Музыкальная энциклопедия

ЧАКОНА

(испан. chacona, итал. ciaccona, франц. chaconne) - первоначально народный танец, известный в Испании с кон. 16 в.; имеются данные о его американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении. Размер трёхдольный, темп живой; характер, согласно описаниям М. Сервантеса (новелла "La ulistre Fregona", опубл. 1610), Лопе де Веги (1618) и др., был неистовым и диким; исполнялась Ч. в сопровождении пения и игры на кастаньетах. Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении Ч. в Европе, где она видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирич. оттенком, чаще в миноре, в трёхдольном размере с акцентом на 2-й доле. В Италии Ч., сближаясь с пассакалией, обогащается вариационным развитием на основе basso ostinato. Во Франции Ч. становится балетным танцем: Ж. Б. Люлли вставляет её как заключит. номер в финал сценич. произв., что остаётся традицией (см., напр., музыку из оперы "Королева фей" Г. Пёрселла) вплоть до эпохи К. В. Глюка ("Орфей и Эвридика", "Ифигения в Авлиде"). Со временем название "Ч." стало применяться к инструментальным нетанцевальным произв. (один из ранних образцов в Sonate concertate T. Мерулы для 2 скрипок с basso continuo, 1637), как самостоятельным (известнейшая в скр. лит-ре Ч., приписываемая Т. А. Витали) или со вступит, пьесой (Прелюдия и Ч. для клавира И. К. Ф. Фишера), так и входящим в партиту, сюиту (сюита G-dur для клавира Генделя, состоящая из прелюдии и Ч. с 62 вариациями; заключит. часть из его же сюиты d-moll). В истории Ч. видную роль сыграли мастера клавирной и орг. музыки У. Бёрд, Дж. Фрескобальди, И. Пахельбель, Д. Букстехуде. Ч. имеет много точек соприкосновения с родственными жанрами. Она нередко упоминается вместе с близкой, но более лиричной сарабандой, а также фолией. В Англии распространение Ч. было подготовлено традиционными граундом и фэнси, от к-рых её бывает трудно отличить (напр., A Ground in Gamut для клавесина Г. Пёрселла). Во мн. случаях композиторы не делали различия между Ч.и пассакальей. Во Франции оба названия использовались для обозначения произв. типа куплетного рондо, где остинатность присутствует в проведениях рефрена (образцы у Ж. Шамбоньера, Ж. А. д'Англебера, Л. и Ф. Куперена; судя по сохранившимся текстам, сходное строение имели самые старинные песенно-танц. европ. Ч.). Темы в Ч. небольшие (4- или 8-тактные), с ясной танц. метрич. организацией. В отличие от пассакальи Ч. представляет собой вариации скорее на гармонич. последовательность с чётким басом, чем на остинатный бас. В целом Ч. проще пассакальи, меньшее применение в ней находит полифония, варьирование носит орнаментальный характер, причём часто (но не обязательно: см. орг. Прелюдию, фугу и Ч. C-dur Букстехуде) орнаментируется бас (напр., в Ч. с 21 вариацией G-dur для клавира Генделя). Поскольку темы обычно гармонически разомкнуты, проведения легко сливаются, и вариации сплачиваются либо по способу обработки материала, либо по фактурному и тональному признакам: в кантате No 150 И. С. Баха (редкий пример хоровой Ч.) центр. группа выдержана в др. тональностях, и целое организуется в трёхчастную форму, у Витали Ч. имеет рондообразное строение. Сравнительно с пассакальей Ч. - жанр более камерный, но располагающий богатой потенцией к развитию. Непревзойдённый образец Ч. - финал партиты No 2 для скрипки соло И. С. Баха, отличающийся большой глубиной и трагич. силой:
И. С. Бах. Чакона из партиты No 2 для скрипки соло. Тема и начало 1-й вариации (авторское изложение).
Существуют многочисл. фп. транскрипции этой Ч. (И. Брамса - для левой руки; Ф. Бузони) и её орк. переложения (Н. Г. Рахлина, С. П. Горчакова, Б. П. Ривилиса).
Д. Д. Шостакович. Трио для фп., скрипки и виолончели ор. 67; 3-я часть (1-я вариация).
В 19 в. композиторы к Ч. почти не обращаются; нек-рые черты её претворены в таких глубоких соч., как 32 вариации c-moll для фп. Бетховена, финал симфонии No 4 Брамса. Композиторы 20 в. обращаются к жанру Ч. сравнительно редко: М. Регер (Ч. для скрипки соло, 1909-12), Ф. Бузони (Токката: прелюдия, фантазия, Ч. для фп., 1921), Э. Кшенек (токката и Ч. для фп., 1922), Б. Барток (соната для скрипки соло, 1943-44, 1-я часть), Р. К. Щедрин (Ч. в четырёхдольном размере из "Полифонической тетради" для фп., 1972), латв. комп. П. Г. Плакидис (финальная Ч. в двудольном размере из "Музыки для фортепиано, струнного оркестра и литавр", 1972).
Ч. практически перестала отличаться от пассакальи (3-я часть фп. трио М. Равеля, нек-рые соч. П. Хиндемита); границы представления о Ч. в совр. музыке почти неопределённы.

Литература: Рабей В., Сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло, М., 1970; Зтингер M. A., О гармонии в бассо-остинатных формах, в сб.: Вопросы теории музыки, вып. 2, М., 1970; Цуккерман В. A., Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма, М., 1974; Генова Т., Из истории basso ostinato XVII-XVIII веков (Монтеверди, Перселл, Бах и другие), в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 3, М., 1977; Протопопов В., Очерки по истории инструментальных форм XVI - начала XIX века, М., 1979; Mitjana R., La musique en Espagne, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1 (v. 4), P., 1920; Litterscheid R., Zur Geschichte des Basso Ostinato, Marburg, 1928 (Diss.); Mies P., Die Chaconne bei Hдndel, в сб.: Hдndel-Jahrbuch, Bd 2, Lpz., 1929; Machabey A., Les origines de la chaconne et de la passacaille, "Revue de Musicologie", 1946, v. 28; Fischer К. von, Chaconne und Passacaglia, "Revue Belge de Musicologie", 1958, v. 12, No 1; Berger G., Ostinato, Chaconne, Passacaglia, Wolfenbьttel, (1968).

И. Э. Манукян, В. П. Фраёнов.

Синонимы:
музыка, пьеса, танец, чаконна


  1. чаконаЧАКОНА исп. chacona ятал. ciaccona старинный танец. Известен с кон. в. С в. приобрл величественный характер. Темп медленный размер supsub. Ч. использовалась в балетах Ж...Большая советская энциклопедия
  2. чаконаисп. chacona итал. ciaccona старинный танец. Известен с конца в. С в. приобрл величественный характер. Темп медленный размер supsub. Чакона использовалась в балетах Ж. ...Большая Советская энциклопедия II
  3. чаконаж.музыка танецem chacona f...Большой русско-испанский словарь
  4. чаконасущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. чаконаж. муз. chaconne f...Большой русско-французский словарь
  6. чаконамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  7. чаконаж. муз.chaconne f музыка пьеса танец чаконна...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. чаконаЧАКОНА исп. chacona старинный танец испанского происхождения первоначально быстрый с в. медленный и плавный а также инструментальная музыкальная пьеса торжественного ха...Большой Энциклопедический словарь V
  9. чаконаи ж.i Старовинний спанський танець з кастаньтами вдомий з кнця ст. який виконуться в швидкому темп супроводжуться спвом музичний твр у ритм цього танцю....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. чаконаиспанское chacona итальянское ciaccona с конца в. испанский танец дольного размера. инструментальная пьеса близкая пассакалье....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. чаконаСтаринный испанский танец в размере в темпе модерато на основе вариаций на одну и ту же тему. Чакону для органа написал Фрескобальди в году Милануцио в году для органа...История гитары. Библиографический и терминологический словарь
  12. чаконаы ж.em Старинный испанский танец.Музыкальная пьеса в форме вариаций.Чакона для скрипки Баха.[исп. chacona] музыка пьеса танец чаконна...Малый академический словарь
  13. чаконаНачальная форма Чакона единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  14. чаконасп. chacona звуконаслдування нструментальна пса яка походить вд старовинного спанського танцю що супроводжуться спвом. Музичний розмр темп жвавий. З XVII ст.пса у форм...Музичні терміни
  15. чаконасм. ВАРИАЦИИ. музыка пьеса танец чаконна...Музыкальный словарь
  16. чаконачакона ж. Старинный испанский танец исполняемый в быстром темпе сопровождающийся пением и звуками кастаньет. Музыка к такому танцу. Музыкальное произведение в ритме та...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  17. чаконачакона чакона ы...Орфографический словарь
  18. чаконаu ж музыка пьеса танец чаконна...Орфографический словарь русского языка
  19. чаконачакона менник жночого роду старовинний танець музична вараця...Орфографічний словник української мови
  20. чаконачакона чаконы чаконы чакон чаконе чаконам чакону чаконы чаконой чаконою чаконами чаконе чаконах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  21. чаконаОрфографическая запись слова чакона Ударение в слове чакона Деление слова на слоги перенос слова чакона Фонетическая транскрипция слова чакона [кон] Характеристика всех ...Полный фонетический разбор слов
  22. чаконачакона ыСинонимы музыка пьеса танец чаконна...Русский орфографический словарь
  23. чаконаЖ mus. akona rqs mahiyytind olan qdim musiqi pyesi....Русско-азербайджанский словарь
  24. чаконачакона м. муз.ichaconne...Русско-английский словарь
  25. чаконачакона ж. муз. chaconne....Русско-английский словарь II
  26. чаконаЧакона...Русско-белорусский словарь
  27. чаконамуз.i чакона жен.i...Русско-белорусский словарь II
  28. чаконаTakoona...Русско-эстонский словарь
  29. чаконачаконаСинонимы музыка пьеса танец чаконна...Русское словесное ударение
  30. чаконаЧАКОНА исп. chacona. Род танца и музыка к нему. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский язык с означением их корней. Михельсон А.Д. чакона исп.em ...Словарь иностранных слов русского языка
  31. чаконастаринный танец испанского происхождения первоначально быстрый с XVII в. медленный и плавный а также инструментальная пьеса торжественного характера в виде вариаций на по...Словарь исторических терминов
  32. чаконачакона сущ. колво синонимов музыка пьеса танец чаконна Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы музыка пьеса танец чаконна...Словарь синонимов II
  33. чаконачакона ж. сп. . Старовинний спанський танець який супроводиться спвом грою на кастаньтах. . Музична пса у форм варац на тему яка повторються в басовому голос....Словник іншомовних слів
  34. чаконачакона сп. chacona . Старовинний спанський танець який супроводиться спвом грою на кастаньтах. . Музична пса у форм варац на тему яка повторються в басовому голос....Словник іншомовних слів Мельничука
  35. чако́наЧАКОНА и ж. Старовинний спанський танець з кастаньтами вдомий з кнця XVI ст. який виконуться в швидкому темп супроводжуться спвом музичний твр у ритм цього танцю. Словни...Словник української мови в 11 томах
  36. чаконаЧАКОНА и ж. Старовинний спанського походження танок з кастаньтами вдомий з кнця XVI ст. який первсно виконувався в швидкому темп й супроводжуться спвом з ХV ст. повльний ...Словник української мови у 20 томах
  37. чаконаЧАКОНА исп . chacona старинный танец испанского происхождения первоначально быстрый с в. медленный и плавный а также инструментальная музыкальная пьеса торжественного ха...Современный энциклопедический словарь
  38. чаконачакона [исп. chacona ] старинный танец известный в испании с конца в. исполняемый в живом темпе в сопровождении пения и звуков кастаньет муз. размер в itis вв. инст...Толковый словарь иностранных слов
  39. чаконаЧАКОНА чайконы ж. ит. ciaccona муз. Старинная инструментальная пьеса плясового характера ряд вариаций на выдержанном басе....Толковый словарь русского языка II
  40. чаконаЧАКОНА ж. Старинный испанский танец исполняемый в быстром темпе сопровождающийся пением и звуками кастаньет. Музыка к такому танцу. Музыкальное произведение в ритме та...Толковый словарь русского языка
  41. чаконаи ж. Старовинний спанський танець з кастаньтами вдомий з кнця ст. який виконуться в швидкому темп супроводжуться спвом музичний твр у ритм цього танцю....Толковый словарь украинского языка
  42. чаконаУдарение в слове чаконаУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове чакона...Ударение и правописание
  43. чаконаМузична форма варац з басовою темою яка повторються basso ostinato спорднена з пассакалю в XVII ст.em ч. вокальна пзнше нструментальна витримана у половинному темп музичн...Універсальний словник-енциклопедія
  44. чаконамузична форма варац з басовою темою яка повторються basso ostinato спорднена з пассакалю в XVII ст. ч. вокальна пзнше нструментальна витримана у половинному темп музичний...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  45. чаконачакона чаконы чаконы чакон чаконе чаконам чакону чаконы чаконой чаконою чаконами чаконе чаконах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы м...Формы слова
  46. чаконаКочан Нача Нок Коана Кан Аон Ока Очанка Чакан Чакона Чан Анк Чон Акно Акан Аноа Каон Кача Коан Ночка Кон Коч...Электронный словарь анаграмм русского языка