Музыкальный словарь

ПАШКЕВИЧ ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

( ок. 1742 - 20 III 1797, Петербург)

Известно всему просвещенному свету, сколько полезны и притом забавны театральные сочинения... Сие есть зеркало, в котором каждой себя ясно видеть может... пороки, не столь уважаемые, навсегда представляются на театре для нравоучения и поправки нашей.

Драмматический словарь 1787 года

XVIII век принято считать эпохой театра, но даже на фоне повального увлечения спектаклями разных жанров и видов всенародная любовь к русской комической опере, родившейся в последней трети века, удивляет своей силой и постоянством. Самые острые, больные вопросы современности - крепостничество, преклонение перед иностранщиной, купеческий произвол, вечные пороки человечества - скупость, жадность, добродушный юмор и едкая сатира - таков диапазон возможностей, освоенных уже в первых отечественных комических операх. Среди создателей этого жанра важное место принадлежит В. Пашкевичу - композитору, скрипачу, дирижеру, певцу и педагогу. Его разносторонняя деятельность оставила значительный след в русской музыке. Тем не менее о жизни композитора мы знаем и по сей день очень немногое. Почти ничего не известно о его происхождении и юношеских годах. Согласно указанию историка музыки Н. Финдейзена, принято считать, что в 1756 г. Пашкевич поступил на придворную службу. Достоверно известно, что в 1763 г. молодой музыкант был скрипачом в придворном "бальном" оркестре. В 1773-74 гг. Пашкевич преподавал пение в Академии художеств, позднее - в Придворной певческой капелле. Он ответственно относился к занятиям, что отмечал в характеристике музыканта инспектор Академии: ..."г-н Пашкевич, учитель пения... хорошо исполнял свои обязанности и делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих"... Но основное поприще, на котором развернулось дарование художника, - это театр.

В 1779-83 гг. Пашкевич сотрудничал с "Вольным российским театром", К. Книппера. Для этого коллектива в содружестве с выдающимися драматургами Я. Княжниным и М. Матинским композитор создал свои лучшие комические оперы.В 1783 г. Пашкевич стал придворным камермузыкантом, затем "капельмейстером бальной музыки", скрипачом-ренегитором в семье Екатерины II. 3 этот период композитор был уже авторитетным музыкантом, завоевавшим широкое признание и даже получившим чин коллежского асессора. На рубеже 80 и 90-х гг. появились новые произведения Пашкевича для театра - оперы на тексты Екатерины II: из-за зависимого положения при дворе музыкант был вынужден озвучивать малохудожественные и псевдонародные писания императрицы. После смерти Екатерины композитор был немедленно уволен без назначения ему пенсии и вскоре умер.

Основную часть творческого наследия музыканта составляют оперы, хотя недавно стали известны и хоровые сочинения, созданные для Придворной певческой капеллы, - Обедня и 5 концертов для четырехголосного хора. Однако такое расширение жанрового диапазона не меняет сути: Пашкевич по преимуществу театральный композитор, удивительно чуткий и умелый мастер действенных драматургических решений. 2 рода театральных сочинений Пашкевича разграничиваются весьма четко: с одной стороны, это комические оперы демократической направленности, с другой - произведения для придворного театра ("Февей" - 1786, "Федул с детьми" - 1791, совместно с В. Мартин-и-Солером; музыка к представлению "Начальное управление Олега" - 1790, совместно с К. Каноббио и Дж. Сарти). Из-за драматургических нелепостей либретто эти опусы оказались нежизнеспособными, хотя в них много музыкальных находок и отдельных ярких сцен. Постановки спектаклей при дворе отличались невиданной роскошью. Пораженный современник писал об опере "Февей: Я никогда не видел зрелища более разнообразного и более великолепного, на сцене было свыше пятисот человек! Однако в зрительном зале... нас всех вместе взятых было менее пятидесяти зрителей: настолько непокладиста императрица в отношении доступа в свой Эрмитаж". Понятно, что эти оперы не оставили заметного следа в истории отечественной музыки. Иная судьба ожидала 4 комические оперы - "Несчастье от кареты" (1779, либр. Я. Княжнина), "Скупой" (ок. 1780, либр. Я. Княжнина по Ж. Б. Мольеру), "Тунисский паша" (муз. не сохр., либр. М. Матинского), "Как поживешь, так и прослывешь, или Санкт-петербургский гостиный двор" (1-я ред. - 1782, партитура не сохр., 2-я ред. - 1792, либр. М. Матинского). Несмотря на существенные сюжетные и жанровые различия, все комические оперы композитора отмечены единством обличительной направленности. В них сатирически представлены нравы и обычаи, которые критиковали передовые русские литераторы XVIII в. Поэт и драматург А. Сумароков писал:

Представь бездушного подьячего в приказе,

Судью, что не поймет, что писано в указе,

Представь мне щеголя, кто там вздымает нос,

Что мыслит целый век о красоте волос.

Представь мне гордого, раздута как лягушку,

Скупого, что готов в удавку за полушку.

Галерею подобных лиц композитор перенес на театральные подмостки, счастливо преобразив силой музыки уродливые явления жизни в мир чудесных и ярких художественных образов. Смеясь над тем, что достойно осмеяния, слушатель одновременно восхищается гармоничностью музыкально-сценического целого.

Композитор умел выразить средствами музыки неповторимые черты человека, передать развитие чувств, тончайшие движения души. Его комические оперы привлекают драматургической цельностью и сценической убедительностью каждой детали, любого музыкального приема. В них отразилось присущее композитору блестящее мастерство оркестрового и вокального письма, тонкой мотивной работы, продуманной инструментовки. Правдивость социально-психологической характеристики героев, чутко воплощенной в музыке, закрепила за Пашкевичем славу Даргомыжского XVIII в. Его искусство по праву принадлежит к высшим образцам русской культуры эпохи классицизма.


  1. пашкевич, василий алексеевичрод. ок. ум. .III. в Петербурге рус. композитор скрипач дирижер. Обучался музыке в Италии. С скрипач с дирижерконцертмейстер придворного бального орк. В дирижер орк....Большая биографическая энциклопедия
  2. пашкевич василий алексеевичПашкевичstrong Василий Алексеевич [около .] русский композитор один из создателей русской национальной оперы. В скрипач с дирижр придворного бального оркестра в Петербу...Большая Советская энциклопедия II
  3. пашкевич василий алексеевичПАШКЕВИЧ Василий Алексеевич ок. российский композитор скрипач дирижер. Один из создателей русской национальной оперы Несчастье от кареты Скупой ок. сказочная опера Фе...Большой Энциклопедический словарь V
  4. пашкевич, василий алексеевичВасилий Алексеевич около композитор скрипач дирижер. Один из создателей русской комической оперы Несчастье от кареты Скупой около СанктПетербургский гостиный двор со...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. пашкевич, василий алексеевичкомпозитор. Самое значительное произведение СанктПетербургский гостиный двор или Как поживешь так и прослывешь. Считается первой реалистической бытовой комедией. Один из...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие