Фалсафа, представляющего собой восточный перипатетизм в средневековой арабской философии. Опираясь на философию средневекового ислама, арабские переводы античных философов и критический анализ христианской и иудейской религиозной философии, арабский аристотелизм влиял на развитие А. Переводы на латинский язык философских трудов Ибн Рушда, творившего в арабо-испанской Андалузии, были широко известны его современникам и последователям в университетах Западной Европы (в частности, Сигеру Брабантскому и Боэцию Дакийскому из Парижского университета, итальянским философам Болонского университета и медикам Падуанского университета). Наряду с борьбой против религиозной философии католицизма имела место полемика иудейских философов с тезисами А., переведенными на древнееврейский язык (например, Альбалаг, XIII в., жил в Испании). Философия А. была знакома известному еврейскому философу Моисею Маймониду. Полемика сторонников А. с Фомой Аквинским вызвала преследования их католической церковью. Многие тезисы А. осуждались парижским епископом по приказанию папы Иоанна XXI в 1277 г.; вместе с аристотелизмом А. был осужден Беневентским собором в 1513 г. В XVI в. центр А. переместился из Франции в Италию и развивался в рамках Падуанской школы. Основанную на А. политическую теорию светского государства развивал Марсилий Падуанский. Профессор философии и медицины университетов Болоньи, Феррары и Падуи Пьетро Помпонацци (1462 1525) анализировал концепцию Аверроэса о единстве человеческого интеллекта. Кроме него в Болонском университете философские воззрения А. развивали Пьетро дАбано, Паоло Венето, Гаэтано да Тьене. Влияние идей А. прослеживается в философских трудах Пико делла Мирандолы, Бруно, Дж. Ч. Ванини. Т. о., западноевропейская философская мысль вплоть до эпохи Возрождения испытывала определенное влияние А. и арабского аристотелизма. Примером этому может служить полемика Франческо Петрарки (1304 1374) с философскими школами аверроистов в Венеции. Более того, в Италии А. был популярен вплоть до XVII в. Комментарии Аверроэса к Аристотелю и учение А. были известны ив России: основатели Славяно-греко-латинской академии получили образование в Падуе центре итальянского А. К началу XVII в. А. теряет свое влияние в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии. (Лит.: Ренан Э. Аверроэс и аверроизм. Киев, 1903; Философская энциклопедия, т. 1, M., 1960, с. 18; Григорян С. H. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966, 352 с.; Сагадеев А. В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973, 207 с.; Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 9; Davidson H. A. Alfarabi, Avicenna and Averroes on Intellect: Their Cosmologies, Theories of the Active Intellect, and Theories of Human Intellect. New York: Oxford University Press, 1992, 363 p.) И. А. Латыпов

  1. аверроизмнаправление в средневековой философии основателем которого был арабский мыслитель в. Ибн Рушд Аверроэс. А. разрабатывал материалистические тенденции аристотелизма Ибн Ру...Большая Советская энциклопедия II
  2. аверроизмсущ. муж. родааверрозм уem...Большой русско-украинский словарь
  3. аверроизмнаправление в западноевропейской философии вв.развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мирао едином общем для всех людей мировом разуме как субс...Большой энциклопедический словарь II
  4. аверроизмАВЕРРОИЗМ направление в западноевропейской философии вв. развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мира о едином общем для всех людей мировом раз...Большой энциклопедический словарь III
  5. аверроизмАВЕРРОИЗМ направление в западноевропейской философии вв. развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мира о едином общем для всех людей мировом ра...Большой Энциклопедический словарь V
  6. аверроизмнаправление в западноевропейской философии вв. развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мира о едином общем для всех людей мировом разуме как ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. аверроизмнаправление в западноевроп. ср.век. философии восходящее к учению араб. философа Ибн Рушда Аверроэса труды которого в осн. представлены комментариями к Аристотелю. Возник...Католическая энциклопедия
  8. аверроизмНачальная форма Аверроизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  9. аверроизмАВЕРРОИЗМ направление в западноевропейской средневековой философии основу которого составили воззрения арабского философа в. Ибн Рушда латинизирован. Averroes. А. явилс...Новейший философский словарь
  10. аверроизмнаправление в западноевропейской средневековой философии основу которого составили воззрения арабского философа в. Ибн Рушда латинизирован. Averroes. А. явился дальнейше...Новейший философский словарь II
  11. аверроизмАВЕРРОИЗМ направление в западноевропейской философии вв. развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мира о едином общем для всех людей мировом раз...Новый большой англо-русский словарь II
  12. аверроизмф.п. аверроизм...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  13. аверроизмаверроизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  14. аверроизмАВЕРРОИЗМ Философское учение арабского ученого Аверроэса утверждавшего между прочим что вселенная не могла быть создана из ничего и что индивидуальное бессмертие невозмо...Словарь иностранных слов русского языка
  15. аверроизмнаправление в западноевропейской философии XIIIXVI вв. развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мира о едином общем для всех людей мировом разуме...Словарь по истории психологии
  16. аверроизмнаправление западноевроп. ср.век. философии восходящее к воззрениям араб философа в. Ибн Рушда в лат. традиции Аверроэс. А. явился натуралистич. переработкой учения Арис...Советский философский словарь
  17. аверроизмАВЕРРОИЗМ направление в западноевропейской философии вв. развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мира о едином общем для всех людей мировом р...Современная энциклопедия
  18. аверроизмАВЕРРОИЗМ направление в западноевропейской философии вв. развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мира о едином общем для всех людей мировом раз...Современный энциклопедический словарь
  19. аверроизмнаправление в средневековой философии основателем которого был араб мыслитель Ибн Рушд Аверроэс. Получил распространение в Зап. Европе благодаря переводам на лат. язык сд...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  20. аверроизмнаправление западной средневековой философии восходящее к воззрениям арабского философа ИбнРушда в лат. традиции Аверроэс которые являются переработкой учения Аристотеля ...Тематический философский словарь
  21. аверроизмАВЕРРОИЗМ направление западноевроп. ср.век.em философии восходящее к воззрениям араб философа в.em Ибн Рушда влат.em традиции Аверроэсem. А. явился натуралистич. перераб...Философская энциклопедия
  22. аверроизмнаправление в ср.век. философии основателем крого был арабский мыслитель Ибн Рошд латинизиров. Averros. A. подверг дальнейшей разработке материалистич. тенденции аристот...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  23. аверроизмфилософскотеологическое направление эпохи христ. средневековья и Возрождения восходящее к воззрениям араб философа в. Аверроэса. Представители аверроизма выступая с крит...Философский энциклопедический словарь II
  24. аверроизмфилософскотеологическое направление эпохи христ. средневековья и Возрождения восходящее к воззрениям араб философа в. Аверроэса. Представители аверроизма выступая с крит...Философский энциклопедический словарь
  25. аверроизмРазом Размер Раз Орза Омар Овир Оверарм Мраз Морзе Мор Моир Мирра Миро Мирза Мир Миоз Мио Мизер Миаз Мера Маори Мао Мазер Маз Мавр Ирма Иразер Иов Изомер Измор Изм Зримо ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  26. аверроизмАВЕРРОИЗМ направление в западноевропейской философии вв. развивавшее идеи Ибн Рушда Аверроэса о вечности и несотворенности мира о едином общем для всех людей мировом ра...Энциклопедический словарь естествознания