Музыкальный словарь

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА

Вы были на исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невский». В симфоническом концерте вам довелось услышать испанские увертюры Глинки. Пианист исполнил сонаты Бетховена. А школьный хор к очередному пионерскому празднику разучивает новые песни. Зачем понадобилось такое перечисление? Здесь специально названы произведения очень разные -- разные и по жанру, и по форме. Что же такое -- форма в музыке? Музыкальной формой принято называть композицию, то есть особенности построения музыкального произведения: соотношение и способы развития музыкально-тематического материала, соотношение и чередование тональностей. Конечно, каждое музыкальное произведение обладает своими неповторимыми чертами. Но все же на протяжении нескольких веков развития европейской музыки сложились определенные закономерности, принципы, по которым строятся отдельные типы произведений.С одной из музыкальных форм вы все, без сомнения, очень хорошо знакомы. Это куплетная форма, в которой пишутся песни (ей посвящен рассказ о слове «куплет»). Сходна с ней ведущая от нее свое происхождение старинная форма рондо. Основаны они на двух (или -- в рондо -- нескольких) различных тематических материалах. Форма в таких случаях строится на сопоставлении, развитии, а иногда и столкновении этих часто контрастных, а порою даже конфликтных тем. Распространены в музыкальной практике также трехчастная и двухчастная формы. Трехчастная строится по схеме, которую принято изображать буквами так: АВА. Это означает, что начальный эпизод в конце, после контрастного ему среднего эпизода, повторяется. В этой форме пишутся средние части симфоний и сонат, части сюит, различные инструментальные пьесы, например, многие ноктюрны, прелюдии и мазурки Шопена, песни без слов Мендельсона, романсы русских и зарубежных композиторов. Двухчастная форма распространена меньше, так как имеет оттенок незавершенности, сопоставления, словно бы «без вывода», без итога. Схема ее: АВ. Существуют и музыкальные формы, основанные на одной только теме. Это, прежде всего, вариации, которые точнее можно назвать темой с вариациями (вариациям тоже посвящен отдельный рассказ в этой книжке). Кроме того, на одной теме построены многие формы полифонической музыки, такие как фуга, канон, инвенция, чакона и пассакалья. С ними вас знакомят рассказы «полифония», «фуга», «вариации». Встречается в музыке и так называемая свободная форма, то есть композиция, не связанная с установившимися типовыми музыкальными формами. Чаще всего композиторы обращаются к свободной форме при создании программных произведений (далее вы сможете прочесть, что такое программная музыка), а также при сочинении всевозможных фантазий и попурри на заимствованные темы. Правда, часто и в свободных формах присутствуют черты трехчастности -- наиболее распространенной из всех музыкальных построений. Не случайно и самая сложная, высшая из всех музыкальных форм -- сонатная -- в основе своей также трехчастна. Ее главные разделы -- экспозиция, разработка и реприза -- образуют сложную трехчастность -- симметричное и логически завершенное построение. Об этом вы прочтете в рассказе, посвященном сонате.

  1. музыкальная формакласть [положить] на музыку [на ноты].инструментовка. инструментовать.оркестровка. оркестровать.аранжировка. аранжировать.клавир клавираусцуг. сольфеджио.симфонизм. симфо...Идеографический словарь русского языка
  2. музыкальная формав широком философскоэстетическом смысле слова комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных выразительных средств воплощающих в музыке определнное идейнохудожественное со...Большая Советская энциклопедия II
  3. музыкальная формакомплекс выразительных средств воплощающих вмузыкальном произведении определенное идейнохудожественное содержание.Строение структура музыкального произведения. В каждом п...Большой энциклопедический словарь II
  4. музыкальная формаМУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА комплекс выразительных средств воплощающих в музыкальном произведении определенное идейнохудожественное содержание. Строение структура музыкального прои...Большой энциклопедический словарь III
  5. музыкальная формаМУЗЫКАЛЬНАЯ форма комплекс выразительных средств воплощающих в музыкальном произведении определенное идейнохудожественное содержание. Строение структура музыкального про...Большой Энциклопедический словарь V
  6. музыкальная формакомплекс выразительных средств воплощающих в музыкальном произведении определенное художественное содержание. Строение структура музыкального произведения. В каждом прои...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. музыкальная формасм. Форма музыкальная....Музыкальная энциклопедия
  8. музыкальная формаМУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА комплекс выразительных средств воплощающих в музыкальном произведении определенное художественное содержание. Строение структура музыкального произвед...Современная энциклопедия
  9. музыкальная формаМУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА комплекс выразительных средств воплощающих в музыкальном произведении определенное идейнохудожественное содержание. Строение структура музыкального про...Современный энциклопедический словарь
  10. музыкальная формаМУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА комплекс выразительных средств воплощающих в музыкальном произведении определенное идейнохудожественное содержание. Строение структура музыкального про...Энциклопедический словарь естествознания
  11. музыкальная формаМУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМАПод формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого способы развития музыкального материала а также жанровые обозначения которые авторы д...Энциклопедия Кольера II